Смекни!
smekni.com

Ленинградская организация всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость всесоюзное объединение клубов "оптималист" Ю. А. Соколов трезвость. Противокурение. (Методические рекомендации) (стр. 4 из 72)

4. Количество курений (затяжек) в течение дня. Самочувствие до, во время и после курения. Оценка своего губительного занятия.

5. Пребывание в компании пьющих, самочувствие и поведение в ней.

6. Пребывание в накуренном помещении и среди курильщиков, самочувствие в такой обстановке. Количество пассивных курений.

7. Отношение к предложениям выпить, к соблазнителям и питейным заведениям. То же о курении.

8. Отношение к пьяницам, алкоголикам, курильщикам.

9. Мысли о спиртном, о курении.

10. Употребление алкоголя, курение табака во сне.

11. Настроенность на трезвость, на некурение.

12. Программа Дальнейшего отношения к спиртному и табачным изделиям.

13. Алкогольные, курительные и трезвенные, противокурительные убеждения.

14. Проясненность сознания.

15. Выраженность привычки к употреблению алкоголя, табака (угасание, всплески и т. п.).

16. Угасание потребности в алкоголе, в табачном дыме.

17. Абстинентные переживания и их содержание.

18. Отношение к пьяным, виду и запаху спиртного, к питейным заведениям.

19. Отношение к курящим.

20. Физическое самочувствие (недомогание, сои, аппетит и т.п.).

21. Психическое самочувствие (настроение, эмоции, мысли, желания).

22. Моральное самочувствие (отношение к собственным поступкам, удовлетворенность своим поведением, взаимоотношения с окружающими людьми, угрызения совести и т.п.

23. Взаимоотношения с родственниками, друзьями, товарищами по работе в связи с переходом к трезвому и некурящему образу жизни.

24. Впечатления от проведенного занятия (просьбы, неясные вопросы).

25. Самостоятельная работа, содействующая избавлению от алкогольной и курительной зависимости (чтение конспекта дневников, соответствующей литературы, просмотр телепередач, критическое осмысливание пьяного и курительного прошлого, проведение пропагандистской работы за трезвый некурящий образ жизни и т.п.).

26. Взаимоотношения с другими слушателями курсов.

27. Настроенность на трезвость и некурение на завтрашний день (предстоящий период).

Примечания: в дневнике обязательно указывать порядковый номер, на который даются ответы.

Писать дневники разборчиво, по возможности - печатать.

В период занятий и после их окончания в течение полумесяца дневник ведется ежедневно, его дальнейшее ведение определяется графиком, который дается руководителем курсов каждому слушателю после окончания занятий.

Таким образом, товарищи, послезавтра вы должны придти на очередное занятие с написанной анкетой и заполненным дневником, который вы начнете вести пока ежедневно.

Дневник можете начинать писать уже с сегодняшнего дня.

Не успеете? Завтра - обязательно. И подробно.

Всего хорошего. До следующего занятия!


Занятие второе

Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте!

Давайте сразу договоримся: слева от моего стола стоят три стула - это места для штрафников, то есть для тех, кто пришел на занятия, предварительно хлебнув сивушной отравы. Есть сегодня такие? Ага. Вот, вы... и вы, пожалуйста, садитесь сюда, слушайте меня внимательно и не мешайте остальным слушателям своим якобы искрометным остроумием... Ваши потуги на блестящую эрудицию и тонкий юмор по достоинству оценят все присутствующие в зале.

Теперь я обращаюсь к почетному эксперту. Извините, товарищи родственники наших слушателей, я так теперь буду вас называть. При наличии свободных мест вам можно присутствовать на занятиях, для некоторых это даже обязательно надо. Потому что у нас бывают такие ситуации: возвращается наш слушатель домой, а там праздник, на столе рюмки, бутылки. И все хором предлагают ему уважить компанию, выпить рюмку-другую. На все его отказы вроде обижаются. А у нашего слушателя уже злость закипает, он готов все рюмки побить и алкогольную отраву выкинуть.

Конечно, подобной ситуации не возникнет, если мать, жена, отец слушателя вместе с ним прослушают весь курс.

Больше того, есть у нас случаи, когда жены и даже отцы и матери наших слушателей становятся активистами «Оптималиста», даже сами ведут занятия.

А вот другой пример. Недавно ко мне приехала разъяренная жена одного из наших слушателей.

- Что вы сделали с моим мужем? - грозно наступала она на меня.

- В чем дело?

Оказалось: ушел из дома муж. Не по-пьянке, а в трезвом рассудке и ясном уме. Начинаю разбираться в житейской ситуации. Выяснилось: эта женщина за время совместной жизни так настрадалась от мужа-алкоголика, что не поверила в его исцеление и в этот раз. Потому что уже было раз десять: лечился, неделю, месяц не пил, а потом все начиналось в более страшном исполнении. И вот приехал от нас ее муж, сказал жене: все завязано теперь навечно. Та, конечно с иронией: мол, сколько раз слышала такое, да хватало тебя до первой протянутой стопки. А наш слушатель стоит на своем: хоть под пистолетом заставляй меня теперь выпить не буду.

Вот эти-то слова, про пистолет, и запали ей в голову. Что вы думаете она стала делать? Утром садится он завтракать:

- она ему стопку водки под нос: выпей, мол. Тот на нее: ты что, мол, совсем того (и пальцем у виска крутит), за что отравить меня хочешь?

Естественно, жене непонятны такие разговоры. Как это отравить? Он - с работы. А дома на столе - бутылка.

- Может, выпьешь с устатку? - просит жена.

И такое продолжалось не день и не два - почти месяц.

Не выдержал мужик, хлопнул дверью и ушел. А она, жена его, ко мне с претензией.

Долго пришлось ей объяснять суть наших занятий.

На днях письмо получил: теплое, хорошее письмо - помирились они, теперь в доме даже рюмок и стопок не осталось, стеклянные выкинули, а хрусталь в комиссионку сдали, на вырученные деньги хорошую вазу там же купили.

Так что для некоторых родственников, особенно жен слушателей, да и мужей наших слушательниц нелишне походить на занятия. Только, пожалуйста, одно условие: не мешать, не шуметь, не задавать провокационных вопросов, не срамить принародно своего подопечного. И не только принародно, но и пора прекратить постоянное торканье: мол, пить не умеешь; мол, другие-то, вон, уже курить бросили, а ты... Не надо этого делать. Ибо любое насилие над личностью вызывает всегда внутренний протест. Потому, кстати, мы - ярые сторонники именно ненасильственного метода.

Очень верно написал об этом в знакомой нам книге отзывов и пожеланий Владимир Яковлев, прошедший занятия более полутора лет назад.

Итак, кто же мы - «оптималисты"? Я предлагаю вам внимательно прослушать плод коллективного творчества вчерашних пьяниц, алкоголиков, курильщиков, обретших убежденную трезвость и некурение в нашем клубе. Мы подготовили брошюрку, которую хотели бы видеть если не в каждой семье, то в каждом общественном месте, чтобы желающие могли ее прочесть, ознакомиться с деятельностью оптималистов, в свете почерпнутых сведений как бы примерить на себе все прочитанное, и если это найдет какой-то отклик в душе, могли бы обратиться в клуб, где им обязательно помогут избавиться от вредоносных и позорнейших привычек - алкоголепотребления и табакокурения.

Давайте прочтем эту брошюру вместе. Повторяю, написана она кровью сердец оптималистов, более трех месяцев каждый клубист не только внимательно читал, но и вносил коррективы в эту брошюру. Потому она и является плодом коллективного творчества. Больше того, перекликается с программой американских анонимных алкоголиков. Да ведь иначе и быть не может: у всех пьющих и курящих возникают, в общем-то, одни и те же проблемы. Только у нас, в отличие от общества «Эй-эй!» - так кратко обозначают себя анонимные алкоголики - проводятся специальные занятия, в результате которых мы становимся сознательными или убежденными трезвенниками и противокурильщиками. Мы себя так и называем - трезвенники. Чего, кстати, не могут сделать члены общества «Эй-эй!», потому что все они комплексуют, то есть являются воздержанниками и могут в любой момент запить.

Но об этом, о воздержанниках, позже. А сейчас читаем брошюру «Клуб «Оптималист» предлагает избавление от пьянства, алкоголизма, курения...».

«Путь, который я прошел, прежде чем попал в надежные руки, к сожалению, типичен для многих моих сверстников.

Прекрасное образование, незаурядные способности, как считали многие, открывали неплохие перспективы. Около двух десятков изобретений, зарубежные патенты, разработка основ принципиально нового направления развитии спецмашиностроения, постоянный представитель нашей страны в двух авторитетных международных организациях - таков краткий итог, достигнутый до того, как от первой рюмки, выпитой вроде для снятия напряжения, дошел почти до непреодолимой зависимости от спиртного.

Эти потери не так страшны. Страшно другое - потеря человеческого достоинства, на грани которой я оказался.

Шел сюда без особой надежды на успех. Ведь до этого уже были три попытки избавиться от «болезни» с помощью самых мощных средств, применяемых самыми авторитетнейшими специалистами города. Результат нулевой. Воздержание на 1-2 недели и... опять все сначала.

Не знаю, могу ли я уже считать себя бывшим алкоголиком, но твердо уверен в другом: возврата к прошлому не будет ни при каких обстоятельствах. Здесь не лечат «болезнь», не пугают и не воздействуют на психику. Здесь протягивают руку помощи любому нуждающемуся в ней и делают самое главное - возвращают человеку сознание трезвого человека.

Занятия подошли к концу. Но прощаться не собираюсь и не благодарю, потому что знаю: лучшей благодарностью людям, спасшим меня, будет продолжение дела Г. А. Шичко».

Загляните в себя и тщательно проанализируйте свои привычки. Задайтесь вопросом: насколько часто, в каких ситуациях вы употребляете спиртное, курите табак? Что движет Вами в момент, предшествующий выпивке или курению:

а) принуждение (не хочу, но принято в такой ситуации выпивать, закуривать);

б) привычка (в определенное время и ситуациях выпивать, курить. Например, перед обедом выпить рюмку алкоголя, посидеть с друзьями за бутылкой, отметить праздник с хмельным, закурить после обеда, после напряженной работы или во время ее выполнения и т .д.);