- Интересный пошел разговор, - молчавший до сих пор лысоватый мужик, обтерев лицо и лысину носовым платком- жарко стало в избе, - оглядел всех строгим взглядом. - Я понял так: все призывы к истреблению самогонщика в настоящий момент несостоятельны. Так?
-Так, - согласно ответил я.
- А ведь и верно, мужики, - он вдруг стукнул кулаком по столу. - Государство взяло монополию на производство водки. Но ведь государство монополизировало и производство хлеба, и колбасы, и всяких консервов. Но нам-то никто не запрещает выпекать свой хлеб, варить и коптить свою колбасу, закатывать свои консервы. Так выходит и с вином.
- Эх, хватил, - мужик с заскорузлыми руками язвительно засмеялся. - То продукты, другое-это самое... - он замялся, подыскивая слово.
- Не напрягайтесь. Алкогольные изделия в реестре прокодят по графе «пищевые продукты». Кощунство это - отраву, наркотические вещества проводить по разделу пищевых продуктов, - я поймал себя на излишней горячности. - Вы заметили, в нашем разговоре я ни разу не назвал слово «напиток». А печать наша пестрит такими сочетаниями: «алкогольные напитки», «спиртные напитки» .. Да не может вещество, содержащее алкоголь, именоваться напитком. Ведь напиток - это что-то приятное, освежающее, бодрящее, здоровое, наконец. Это то, что по праву можно отнести к пищевым продуктам. А алкогольные изделия содержат в своей основе страшный наркотический яд - этанол.
- А в пиве? - спросил кто-то.
- И в пиве, в том числе. Так можно ли именовать это напитком? Скорее это «отравитки» или «ядовитей», но ни в коем случае не напитки.
- И всетаки - как бороться с самогонщиком? - вернула хозяйка беседу в прежнее русло.
- Дался он тебе - самогонщик, - фыркнул молодой мужик. - Без него, без благодетеля, худо будет.
Из деликатности я опускаю эту часть нашей беседы, из которой читатель мог бы сделать вывод: почти в каждом хозяйстве имеется самогонный аппарат, да вот не так открыто теперь ее производят - сивуху-то. Друг другу боятся сказать об этом. На виду бутылку водки держат, а под ней, под ее прикрытием - батареи самопальной сивухи.
Давно уже стемнело, но свет не зажигали, как бы из боязни вспугнуть наш такой откровенный серьезный разговор.
Мужики по очереди выходили покурить, возвращались, кашляя и проклиная табак - это всеобщее человеческое бедствие, изобретенное человеком для собственного уничтожения.
Поговорили и про это. Нашли много схожего в механизме привыкания к той и другой отраве. Я рассказал, как легко и просто можно избавиться от потребления алкоголя и табака, сослался 'на собственный пример: и пил, и курил, посты всякие занимал, да вот не жил по-настоящему. Жизнь - настоящая, полноценная жизнь началась с того момента, когда перестал себя, а значит и окружающих, травить зельем. Потом хозяин спросил:
- Ты вот заикнулся про пьяниц и алкоголиков, а вот разъяснить, кто есть кто, не разъяснил. А?
- К сожалению, у нас искажены понятия. Пьяница в нашем представлении ассоциируется с тем, кто пьет чуть ли не ежедневно, буянит, хлещет водку и прочую дрянь как воду, алкоголик ассоциируется с деградантом, с человеком, который пьет с утра до вечера и с вечера до утра и обязательно до поросячьего визга. Так говорю?
- Верно. Так, - закивали согласно за столом.
К сожалению, медицина, а за ней и средства массовой информации до недавнего времени говорили полуправду, обходя острые углы. Так вот, алкоголизм начинается с первой положительной мысли об алкоголе. Иными словами:
- Когда у человека появляется потребность в спиртном (например, вдруг захотелось выпить вина или водки в любой ситуации), тут уже караул кричать надо. Ибо это - первый признак алкоголизма.
Ленинградский ученый, отдавший жизнь в борьбе с сивушниками, разработавший уникальный метод избавления от алкоголизма, пьянства, курения, заметьте: избавления, а не лечения, Геннадий Андреевич Шичко определял алкоголика так: «Питейно запрограммированный человек, имеющий привычку к употреблению спиртного, испытывающий в нем потребность и потребляющий его». Просто и ясно.
- Как это понять - запрограммированный? - молодой мужчина с интересом сл>шал и сопереживал. - Это что, выходит, как робот, что ли?
- Примерно. Вкратце о запрограммированности скажу вот что. Каждый человек поступает так или иначе в силу своих убеждений Он и курит, и выпивает также будучи уверен, что это необходимое в жизни занятие, что так принято в отношениях между людьми, это, наконец, признак взрослости самостоятельности. Согласны?
Мои земляки утвердительно закивали головами.
- Откуда, каким образом складывается эта программа?
Рассмотрим на примере ребенка. Вот у нас появился маленький человечек в семье. Буквально с первых дней его жизни мы внушаем ему: вот так делать нельзя - это плохо, а вот эдак - хорошо. Говорим ему: вот это огонь - горячо, вот это лед - холодно. И еще, уже начинающему что-то понимать ребенку, пытаемся внедрить в сознание: пить и курить- это очень плохо. А сами? К нам гости - на столе бутылка, восклицания при выпивке: «Ах, хороша!» или «Будто боженька босыми ножками протопал» и т.д. К папе мужики пришли - все дымят сигаретами. И вот уже в сознании нашего маленького человечка появляется как бы зарубка:
"Маленьким выпивать и курить нельзя, это вредно, а вот когда стану большим, это занятие необходимо и даже полезно». Чувствуете? И далее: а чтобы быстрее стать «большим», считает маленький человечек, необходимо как можно быстрее научиться курить и выпивать. Вспомните себя в раннем и позднем даже детстве. Пошевелите свою память.
- Дай не в каждой семье при детях выпивают и курят, хозяйка педшерда щеку кулаком, или вдавилась щекою в кулак,
- бывает и такое, только редко, - Согласно киваю ей. -
Но в каждом доме у нас уютно угнездился формирователь общественного сознания, это чудо XX века - телевизор. Ах, как любит на^ малыш детские передачи! Щелкнула клавиша, замерцал экран: и вот они - любимые мультгерои, которые призваны учить маленького человека добру, хорошим делам, герои, которым подражают наши малыши. Ах, как они боготворят Крокодила Гену, Волка, Папу из Простоквашина... Но заметьте: все эти мультгерои курят, окуривают маленького человечка, как бы предлагая: «покури с нами» или «вот подрастешь, и ты должен курить».
Мы переключаем телевизор на другую программу. А там - экранизация детской сказки, прекрасные актеры воплотили на экране бессмертный образ народного героя - Иванушки-дурачка, нашего символа всепобеждающего добра, справедливости и разумности.
И вот приходит эдакий Иванушка-дурачок к Бабе-Яге.
- А ну, старая, что есть в печи - на стол мечи!
Хлоп кулаком по столу!
И старая накрывает суетливо стол, а в это время Иванушка-дурачок развязывает кисет, набивает трубку, закуривает.
- Кто ж на «сухую» обедает? А ну-ка, подать сюда вина!
И снова - хлоп кулаком по столу.
Старая еще более суетится, наливает две кружки «зелена вина», подсыпает в одну из них отраву, поставила кружки на стол, да и перепутала, в какой из них отрава-то.
А наш маленький человечек с тревогой смотрит: как бы любимый Иванушка не выпил кружку с ядом. У него, у ребенка, и мысли не появляется о том, что в обеих кружках яд - страшный наркотический яд - этанол.
Я перевел дух, отхлебнул чай, поморщился - уже остыл.
Хозяйка потянула чашку, тут же выплеснула в пустой ковшик и налила свежий.
- Далее: уже подросший маленький человечек приобщается к высотам русского духа, его патриотизму. Идет в кино, где демонстрируется фильм о былинном герое Василии Буслаеве. Набирет Василий хоробрую дружину для защиты земли русской от ворога. А выявляет физические и моральные качества будущих дружинников весьма сомнительным способом: мол, одолеешь братину вина (это почти полведра водки), не свалишься - значит достоин быть в дружине, значит на такого можно положиться - не выдает, не дрогнет.
Чувствуете? Полведра водки выхлещет человек- морально устойчив. И физически крепок. Да здесь налицо все признаки второй стадии алкоголизма. О каких моральных и физических качествах человека можно говорить - принявшего такую дозу алкоголя? Вспомните себя, знакомых своих, выпивших не полведра, а всего один-два стакана, каково, а?
А создатели кинофильма внедряют в сознание маленького (да и не только маленького) человечка мысль о доблести лихого пития русским человеком. Эту же мысль потом подросший ребенок будет находить и в литературных произведениях. Ведь книга для него .впоследствии становится своеобразной энциклопедией вино-водочных-табачных знаний. Мало того, что иные авторы в своих произведениях блестяще доказывают свои познания в наименованиях и качествах сотен и тысяч различных сигарет, папирос, вин, коньяков, ной, что еще страшнее, доказывают необходимость потребления этой отравы. В ином произведении герои на каждой странице закуривают, через страницу - выпивают, а уж любая экстремальная ситуация обязательно сопровождается выкуриванием нескольких сигарет, герои выпивают рюмку-другую, чаще стакан, а то и бутылку алкогольной отравы, снова «трясущимися пальцами разрывают пачку, ломает несколько сигарет подряд, наконец закуривает...» И вот он - готовый рецепт для выхода из любой сложной ситуации. Это четко фиксируется в нашем сознании и мы потом, как роботы, в подобных ситуациях так и поступаем. Как будто наши неприятности после закуривания и выпивки кончаются.
Чушь! Усугубляются они еще больше. Но не кончаются. Пойдем дальше.
Наш подросший маленький человечек включает радио, а оттуда: «Давай закурим, товарищ, по одной. ..» - несется чарующий голос. По другой программе: «По чарочке, по чарочке (властно и требовательно) налей, налей!..» Он слышит Вокруг себя вредительские пословицы и поговорки: «кто не курит и не пьет», «первая колом, вто рая соколом», «пьян да умен, два угодья в нем» и другие, распространяемые обычно пьющими людьми. И это тоже прочно оседает в сознании, является как бы предтечей оправдания в будущем своей пагубной страсти.