Смекни!
smekni.com

Ленинградская организация всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость всесоюзное объединение клубов "оптималист" Ю. А. Соколов трезвость. Противокурение. (Методические рекомендации) (стр. 35 из 72)

Рассматривая проблему алкоголизма, пьянства, курения, мы не можем обойти такой раздел, как мировоззрение. Ведь все наши беды проистекали от неправильного мировоззрения, мы приняли ложь за истину и поклонялись этой лжи, считая употребление спиртного и табака необходимым занятием цивилизованного человека. В данном случае это было не материалистическое мировоззрение. Г. А. Шичко и в словаре, и в докладной записке в ЦК КПСС от 15.02.81 г. о материалистическом мировоззрении пишет так: «...понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...».

(К Маркс, Ф. Энгельс. Полн. собр. соч., изд. 1, т. XIV, с 651). Употребление спиртного и прочего дурмана противоречит материалистическому мировоззрению.,. Пьющие понимают алкогольную проблему с «посторонними прибавлениями», неправильно, именно поэтому они предаются противоестественным занятиям... Питейно запрограммированный - верующий, но в отличие от религиозного человека, верит не в фантастические потусторонние силы, а в фантастические свойства посюсторонних спиртных изделий.

Пьющий человек - проалкогольно запрограммирован, то есть его мировоззрение искажено ложным пониманием алкогольной проблемы, следовательно он не может считаться истинным материалистом. Вот основные научно-материалистические истины: алкогольные изделия - ядовитые и наркотические вещества, повреждающие весь организм, особенно сильно головной мозг; употребление их - противоестественное, ничем не оправданное, многосторонне вредное, дикое и недостойное занятие здравомыслящего и культурного человека.

Каждый потребитель спиртного, в той мере, в какой употребляет его, вносит собственный вклад во все беды, вызываемые употреблением алкоголя, в том числе в массовую гибель наших сограждан, в хулиганство, другие преступления.

Достаточно пьющему хорошо усвоить эти истины, уразуметь их, чтобы он добровольно отказался от нелепого занятия.

Только обладатели материалистического мировоззрения способны успешно проводить противоалкогольную работу».

Это, подчеркиваю, было написано Г.А.Шичко в самом начале пятого трезвенного движения, когда слово «трезвенник» воспринималось нарицательно.

Особо хочу сказать о принципе оптимализма. Клуб получил одноименное название именно исходя из этого принципа.

«Принцип оптимализма - постоянное совершенствование разумного образа жизни», - писал Г.А.Шичко. В связи с этим мне хочется напомнить интересное высказывание Чингиза Айтматова в одной из телепередач. Его спросили: Что такое счастье? Писатель, не задумываясь, ответил: постоянное самосовершенствование.

- Так вот, принцип оптимализма включает в себя помимо сказанного готовность помочь другим людям обрести наилучший образ жизни. Я уже называл наши три девиза. Повторюсь: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же», «Выбрался сам, помоги другому!».

«Алкоголик имеет перед собой ряд вариантов дальнейшей жизни: пить пуще прежнего, оставить все неизмененным перейти на более слабые спиртные изделия, уменьшить частоту выпивок, обрести трезвость. Оптимальный вариант - стать трезвенником. Наихудший - пессимальный: пить пуще прежнего.

Человек, руководствующийся принципом оптимализма живет наилучшей, полноценной и наиболее полезной жизнью. Существование пьяницы, алкоголика - противоположность такой жизни».

(Г. А. Шичко. Словарь-справочник трезвенника).

Вы, наверное, заметили, что я старательно избегаю употреблять слово «напиток» применительно к спиртному. На одном из занятий слушатель курса, в прошлом алкоголик второй стадии, поправил меня. В своем дневнике он написал: «Не может быть алкогольных напитков. Это или отравитки или ядовитки, но не напитки». И я с ним полностью согласился. Действительно, при слове «напиток» в нашем воображении возникает что-то приятное: соки, газированная вода, морс и т.д. Добавляя же слово «алкогольные», то есть отрицательное явление, оно не может быть применено к положительному.

В порядке отступления скажу еще и о том, что если в какой-то литературе об алкоголе встретится слово «злоупотребление спиртным», можете смело отложить эту книгу ибо автор не владеет проблемой. Мы знаем: алкоголь в любом виде - это прежде всего яд, то есть является злом сам по себе. Употребление его даже в самых минимальных дозах - это зло, наносимое не только своему организму, но и окружающим, своему потомству, обществу, наконец Так можно ли зло во зло употребить? Это все равно, что говорить: масло масляное, экономика экономная и т. д.

Листая словарь-справочник, который я хотел .бы видеть у каждого слушателя, хочу привести еще одно определение трезвенника - сознательный трезвенник. Г. А Шичко пишет «Это человек, хорошо усвоивший алкогольную проблему, постигший и осознавший всю вредность алкоголя, в связи с чем является не только убежденным, но и воинственным трезвенником, пропагандистом трезвых идей, борцом за установление трезвости в стране».

В процессе наших занятий мы с вами становимся именно сознательными или убежденными трезвенниками и некурильщиками.

Иногда вы будете встречать в научно-популярной литературе термин «феминизация алкоголика». Это значит ослабление мужских и развитие женских признаков в результате хронического отравления алкоголем половых клеток.

Вот краткий обзор наиболее употребительных терминов и их значений, которые нам помогут уже в дальнейшей самостоятельной работе по отрезвлению окружающих нас людей.

***

(Самоотчеты.)

***

Руководителю курса. Самоотчеты лучше всего проводить не в начале занятий, а в моменты умственной усталости слушателей. Добивайтесь четких и лаконичных ответов.

***

Давайте теперь поговорим о том, какую роль играют спиртное и табак в нашей экономике. Это очень серьезная тема, говорить об этом можно долго и много, но мы с вами выберем наиболее характерные моменты.

Немного поговорим сначала языком цифр. Иногда за их невзрачностью открываются такие бездны - дух захватывает Надо только учесть, точнее, захотеть работать с цифрой.

Посмотрим на доходную часть государственного бюджета 1986 года - 433,2 миллиарда рублей. Такая цифра приведена в статистических сборниках.

Еще несколько цифр. Считается, что один процент повышения производительности труда в целом по стране составляет только в промышленности 8 миллиардов рублей, в сельском хозяйстве - 1,7 миллиарда рублей; в капитальном строительстве - более одного миллиарда рублей.

Данные статистики показали: в 1986 году потребление алкоголя в целом по стране повлияло на снижение производительности труда на 10 процентов. 11 х 10 = 110. Именно на такую сумму - 110 миллиардов рублей, то есть четверть нашего бюджета «съели» пьющие люди, выложившие, кстати, больше 50 миллиардов рублей на приобретение зелья.

Еще цифры. В 1986 году в связи с временной нетрудособностью временно не работало около 4 миллионов человек. В среднем каждый работающий за смену производил продукцию стоимостью в 50 рублей. Следовательно, мы ежедневно недодавали в госбюджет около 200 миллионов рублей. Здесь не учтены прогулы, совершенные из-за пьянки). Всего: в год около 75 миллиардов рублей. Большую часть временно не работали пьяницы, алкоголики, курильщики.

Теперь сложим две цифры 110 + 70= 180 миллиардов рублей. Такую сумму потеряло государство, вложив в «дело» 60 миллиардов рублей. Но это грубый подсчет, не включающий в себя такие показатели, как потери от бракованной продукции, выпущенной трясущимися руками пьющих, колоссальные убытки от пожаров, железнодорожных катастроф других производственных катаклизмов, произошедших по вине пьющих людей. Тут цифра подскочит так высоко, что перевалит за половину всей доходной части госбюджета.

Недавно, в середине 1988 года, в средствах массовой информации прозвучала и промелькнула такая цифра: 9 миллионов. Это, если верить прессе и телевидению, количество зарегистрированных алкоголиков в нашей стране. Кстати, в 1987 году утверждалось: наше общество имеет 4,5 миллиона алкоголиков.

Ладно, поверим последней цифре, хотя, зная о положе с алкоголиками в других странах - в США, например, 17 миллионов, - нетрудно представить, сколько у нас тех, кого долгое время считали отбросами общества.

Медицина, в частности, наркологи утверждают: на каждого зарегистрированного алкоголика приходится в среднем четыре незарегистрированных. Считайте! Считайте! Отминусуйте от общего количества народонаселения стариков, детей до 14 лет, женщин до восемнадцати, заключенных... Считайте! Считайте!

Что? Куда отнести тех, кого мы считали бытовыми пьяницами? Думайте, работайте серым веществом!.. Страшно?

Согласен. Действительно страшно подумать, но это так: большая часть работающего населения - пьющие, мягко говоря, люди. А уж если начистоту - алкоголики.

Алкоголик, как работник, очень ненадежен. Мы даже докажем, что не работник он, а иждивенец, гиря на ногах общества, не только тормозящий движение вперед, но и безжалостно обкрадывающий нас с вами.

Алкоголик - социально опасен для окружающих. Он не только свою жизнь превращает в жуткий кошмар, но и жизнь окружающих его людей становится невыносимой. По данным социологов, каждый алкоголик влияет отрицательно как минимум на 8-10 человек.

Смертность среди алкоголиков а несколько раз превышает наблюдающуюся в стране а делом. .Средняя продолжительность жизни алкоголика 48-55 лет. То есть он добровольно топит в стакане как минимум 17-20 лет жизни. Причем, до пятидесяти лет доживает не более 25 процентов алкоголиков. То есть, умирают они в наиболее продуктивном в отношении профессиональных навыков и творчества возрасте.

К восьмидесяти годам, то есть в пиковый период тотального пьянства, согласно данным профессор МГУ И. Бестужева-Лада, на долю каждого взрослого (16-60 лет) выпускалось промышленностью до 120 бутылок водки в год. Можно представить, какой алкогольный океан бушевал в обществе «развитого» социализма, если сюда добавить моря технических спиртов, которые редко попадали по прямому назначению, реки самогона, который чуть ли не в открытую гнали и в городе, и на селе, озера самодельных вин. Да еще из тех, кому от 16 до 60, надо вычесть опять-таки тех, что не пил, кому невозможно было этим заниматься... Удивительно, как еще мы не захлебнулись окончательно в страшном алконашествии. А предпосылки были. Нас отучили мыслить, научили слепой покорности власть предержащим. Да до такой степени, что с рабской покорностью выполняли самые нелепые распоряжения. (Советую вспомнить печально известный анекдот про веревку, которую «с собой приносить или на площади выдадут?»).