Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.
Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как превышение скорости движения (18,9%), нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения (15,9%), проезд перекрестков (свыше 23% их общего числа), управление транспортом без прав или несоответствие права на вождение его категории (39,7%), управление транспортным средством в состоянии опьянения (12%), управление транспортным средством при наличии неисправностей автомобиля (2%). Кроме того, свыше 26% от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти нарушения вызывают последствия в виде столкновений с другим автотранспортным средством, с животными; наездов на людей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть - со "смешанной с другими участниками движения виной". Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.[11]
Наибольший удельный вес среди жертв дорожно-транспортных происшествий составляют водители - 34% и пешеходы -38%, а получивших ранения - соответственно 32 и 35%.
Основными видами нарушений ПДД пешеходами, послужившими причинами ДТП являются:
1. Переход через пр. часть в не установленном месте, вне пешеходного перехода - 69,4%
2. Пешеходы в состоянии опьянения - 17,7%
3. Неожиданный выход из-за ТС, сооружений - 13,0% [12]
Преобладающая часть автотранспортных преступлений приходится на окончание рабочего времени (17 - 19 ч.) и вечерние часы (22 - 24 ч.), причем в вечернее время большинство виновных - водители личного транспорта. "Пик" аварийности у последних - апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства).
53,6 % от общего количества ДТП происходят в сельской местности. При этом показатель тяжести последствий ДТП в сельской местности почти в два раза выше, чем в городах (70% - со смертельным исходом). Наиболее криминогенной группой среди водителей, управляющих транспортными средствами в сельской местности, являются трактористы. Ежегодно по их вине совершается около семи тысяч ДТП, каждое третье из которых – в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.[13]
Следует также выделить некоторые особенности механизма совершения автотранспортных преступлений:
Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.
Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступлений взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя последние лишь опосредованно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).
Говоря о личности правонарушителей этого вида преступности, необходимо отметить следующее.
Среди правонарушителей преобладают мужчины. Женщины составляют менее 2%. Связано это главным образом с устойчивым, неравным соотношением мужчин и женщин среди водителей транспортных средств. Однако дело не только в этом. Судебная, следственная и административная практика свидетельствует, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность, редкие случаи управления автомобилями в нетрезвом состоянии. Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин[14]. Однако в последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления, за счет, главным образом, увеличения парка личных автомобилей индивидуального пользования, которыми нередко управляют женщины.
Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18 - 24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оценкой своих психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым употреблением спиртных напитков. Так, виновниками половины аварий, где погибло и было травмировано три и более человек, оказались водители 18-24 лет. На их долю приходится большая половина дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети (57,1%). Кроме того, летальным исходом завершалась 1/3 аварий, допущенных этой категорией лиц.
При этом следует отметить, что большинство дорожно-транспортных происшествий лежит на совести водителей индивидуальных транспортных средств. По их вине ежегодно совершается 100 - 120 тыс. таких происшествий (65 - 70% их общего количества), в которых погибают 25 - 30 тыс. и получают ранения 150 - 200 тыс. человек (70 - 75% всех погибших и раненых). За малым исключением (в 9 из 10 случаев) подобные происшествия как следствие виновного нарушения установленных правил и неосторожного причинения вреда личности или крупного ущерба являются преступлениями
Анализ уровня образования и профессиональной подготовки преступников-водителей показывает преобладание среди них лиц с неполным средним образованием и низкой профессиональной квалификацией. Этим особенно отличаются автолюбители, на долю которых приходится большинство дорожно-транспортных происшествий.
Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются низким профессиональным и образовательно-культурным уровнем, его повышением они, как правило, не занимаются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в нетрезвом виде, от 15 до 30% лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находились за рулем в состоянии опьянения.
Социальная характеристика участников автотранспортных преступлений не имеет существенных отличий от аналогичной характеристики законопослушных участников движения. Среди водителей-профессионалов отмечается лишь значительно более высокая доля лиц, неоднократно менявших место работы. Доля неработающих лиц среди водителей невелика - 3%.
Общий рецидив у преступников-водителей в три раза ниже, чем у всех преступников.[15]
Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной ответственности за автотранспортные преступления ранее привлекался и к административной, дисциплинарной, общественной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превышение скорости).
Каждый десятый из совершивших наезд водителей скрывался с места происшествия (независимо от степени вины в содеянном). Подобные действия в настоящее время квалифицируются как административное правонарушение (оставление места дорожно-транспортного происшествия) либо как преступление (заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам об автотранспортных происшествиях свидетельствует, что во многих случаях оказание потерпевшему своевременной помощи спасло бы его от смерти либо значительно уменьшило вред здоровью.
Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений соответствует типу злостных преступников.
Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граждан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимодействии личности и ситуации обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.
Причины дорожно-транспортных происшествий и условия, им способствующие, можно определить как совокупность объективных и субъективных факторов (обстоятельств), противоречащих общественной безопасности и связанных с возникновением опасной ситуации, социально-психологическими дефектами личности правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками.[16]
В отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек - транспортное средство - дорога. От того, насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление, регулирование движением), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения.