Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Государственное образовательное учреждение
«Чувашский образовательный институт образования»
Кафедра истории И КУЛЬТУРЫ
Курсовая работа
Тема «Образ человека в преподавании изобразительного искусства в школе»
Выполнила Самылкина Тамара Яковлевна
учитель высшей категории МОУ «СОШ №53 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Научный руководитель кандидат педагогических наук
Смирнова Наталья Борисовна
Чебоксары 2009
Содержание.
Введение
Глава 1. Изображение фигуры человека в истории искусства.
1.Теория из истории искусств
2.Возрастная психология
3.Художественная педагогика (использования в искусстве)
Глава II:
1.Методика преподавания, (особенности изображение фигуры человека и образ человека, научная психология.)
2.Моя технология (методическая разработка в изображении человека)
Методы:
- систематичность, логичность, последовательность изложения учебного материала.
Теоретико-методологическая база. Теоретические основы.
Положения, выносимые на защиту.
Апробация. Одобрение, утверждение, обследование, испытание.
Теоретическая значимость.
Практическая значимость.
3. Заключение. Реализация поставленной задачи.
Приложение.
План – конспект. Научная новизна.
Развернутый план трех тем. Одна тема на три урока. Детские работы.
Список использованной литературы. Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Детские работы
Гипотеза:
Человек - мера всех вещей, что они существуют, а несуществующих что они не существуют.
Протагор
1. Введение.
Целью моей работы было показать специфику изображения фигуры и портрета человека древнейших художников, эпохи Возрождения, современности и осознание учащимися своей индивидуальности, значимости через образ человека.
Необходимо отметить, что рассмотренная мной в этой работе тема очень актуальна на сегодняшний день. Дети учатся узнавать то, что их окружает, понимать и приспосабливаться к этому окружению. Равным образом важно, что в тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начинают нуждаться в специальной помощи обучающего воспитания. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года. К трем годам ребенок формируется как человек, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: формирование у учащихся любви и интереса к искусству. Развить творческую и познавательную активность, формирование практических навыков работы в технике лепки. Толерантному отношению окружающим людям, научить пропорциональному изображению портрета и фигуры человека, раскрыть сущность противоречивого мнения «трудность в изображении портрета, фигуры человека». Познакомить с правилами изображения, научить пропорциональному изображению портрета и фигуры человека, показать значимость, индивидуальность человека. Решить проблему нарушения учащимися пропорции в изображении портрета и фигуры человека, снижение интереса к изобразительной деятельности среднего школьного возраста.
Объектом исследования взяла учащихся 1 – 7 классов в МОУ «СОШ № 53» с углубленным изучением отдельных предметов». Основным методом исследования стало наблюдение в учебном процессе обучения учащихся на уроках изобразительного искусства, по темам изображение портрета и фигуры человека, создание проблемной ситуации, при объяснении новой темы урока, использование на уроках игровых моментов, исследовательских работ учащихся, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), частично поисковый (эвристический) метод по предмету ««Изобразительное искусство и художественный труд».
Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и коллективом авторов: Н.А. Горяева, Л. А. Неменская, А.С. Питерских, при участии В.Г.Горяева, Г.Е.Гурнова, А.А.Кобозева, М.Т.Ломоносовой, О.В.Островской. По изображению портрета и фигуры человека мною, в соответствии возрастом учащихся составлена методическая разработка, которая позволяет учащимся в легкой игровой форме усваивать следующие данные темы.
1 класс. I четверть.
Урок 7. Тема: Изображать можно линией «Расскажи про себя». Автопортрет.
2.класс. III четверть.
Урок 19. Тема: Образ человека и его характер (женский образ).
Урок 20. Тема: Образ человека и его характер (мужской образ)
3.класс. III четверть
Урок 16. Тема: Образ театрального героя. Эскиз куклы.
IV четверть.
Урок 29.Тема: Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты.
Урок 29.Тема: Лепка спортсмена. Движения фигуры человека.
4 класс. I четверть.
Урок 5.Образ русского человека (женский образ).
Урок 6.Образ русского человека (мужской образ).
II четверть.
Урок 12.Древнерусские воины-защитники.
III четверть.
Урок 19.Образ человека, характер одежды в японской культуре.
Урок 22Образ красоты древнегреческого человека. Профильное изображение головы человека.
IV четверть
Урок 28.Все народы воспевают материнство. Портрет мамы.
Урок 29.Все народы воспевают мудрость старости. Использование сказки «Сказка о потерянном времени».
Урок 31. Герои, борцы и защитники. Портрет героя, победителя.
Урок 33. Юность и надежды.
5 класс. III четверть.
Урок 6-7. Праздничные народные гулянья. Коллективная работа.
6 класс. III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.
Урок 16.Тема: Образ человека – главная тема в искусстве.
Урок 16.Тема: Конструкция головы человека и ее пропорция.
Урок 17.Тема: Изображение головы человека в пространстве.
Урок 18.Тема: Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Урок 20. Тема: Портрет в скульптуре.
Урок 21. Тема: Сатирические образы человека.
Урок 22. Тема: Образные возможности освещения в портрете.
Урок 24. Портрет в живописи.
Урок 25. Роль цвета в портрете.
Урок 26. Великие портретисты (обобщение темы).
IV четверть.
Урок 27.Портретный жанр. Человек и пространство.
7 класс. I четверть.
Урок 1. Изображение фигуры человека в истории искусства.
Урок 2. Пропорции и строение фигуры человека.
Урок 3. Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена).
Урок 5. Великие скульпторы.
Урок 6. Изображение фигуры человека с использованием таблицы..
Урок 7. Наброски с фигуры человека.
Человек и его профессия.
II четверть.
Урок 6. Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».
Глава I:
1.Теория из истории искусств
Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.
Произведения пластических искусств в ярких и зримых образах как уникальные документы истории доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.
Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она, якобы чувствовала себя спокойно. Необходимо надо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого вылетела.
Огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика правителей – фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры). Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеотических Венер».
Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.
В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем
Прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.
Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения, способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном теле. Чувствуется, с какой искусностью трактует художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т.д. Однако при всем техническом совершенстве явственно присматривается схематичность в построении всей фигуры.