Необходимым условием участия лица в гражданских правоотношениях является наличие у него гражданской правосубъектности, то есть социально-правовой возможности (способности) быть участником гражданских отношений.
Гражданскую правосубъектность обычно определяют как социально-правовую возможность (способность) лица быть участником гражданского правового отношения.
Гражданская правосубъектность является естественным правом лица. Поэтому с точки зрения частного (гражданского) права, она является правовой возможностью. Но, с другой стороны, она не может быть реализована вне общества (социума) и потому признается социальной возможностью.
Итак, естественными предпосылками правосубъектности является естественное право.
Ее социальными предпосылками является существование общества, в котором обретаются потенциальные участники гражданских отношений.
Юридическими предпосылками правосубъектности являются нормы гражданского права.
Формально-юридическими предпосылками — нормы, закрепленные в актах гражданского законодательства.
Элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность.
Гражданская правоспособность — это способность лица иметь гражданские права и обязанности.
В ГК Украины общее определение правоспособности отсутствует, однако, содержатся отдельные определения правоспособности физических (ст. 25) и юридических (ст. 68) лиц, которые фактически тождественны.
Гражданская дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать для себя гражданские права и создавать гражданские обязанности.
Дееспособность в ГК Украины определена только в отношении физических лиц. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку для юридических лиц эти два понятия всегда существуют неразрывно. Поэтому наличие правоспособности в организации означает, что она обладает и дееспособностью. В связи с этим иногда употребляется термин «праводееспособность юридического лица».
Понятие дееспособности физического лица охватывает его возможности осуществлять широкий круг действий с юридическими последствиями. Поэтому в составе дееспособности физического лица целесообразно различать такие составляющие части:
1) сделкоспособность — способность осуществлять правомерные действия, направленные на установление гражданских прав и обязанностей;
2) деликтоспособность — способность лица нести ответственность за содеянное гражданское правонарушение;
3) трансдееспособность — способность лица быть представителем и представляемым, то есть его способность своими действиями создавать для других субъектов права и обязанности и способность принимать на себя права и обязанности, возникающие вследствие действий других лиц;
4) бизнесдееспособность — способность заниматься предпринимательской деятельностью;
5) тестаментоспособность — способность лица оставлять завещание и быть наследником;
6) брачно-семейная дееспособность — способность выступать как самостоятельный участник семейных отношений и совершать в этой сфере действия с правовыми следствиями.
Что касается юридического лица, то, поскольку его правосубъектность охватывает и правоспособность, и дееспособность, то можно говорить о различных видах правосубъектности (дифференциация правосубъектности). Чтобы не прибегать к слишком сложным словесным конструкциям, правосубъектность в таких случаях целесообразно обозначать сокращенно — «способность», имея в виду, что речь идет о способности юридического лица быть субъектом определенных гражданских отношений.
Таким образом можно различать следующие виды правосубъектности юридического лица:
1) сделкоспособность;
2) деликтоспособность;
3) трансдееспособность;
4) бизнесдееспособность.
Сравнивая виды дееспособности физических лиц и правосубъектность юридических лиц, видим в различиях между ними проявление разницы между общим гражданско-правовым статусом физического и юридического лица, что нашло отражение в правиле ст. 91 ГК Украины « юридическое лицо может иметь такие же права и обязанности, как и лицо физическое, за исключением тех, предпосылкой владения которыми являются естественные свойства человека». Способность завещать и способность быть участником семейных отношений как раз и является проявлением таких естественных свойств человека.
В отношении субъектов публичного права также нецелесообразно различать их правоспособность или дееспособность. Поскольку эти понятия здесь выступают как единое целое, следовательно, речь идет о гражданской правосубъектности указанных субъектов.
Конкретный состав участников гражданского правового отношения не является неизменным и может изменяться вследствие правопреемства.
3. Объекты гражданских правоотношений
Определение объекта как одного из элементов структуры правоотношений является дискуссионным.
Так, В.Г. Вердников объектом правового отношения определяет то благо, на которое направлено субъективное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения интереса уполномоченного лица. Ю.К. Толстой отмечает, что объектом правоотношений является то фактическое отношение, на которое влияет правовое отношение. По мнению Р.О. Халфиной, существует много правовых отношений, не имеющих определенного объекта. На этом основании она делает вывод о том, что объект не является обязательным элементом структуры правового отношения, хотя и имеет значение для возникновения и развития многих правовых отношений и их структуры.
Наиболее точным, очевидно, будет под объектом правового отношения понимать все то, по поводу чего эти отношения возникают. То есть объект гражданского правоотношения — это те материальные и нематериальные блага — явления и предметы окружающего мира, которые имеют способность удовлетворять интересы участников правовых отношений. Именно благодаря объекту правовых отношений они привязываются к системе реальных, жизненных отношений, к материальным и духовным ценностям общества.
Вопрос об объекте имеет неодинаковое значение в разных правоотношениях. В тех правоотношениях, где главной является юридическая обязанность активного характера (правоотношения активного типа), вопрос об объекте во многих случаях не имеет самостоятельного значения. Например, в гражданско-правовых обязательствах объектом является результат действий обязанного лица, являющийся неотъемлемым от самого поведения. Таким образом, вопрос об объекте сливается с вопросом о материальном содержании правовых отношений — с характеристикой того фактического поведения, которое формируется путем выполнения юридической обязанности.
Особое значение этот вопрос приобретает в тех правоотношениях, где объект выступает в виде такого материального или нематериального блага, которое можно отделить от поведения. Как правило, это — связи пассивного типа, то есть такие, в которых субъективное право (право на «свои» активные действия) имеет главенствующее значение. В этих случаях от определения объекта правоотношений зависит установление законом правового режима указанных прав, определение особенностей их защиты и т.п.
По приведенным соображениям объект гражданского правоотношения неверно трактовать лишь как поведение его участников. Такой подход суживает характеристику этого элемента правоотношения, заостряет внимание только на предмете влияния правовых норм. Поэтому более правильным представляется определение объекта через указание на блага, представляющие интерес для субъектов гражданского права, вступающих ради этих благ в определенные гражданские отношения.
Итак, объектом гражданского правоотношения является то материальное или нематериальное благо, по поводу которого это правоотношение возникает.
Объектами гражданских правоотношений могут быть вещи, действия (в том числе услуги), результаты действий, результаты интеллектуальной, творческой деятельности, информация, личные неимущественные блага.
Вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также имущественные права в совокупности называют иначе имуществом. Продукты творческой деятельности в совокупности с личными неимущественными правами иногда именуют «идеальными благами»1.
Подробнее речь о субъектах и объектах гражданских правоотношений пойдет в специальных главах учебника.
4. Содержание гражданского правоотношения
Содержание гражданского правоотношения может быть охарактеризовано с двух позиций — социальной и юридической.
Социальным содержанием гражданского правоотношения является то общественное отношение, юридической формой которого является данная правовая связь. С этих позиций содержанием гражданского правоотношения можно считать соответствующее гражданское отношение, существующее между частными лицами и урегулированное нормами гражданского права (законодательства).
Юридическое содержание гражданского правоотношения — это права и обязанности его субъектов (участников). Поскольку эти права и обязанности принадлежат субъектам конкретных гражданских правоотношений, то нередко их именуют «субъективными гражданскими правами и обязанностями», подчеркивая этим то обстоятельство, что «гражданское право конкретного лица» отличается от «гражданского права в объективном значении», то есть от понимания гражданского права как отрасли права.
Такое уточнение этого понятия, конечно, возможно. Однако практическая необходимость этого существует не всегда, поскольку в случае, когда речь идет о праве лица, из контекста видно, что имеется в виду само субъективное право. Очевидно, по этим соображениям в ГК Украины говорится просто о «гражданских правах и обязанностях». Вместе с тем, употребление термина «субъективное гражданское право» является целесообразным при специальных исследованиях или характеристике этой категории. Поэтому далее этот термин будет использоваться в случаях, когда это будет целесообразно по приведенным выше соображениям.