Смекни!
smekni.com

Ленинградская организация всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость всесоюзное объединение клубов "оптималист" Ю. А. Соколов трезвость. Противокурение. (Методические рекомендации) (стр. 13 из 72)

Совершенно верно. Именно привычка, выработанная многолетним потреблением отравы, да еще подкрепленная мощнейшим потоком пропаганды оправданности курения всеми средствами массовой информации, изображением необходимости и даже красивости курения в художественных произведениях, в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. В сложных ситуациях герои обязательно закуривают, выпивают сивушную отраву. Будто не существует иных выразительных средств показа тяжелых душевных переживаний нежели сигарета. Или проявления радости, которое чаще всего заканчивается выпивкой и курением. А как способствует распространению курения телеэкран: часто, очень часто на экране мы видим кумиров публики, известных людей дающих интервью или участвующих в беседе, непременно с сигаретой или папиросой в зубах. Тут мало сказать - это неуважение к нам, зрителям, но это еще и образчик бескультурья.

«Потребности в спиртном не ощущаю, - пишет далее Сергей - А в табаке - тут сложнее. Привычка к курению она иногда сопряжена и с потребностью. Особенно после очень хочется курить».

Здесь срабатывает рефлекторный механизм. Это вроде знаменитых Павловских опытов на собаках. Делают, скажем, собаке больно, а потом дают еду. И вот эта ситуация закрепляется в сознании собаки, переходит в условный рефлекс. Ей делают больно, а она радостно виляет хвостом.

В нашем же случае, Сережа, у вас выработался условный рефлекс обязательности закуривания после еды. Абсолютное большинство курильщиков принимает это за потребность в табачном дыме и хватается за отраву, как младенец соску (кстати, тоже условный рефлекс). Но он очень быстро угасает, если четко себя контролировать и «давать по рукам» своей привычке.

Об абстинентных переживаниях Сергей пишет с удивлением: «Раньше бы на мыло изошел от отсутствия с утра пива, а сегодня хожу и нос ворочу от пивного ларька. Про курево сложнее: любое воздержание вызывает неприятную нервозность, даже озлобленность».

Нервозность. Озлобленность. Реактивность. Повышенная раздражительность. Эти состояния многие отмечают в своих дневниках. Я хочу, в связи с этим, обратиться ко всем, находящимся в зале, особенно к матерям, женам, другим родственникам наших слушателей: пожалуйста, не пугайтесь таких проявлений от ваших подопечных. Вы, товарищи слушатели, постарайтесь объяснить своим близким о неотвратимости такого состояния, пусть они смирятся, постараются быть воздержанными в ответ на ваши грубость, раздражительность. Это состояние обычно проходит в течение пяти-восьми дней. Обязательно предупредите о таком своем состоянии родственников, а то как бы не вышло так, как у нас уже было. Пришла рано утром ко мне одна разъяренная мамаша и учинила форменный разнос: мол, сын у нее никогда таким раздражительным не был, а теперь, что ни слово, он в ответ десять! Чему вы здесь их учите! В общем, все в таком духе.

Кстати, в настоящее время эта разъяренная мамаша, а она была заядлой курильщицей, да и рюмку-другую в иной день могла принять, так вот она стала активным членом клуба: сама прошла занятия, затем привела дочку, потом своего мужа, а недавно закончил наш курс жених дочери.

В общем, не пугайтесь своей реактивности. Идет активнейшая перестройка нашего организма. И сознание наше тоже перестраивается. Образно выражаясь, идет перерождение личности. А какой человек рождается без боли?

В своем дневнике Сергей отмечает улучшение физического состояния: сон стал ровным и глубоким, появился аппетит. А вот с психическим состоянием хуже: чувствует подавленность. «Мысли и желания, - пишет он, - одни: поскорее бы избавиться от прошлого кошмара - вина и табака».

Отвечая на следующий вопрос, Сергей пишет: «От совести никуда не деться, не всю, оказывается, пропил. Вот и грызет она меня за прошлую непутевую и позорную жизнь.

Скольким я кровь попортил, жизнь укоротил. И все через это проклятое зелье!».

Отмечает Болотов неожиданное потепление в отношении с родственниками, хотя они по-прежнему не верят, что Сережа может быть трезвенником, тем более - некурильщиком «Товарищи по работе удивлены и, конечно, после того, я им сказал по этому поводу, чтобы не провоцировали, в открытую уже не подначивают, но кожей чувствую: за спиной посмеиваются».

Ничего, Сергей, это не позорное деяние -отказ от губительных привычек. Себя поставь на место своих товарищей по работе: вчера, можно сказать, из одного «горла» пили а сегодня нос воротит. Тут пьющего человека так задевает за живое, что он становится даже агрессивным. Но если досконально разобраться, то нетрудно убедиться: все насмешки, провокации, подначки - от зависти. Ох, как нам завидуют пьющие. Самим-то им не избавиться от пут зеленого змия, от удушающей сизой петли никотина, и каждого, кто вырывается из их содружества, они готовы причислить чуть ли не к отступникам той веры, в которой они пребывают. Они, пьющие и курящие, считают потребление алкоголя и табака оправданным и даже полезным занятием. Это их вера. Но где-то, в самых глубинах, они сознают всю губительность этих пристрастий, они чувствуют свое падение, свой стремительный бег в никуда, а туда одному-то страшновато бежать, нужны попутчики. Вспомните классическую арию Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов»: «Когда я пью, я трезвых не терплю!» А как же: идущий в ад ищет попутчиков. Пьющий сознает, как омерзительно он выглядит в глазах трезвенников, поэтому и старается вовлечь его в пьянство или откровенно с ним враждовать. Курящий понимает всю противоестественность своего пристрастия в среде некурящих, потому и стремится вовлечь в это пагубное занятие других.

Но обо всем этом позже и глубже. А пока вернемся дневнику.

«Занятия прочищают мозги, - пишет далее Болотов, заставляют по-другому смотреть на многие явления. И что удивительно: ведь обо всем этом слышал не раз, а все проходило как-то мимо сознания.

Еще раз прошу: побольше говорите о курении. Ведь отказаться от «карманного крематория», как вы говорите, гораздо сложнее, чем от вина».

Я не буду оспаривать ваши суждения: от чего легче отказаться. От той и другой заразы - не просто. Все зависит от того, как будете самостоятельно работать. Вы, Сережа если так и дальше будете открыто и полно писать, - уверяю очень скоро забудете даже, что когда-то пили и курил!

Как например, один из наших слушателей Иван Ильич. Вот что написал он в книге отзывав и пожеланий: «Выношу вам сердечную благодарность за то, что вы вернули мне жизнь...

(Бывший курильщик со стажем 45 лет Иван Ильич». И далее - фамилия, адрес. Так вот, этот дедуля был алкоголиком второй стадии. И когда, уже прочитав в книге эту запись, я напомнил ему об этом, он искренне удивился: «Да я и забыл про то, что был алкоголиком», - сказал он.

В недавно полученном от него письме я снова прочел про жизнь без курения, которая стала походить на жизнь в Ботаническом саду. А про алкоголь пишет: «Не пойму, что со мной. Каждый вечер лежу с жонкой и читаю ей такую лекцию об этом алкоголе, что и самому непонятно: откуда такие правильные и складные мысли берутся. Ведь сам-то почти неграмотный».

«Самостоятельная работа моя пока заключается в осмыслении того, что почерпнул на занятиях, да вот разве что пьяное прошлое перебираю и тошно становится», - написал Сергей.

Я советую всем слушателям обязательно приобрести книгу академика Ф.Г.Углова «Из плена иллюзий». Эта книга наиболее полно и популярно раскрывает многие аспекты пьянства, алкоголизма, курения. Федор Григорьевич стоял у истоков нынешнего трезвенного движения и сейчас является одним из его лидеров. Он был близко знаком с Геннадием Андреевичем Шичко, проанализировал его метод, да и в книге ссылается на опыт основателя нашего клуба. Лауреат Ленинской премии, академик Ф.Г.Углов является почетным членом «Оптималиста».

Очень интересна для самостоятельной работы книжка Станислава Гагарина «Жидкий дьявол». К сожалению, издана она очень маленьким тиражом (в отличие от книг, где популяризируется винопитие и курение) и боюсь, стала чуть ли не библиографической редкостью. Писатель Станислав Гагарин является председателем общества борьбы за трезвость московской писательской организации.

Полезна для проведения в будущем таких же занятий многими из вас книга А.Маюрова «Противоалкогольное воспитание».

Не рекомендую читать противоалкогольную литературу, в которой встречаются термины: умеренно выпивающий, культурнопьющий, злоупотребляющий... Авторы подобных произведений попросту не владеют темой. Ну разве можно скажем, злоупотреблять алкоголем? Мы знаем: алкоголь - зло. Любое, самое мизерное его употребление - уже зло только для того, кто его употребил, но и для тех, с кем будет общаться употребивший алкоголь человек. Так правомерно ли: злоупотребление? Это равносильно тому, что говорить: масло масляное, экономика экономная и т. д.

О взаимоотношениях с другими слушателями курса абсолютно все написали: хорошие, дружеские, товарищеские, развиваются и т.д. Иначе и быть не может. За эти несколько занятий у нас сложился дружный, работоспособный, очень все понимающий коллектив.

«Настроенность на трезвость не только на завтрашний день, - заключает дневник Болотов. - На курение - тоже настраиваю себя, но, видимо, плохо. Все равно постараюсь завтра на 6-8 штук уменьшить количество сигарет».

Многие, кстати, настраивают себя на уменьшение количества курений. Это, скажу вам, не лучший способ избавления себя от курительной отравы. Я уже говорил об умении сжигать за собой мосты. Уменьшение количества курений как раз и есть те мосты, которые мы побоялись сжечь за собой. Настоятельно рекомендую: отказываться от курения лучше всего сразу. Утрам встал и ... Все, живи без карманного крематория! Очень быстро свыкнешься с «утратой»...