Смекни!
smekni.com

И культуры работа Тема «Образ человека в преподавании изобразительного искусства в школе» (стр. 2 из 5)

Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Античное искусство Греции и Рима показывают красоту физически совершенного человека.

В скульптуре древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол» уделяется большое значение пропорциональным соотношениям частей фигуры спортсмена, все в ней соразмерно и гармонично.

Мирон развивает мотив движения… Человеческое тело, принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку.

Изображение Амура, сына богини Венеры (Афродиты) , напоминало о божественном происхождении императора – ее потомка.

С иным акцентом выполнена римская статуя – это и идеализированный памятник, могущественному правителю.

Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан получает от сената титул Августа, т.е. «священного сына божественного, отца отечества, потомка Венеры и Эвея». Для усиления эффекта величия скульптор позаимствовал композиционное решение у великого скульптора Фидия, изваявшего статую бога Зевса из Олимпии.

Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана, скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность.

Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.

Его «Давид» - величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом , для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку. Духовно и физически совершенному

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты. В ней были трещины, и никто не верил в той громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ. Микеланджело создал статую для своей родной Флоренции, ибо Давид защитил свой народ и справедливо им правил так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины.

Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные формы отражения своих представлений о красоте человека.

Созвучие человека с природой, их взаимосвязь отражена в картинах А. А. Пластова.

Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее - духовная красота .

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями античной статуей или картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качествам, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция»в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы , окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие , высокие и низкие , широкие и узкие, большие и маленькие и т.д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, пропорциональные характеристики.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорции - это гармонизация форм художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох, и разных культур.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делит изображение на части и позволяла по части определять целое и по одной части тела определить другую. Известно,

что египтяне положили в основу деления фигуры 21 ¼ части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 ¼ части приходилось на изображение традиционного головного убора.

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа

На сохранившихся дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения, разных богов в соответствии с их иерархичным старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо надо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились, и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях, связана с поисками законов и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций фигуры создал скульптор Поликлет в Vвеке до н.э. Его теоретическое сочетание на тему называлось «Канон» а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н.э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяет равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом , при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи, изучивший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С.Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии, до затылка и от затылка до пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет 1/4 или 1/5 часть.

У подростков величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.

Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходится обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.

У каждого человека свои характерные пропорции.

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях , когда он находится внутри и его можно себе только представить.

Объем. С помощью простых человечков легко передать любое движение.

Сначала рисуем проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращиваем объем.

2.Возрастная психология

В своей работе я использовала работы Марии Монтессори (1870-1952) итальянский педагога, которая разрабатывала методы развития органов чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мари Монтессори большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что ребенок наделен огромными возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей. Исследования последних лет доказали, что малыши обладают особой психикой, эта форма обращена к самой природе человека.

М.Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности, на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, потенциала одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.