Смекни!
smekni.com

Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу (стр. 4 из 10)

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу про­курора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседа­ния, переводчика, эксперта и специалиста не является основанием для их отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве. Причем участие лица в процессе ранее в качестве специалиста позволяет привлекать его по этому же делу в качестве эксперта.[7]

Кроме обстоятельств, исключающих участие в уголовном судо­производстве по конкретным делам перечисленных выше должно­стных лиц и иных участников процесса, закон предусматривает подобный запрет для некоторых представителей стороны защиты и обвинения - защитника, представителя потерпевшего, граждан­ского истца или гражданского ответчика (ст. 72 УПК РФ). Эти лица подлежат отводу в случаях, если они:

1) ранее участвовали в производстве по данному уголовному де­лу в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секре­таря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, пе­реводчика или понятого;

2) являются близким родственником или родственником судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного засе­дания, принимавшего либо принимающего участие в производстве по данному уголовному делу, или лица, интересы которого проти­воречат интересам участника уголовного судопроизводства, за­ключившего с ним соглашение об оказании защиты;

3) оказывают или ранее оказывали юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им по­дозреваемого, обвиняемого либо представляемого им потерпев­шего, гражданского истца, гражданского ответчика.[8]

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика принимает в ходе досудебного производства по уголовному делу дознаватель, сле­дователь или прокурор, а в ходе судебного производства указан­ное решение принимает суд, рассматривающий данное уголовное дело, или судья, председательствующий в суде с участием при­сяжных заседателей.

2. Недопустимость участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу.

2.1 Отвод прокурора.

В соответствии с п.31 ст. 5 УПК РФ под термин прокурор подпадают следующие должностные лица: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Решение об отводе прокурора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства — суд, рассматривающий основное дело (ст. 66 УПК РФ). Отвод, заявленный прокурору при производстве дознания и предварительного следствия, не приостанавливает выполнения прокурором его обязанностей до принятия решения вышестоящим должностным лицом прокуратуры. Если отвод, заявленный прокурору в суде, удовлетворяется, то слушание дела откладывается и принимаются меры к замене прокурора.

Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно его участие в судебном разбирательстве не является препятствием для его дальнейшего участия в производстве по данному уголовному делу. Осо­бенности процессуальной деятельности прокурора таковы, что его предыду­щее участие при производстве по уголовному делу не препятствует его уча­стию в деле в дальнейшем. Поскольку направление деятельности прокурора связано с осуществлением функции уголовного преследования, с выдвиже­нием и обоснованием обвинения против конкретного лица, то от прокурора не требуется, чтобы он, подобно судье, избегал высказывать свое мнение по делу до окончательного его разрешения. Главное, чтобы прокурор, выражая свое личное мнение по поводу обвинения, руководствовался презумпцией невиновности.

Полномочия прокурора определены в ст. 37. В этой же статье указаны основные направления его деятельности в уголовном процессе.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.[9]

Прокуроры должны давать согласие на возбуждение ходатайства перед судом о производстве процессуального действия, на которое требуется разрешение суда, а также согласие на возбуждение уголовного дела.

Срок на дачу согласия прокурором о производстве такого действия законом не определяется. Статья 165 устанавливает только срок рассмотрения такого ходатайства судьей (в течение 24 часов с момента поступления ходатайства). В судебном заседании по этому вопросу вправе участвовать прокурор. Прокурору установлен срок на дачу согласия на возбуждение уголовного дела, согласно ст. 146. Он должен дать такое согласие незамедлительно либо вынести постановление об отказе в даче согласия.[10]

При решении вопроса о применении таких мер пресечения как домашний арест и заключение под стражу в судебном заседании участие прокурора обязательно, согласно ст. 108, однако, обоснование ходатайства перед судом прокурор может возложить на лицо, возбудившее ходатайство.

В ходе судебного рассмотрения жалоб по месту производства, а также при поддержании ходатайств о продлении срока содержания под стражей участие прокурора также обязательно (ст.ст. 125, 162).

Анализ ст.ст. 108 и 125 не позволяет сделать вывод о том, как должен поступить судья, если в суд в назначенное время не явился прокурор.

Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно его участие в судебном разбирательстве не является препятствием для дальнейшего участия его в производстве по данному делу (ст.66).

В случаях, указанных в ст. 150, прокурор определяет форму расследования своим указанием, а при соединении уголовных дел, подследственных разным органам, устанавливает подследственность в соответствии со ст. 151. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Прокурор направляет уголовные дела по подследственности при передаче дела от одного органа расследования другому (ст.152).[11]

Соединение уголовных дел допускается на основании постановления прокурора (ст. 153). Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела осуществляется органом расследования самостоятельно. Эти материалы подлежат направлению прокурору для решения вопроса о возбуждении, отказе в возбуждении, направлении их по подследственности или в суд (ст.145).

Прокурор, в соответствии со ст. 157, теперь является "промежуточным звеном" между органами дознания, которые проводили неотложные следственные действия и следователем.

В соответствии со ст. 163 решение о создании следственной группы, изменении ее состава принимает прокурор или начальник следственного отдела.

С согласия прокурора орган расследования выносит постановление о сохранении в тайне данных личности в целях его безопасности (ст. 166).

Прокурор санкционирует выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ст. 183).[12]

В соответствии со ст. 222, прокурор вручает обвиняемому копию обвинительного заключения с приложениями, он же вручает копии обвинительного заключения защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют, и уведомляет потерпевшего, гражданского истца, ответчика и (или) их представителей о направлении уголовного дела в суд.

Не все решения прокурора органы расследования могут обжаловать вышестоящему прокурору, наоборот, согласно ст. 124, действия и решения прокурора могут быть обжалованы только в случаях, предусмотренных УПК РФ.[13]

В судебных стадиях прокурор участвует в качестве государственного обвинителя. Статья 37 УПК РФ позволяет прокурору право поручать поддерживать обвинение дознавателю либо следователю, проводившему дознание по уголовному делу. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров, также существует возможность их замены (ст. 37 УПК РФ).

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону его смягчения.

В соответствии со ст. 314, государственный обвинитель может дать согласие, при ходатайстве обвиняемого, на рассмотрение уголовного дела без проведения судебного разбирательства по преступлениям, наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы.

Прокурор не дает заключений по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, а излагает суду свое мнение по каким-либо вопросам и высказывает предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ст. 246).Только при производстве в надзорной инстанции, где участие его обязательно, за прокурором оставлено право на дачу заключения по надзорной жалобе (ст. 407). Заключение прокурор готовит и в том случае, когда закончена проверка или расследование новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 416). [14]

В соответствии со ст. 354 УПК РФ прокурор имеет право, что на наш взгляд противоречит принципу законности и правовому положению прокурора, на апелляционное и кассационное обжалование, наряду с другими участниками уголовного судопроизводства, в форме представления, а применительно к надзорному производству в форме надзорного представления (ст. 402 УПК РФ).