Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 (стр. 3 из 13)

· Политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке).

· Экономические институты (потребности в добывании средств)

· Образовательные институты, культура, наука (потребности в передаче знаний, социализации; социализация - это процесс присвоения личностью системы статусов, ролей, ценностей).

· Религия (потребности в решении духовных проблем, смысла жизни);

(раз выделяют главные, основные институты, то, соответственно, имеются и менее важные, т.н. неглавные, неосновные, частные социальные институты).

Герберт Спенсер (1820-1903), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял в качестве основных общественных потребностей:

а) "необходимость активной обороны" для борьбы с окружающими "врагами и грабителями" (военное дело);

б) потребность в деятельности, поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство, производство одежды и т.п.);

в) потребность в обмене (т.е. в рынках);

г) потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

2. Должна быть сложившаяся система функций, действий, реализующих эту потребность.

3. Должны быть необходимые ресурсы (например, для производства товаров необходимы 4 вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация; в первую очередь, ресурсы материальные, трудовые, организационные).

4. Для обеспечения самовоспроизводства института необходимо, чтобы сформировалась присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения).

Одной из функций институтов является введение разнообразной деятельности людей в рамки более или менее предсказуемой ролевой модели поведения.

Явная функция институтов записана в уставах, формально заявлена, принята обществом и латентная - которая осуществляется на самом деле. Нестабильны институт, в которых эти функции сильно отличаются и, соответственно, само общество.

Условия, воздействующие на институты постоянно меняются и, соответственно, институты постоянно трансформируются.

В переходном обществе функции социальных институтов переменны, противоречивы. Одна из главных особенностей функционирования в настоящее время социальных институтов в России - сдвиг с коллективного на индивидуальное.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Институциональный кризис - падение авторитета данного института (например, института семьи). Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Медицина, как социальный институт: взаимодействие с другими социальными институтами общества; воздействие общества на развитие медицины; медицина и здравоохранение с позиций социального детерминизма; концепции развития медицины и здравоохранения; культурно-исторические типы систем здравоохранения; социальные аспекты политики здравоохранения; социология организации здравоохранения; медицинский персонал, его социальная роль и положение; социология пациента и качества жизни; медицинское образование; социология медицинской профессии; социология здоровья и болезни; социология медицинской науки и медицинских технологий; социология экономической деятельности в здравоохранении; социология медицинского страхования; глобализация социальных процессов и медицина.

***************

Контрольный вопрос:

1. Социальные институты в современном российском обществе.

Темы рефератов:

1. Медицина как социальный институт.

2. Образовательные институты.

Тема 4. ОБЩЕСТВО

Вопросы к семинару

1. Общество - основные понятия.

2. Классификации обществ.

3. Гражданское и тоталитарное общества - основные понятия.

4. Процессы глобализации и мировая система.

Основная литература:

1. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2000. - С.275-333 (512 с).

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 3-е изд., перераб. и доп. - С.81-168 (508 с.).

***************

Слово "общество" имеет целый ряд различных значений ("американское общество", "сливки общества", "общество защиты животных", "общество с ограниченной ответственностью"). Например, Р.Миллс понимал общество как конфигурацию институтов, которые при своём функционировании ограничивают свободу людей. Другие - как большую группу людей, сформировавших общую культуру; третьи - как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-либо территорией и т.д.

Р.Марш (1967) попытался определить условия, которые должны выполняться, чтобы социальное объединение можно было назвать обществом. К этим условиям относятся: а) определенная (постоянная) территория; б) пополнение общества главным образом, за счет деторождения; в) развитая культура; г) "политическая" независимость. Но даже такое обстоятельное определение общества является спорным (что значит, например, развитая культура в стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп или политическая независимость ?)

Другие социологи считают, что определяющей характеристикой общества является "самообеспеченность" ("самодостаточность"), но так же спорно в связи с международным разделением труда (едва ли не единственный пример достижений в условиях "самообеспеченности" - ЮАР).

Общество можно свести к совокупности 5 фундаментальных институтов (семья, производство, государство, образование, религия).

Всё общество можно разделить на 4 главные сферы: экономическую, политическую, духовную (культура, наука, религия, образование) и социальная сфера ( совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения - транспорт, здравоохранение, коммунальное и бытовое обслуживание, связь, учреждения досуга).

В целом, ни одна из 4-х сфер не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. При этом между основными сферами общества существуют определенные противоречия и между ними наблюдается что-то вроде конкурентной борьбы (экономическая система устремлена к максимальной прибыли, политическая - к максимилизации власти, социальная - к максимализации стабильности и порядка, культурная - к нравственным принципам). В тоже время, если эти сферы дублируют друг друга (например, экономическая и социальная стремятся к равенству, как в СССР), то эти задачи всё равно не решаются и функционирование самих этих сфер не эффективно.

О гражданском обществе говорят в случае развитости отношений, статусов, ролей, институтов, неподконтрольных государству (в России в настоящее время определенные подобные формирования есть, но они практически не влияют на государство). Гражданское общество определяет собой государство, а не наоборот; в гражданском обществе личность имеет приоритет над обществом.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом - идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека (Равенство имеет 3 значения: равенство перед законом, равенство возможностей - каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего благодаря своим достоинствам и способностям, равенство результатов - каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей).

Противоположный полюс - тоталитарное государство, основные черты которого - развернутый и действующий аппарат подавления с преследованием инакомыслящих, отсутствие свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, геноцид против собственного народа.

Существует множество способов классификации обществ.

а) Г. и Дж.Ленски (1970) составили классификацию обществ по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое (возникло на ближнем Востоке около 6 тысяч лет назад), аграрное (в Древнем Египте, когда производилось больше продуктов, чем требовалось для обеспечения населения) и промышленное общество.

Г. и Дж.Ленски также выделяли 6 основных элементов для стабильного существования общества: а) коммуникация между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение товаров и услуг; г) защита членов общества от физической опасности, от патогенных воздействий и врагов; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль за их поведением.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия и осуществляются институтами.

б) По К.Марксу, основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания; если бы усилия людей удовлетворять свои материальные потребности не были коллективно организованны, не было бы общества (т.е. тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания). Соответственно, К.Маркс считал критерием разделения общества формы собственности, выделив 5 формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

в) Ф.Теннис (1887) разделял общество на традиционное (община, относится к сельской общине; гемайншафт) и современное (общество, городское промышленное общество, гезельшафт). Их основные различия: люди живут в соответствии с общинными ценностями или личной выгодой; основаны на традиционных обычаях или на федеральном законе; ограниченная специализация или специализированные профессиональные роли; опирается ли общество на религиозные или на светские ценности; главные институты общества - семьи и община или же крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.