Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по подготовке к тесту по информатике с элементами математики и физики для поступающих на факультет высоких технологий ргу ростов-на-Дону (стр. 5 из 6)

Оператор вывода информации

Оператор вывода данных: write (x) или write (x, y, z).

Операторы ввода и вывода данных открывают возможность для многократного использования одной и той же программы для вычислений с различными исходными данными.

Приведем, в качестве примера, последовательность операторов, предназначенную для ввода трех чисел и вывода их суммы:

read (a, b, c);

x : = a+b+c;

write (x);

После записи операторов ставится символ « ; ».

В языке Паскаль дополнительно включены операторы ввода и выводы readln и writeln, которые выполняются так же, как и read или write, с той лишь разницей, что после его выполнения происходит переход на новую строку.

С программой будет легче работать, если каждое вводимое значение будет вначале поясняться с помощью текста, выводимого на экран оператором writeln, например:

writeln (‘введите параметр: а=’);

read (a);

Обратите внимание на то, что в операторе writeln для вывода поясняющего текста используют знак (штрих)

При записи программы на языке Паскаль различают переменные типа real (действительные числа) и типа integer (целые числа). Переменные типа integer могут принимать лишь целые значения, а переменные типа real могут принимать как целые, так и действительные значения. Числа в Паскале тоже разделяются на целые, или имеющие тип integer, и действительные, или имеющие тип real: если в записи числа используется точка, то оно действительное, в противном случае – целое. Причина выделения переменных и чисел типа integer связана со спецификой проведения вычислений с целыми числами (арифметические операции над целыми числами производятся абсолютно точно, и результатами этих операций снова являются целые числа).

Для описания переменных используют служебное слово var (от английского слова variable – переменная). Например:

var x : real;

z, t : integer;

Рассмотрим для примера текст программы для вычисления площади треугольника, по трем сторонам a, b, c (предполагается, что числа, вводимые в качестве исходных данных соответствуют отрезкам, из которых может быть составлен треугольник).

Program ploshad;

var a, b, c, p, s : real;

begin writeln (‘введите стороны треугольника’);

readln (a, b, c);

p := (a + b + c) / 2;

s := sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

write (s)

end.

Разберем на этом примере структуру программы на языке Паскаль.

Первая строка является заголовком программы. В заголовке указывают служебное слово program, после которого на английском языке пишется имя программы. В данном случае имя программы - это слово ploshad .

Следующая после заголовка строка относится ко второму разделу программы - разделу описания переменных. Здесь указывается, сколько переменных используется в программе, какие имена у этих переменных, и данные какого типа будут храниться в этих переменных. Следует обратить внимание на то, что не все сочетания букв и букв с цифрами могут использоваться в качестве имени переменной. В частности нельзя использовать служебные слова языка Паскаль, такие как program, var и ряд других, приведенных частично далее по тексту и полностью описанных в специальной литературе по языку программирования Паскаль.

После описания переменных идет так называемое тело программы, где указывается последовательность действий, которые должны быть выполнены. Тело программы заключается между двумя служебными словами begin и end.

Приведенный пример также иллюстрирует правила применения точки с запятой в тексте программы. В общем случае каждый оператор должен оканчиваться точкой с запятой. Имеется только несколько исключений из этого правила. Например, за служебным словом begin никогда не ставится точка с запятой, так же как она никогда не ставится перед служебным словом end.

Другой пример – программа вычисления гипотенузы и площади треугольника по двум заданным катетам.

Program treygolnik ;

var a, b, c, s : real;

begin

writeln(‘введите катеты треугольника:’);

readln (a,b);

c:= sqrt(a*a+b*b);

s:= a*b/2;

writeln(‘гипотенуза:’);

write(c);

writeln(‘площадь’);

write(s);

end.

Условный оператор

Условный оператор (оператор условного перехода) содержит слова if (если) then (тогда) и обеспечивает изменение естественного порядка выполнения программы при выполнении некоторого условия. Общая форма оператора

If условие then оператор

Условие представляет собой запись, состоящую из двух выражений, соединенных знаками отношения: равно, больше, меньше и т.д.

Действие условного оператора заключается в проверке указанного условия. Если оно выполняется, то выполняется и оператор, указанный за словом then. Если условие не выполняется, то оператор, указанный за словом then также выполняться не будет.

Условный оператор в языке Паскаль допускает вид

If условие then оператор else оператор

Например, если мы хотим переменной max присвоить наибольшее из двух значений х1 и х2, то достаточно выполнить условный оператор вида

If x1 > x2 then max := x1 else max := x2

Оператор, стоящий после else может быть любым, оператор, стоящий между then и else, не может быть условным.

Слова begin и end по своему функциональному назначению аналогичны соответственно открывающей и закрывающей скобам. Поэтому такую конструкцию еще называют – операторные скобки. Операторные скобки могут встречаться в программе неоднократно: они не только обозначают начало и окончание всех действий в программе, но и могут объединять отдельные группы выполняемых операторов. Так, если после then или else стоит не один оператор, а несколько, их обязательно берут в операторные скобки вида

begin оператор; оператор; оператор end

Вот, например, как будет выглядеть программа вычисления корней квадратного уравнения

Program korni;

Var a, b, c, x1, x2, d : real;

begin writeln(‘введите коэффициенты уравнения a, b,c:’);

readln (a, b, c);

d := b*b – 4*a*c;

if d < 0 then write (‘действительных корней нет’) else

begin

d := sqrt (d);

x1 := (-b + d) / (2*a);

x2 := (-b - d) / (2*a);

writeln (‘x1 = ’, x1, ‘x2 = ’, x2)

end

end.

Оператор цикла

Один из самых удобных и распространенных операторов в программировании - это оператор цикла, который организует многократное выполнение некоторых участков программы. Такие операторы есть во всех языках программирования.

Оператор цикла на языке Паскаль имеет вид

for i := A to B do S

где i – переменная типа integer, называемая параметром цикла, А и В числа типа integer, S – некоторый оператор (тело цикла).

Предполагается, что параметр цикла i изменяется на единицу.

Если после do стоит не один, а несколько операторов, то они также берутся в операторные скобки вида begin …… end.

Рассмотрим программу, которая будет печатать таблицу перевода температуры из градусов по шкале Цельсия (С0) в градусы по шкале Фаренгейта (F0) для значений от 15С0 до 30С0 с шагом 1С0 (F0 = 1,8C0 + 32).

program tablica;

var c: integer;

f: real;

begin writeln ('гр Цельсия гр Фаренгейта');

for c:=15 to 30 do

begin f:=1.8*c+32;

writeln (c,' ', f)

end

end.

Программирование алгоритмов циклической структуры

с использованием одномерных массивов

Массивом называется упорядоченная последовательность величин, обозначаемая одним именем. Упорядоченность заключается в том, что элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти.

Название, тип элементов и длина массива фиксируются в описании переменных

var а : array [1..20] of real

Слово array в переводе с английского – массив. Элементами массива а будет упорядоченный наборы из 20 элементов, имеющих тип real; диапазон изменения значения индекса в квадратных скобках от 1 до 20.

Переменные a[1], a[2], … a[20] – это переменные типа real, с которыми можно обращаться как с обычными переменными этого типа.

Рассмотрим пример: пусть a[1], a[2], … a[20] – количество осадков, выпадавшее в течение 20 лет. Надо вычислить среднее количество осадков. Возможный вариант программы имеет вид:

Program osadki;

var a : array [1..20] of real; i : integer; s : real;

begin s := 0;

for i := 1 to 20 do

begin

read (a [ i ]); s := s + a [ i ]

end;

s := s/20; writeln (‘среднее значение’, s)

end.

4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Работа в электронных таблицах

1. Используя табличный процессор Excel решить графически двумя способами уравнение

Решение лежит в интервале x от - 4 до 4.

2. Используя табличный процессор Excel решить графически систему уравнений

Решение находится в интервале изменения x от 1 до 10.

3. Решить графически неравенство

4. Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на две клетки. Используя табличный процессор Excel составить таблицу, которая бы показывала: сколько клеток будет через 3, 6, 9, 12 … 24 часа. Построить точечную диаграмму роста числа клеток.

5. Построить в Excel зависимость тормозного пути автомобиля, начинающего торможение на горизонтальном участке шоссе, от начальной скорости

: 10 – 30 м/с. Коэффициент трения скольжения
=0,6.

6. Построить в Excel зависимость мощности выделяемой в алюминиевой проволоке диаметром 0.2 мм при подключении ее к источнику напряжения 24 В, от длины проволоки l. Удельное сопротивление алюминия равно 2.7*10-8 Ом*м.