Смекни!
smekni.com

Общая характеристика и история мировой криминальной статистики (стр. 3 из 5)

Организованная кланами, которые базируются, как правило, на родственных связях, и регламентированная секретными письменными «кодексами», «Ндрангета» достигла состояния, при котором работа против нее правоохранительных органов крайне затруднительна.

В группировке создана так называемая «провинциальная комиссия» с функциями арбитража в случае противоречий между разными кланами. Соучастие в организации ряда преступлений боссов сицилийской мафии наглядно демонстрирует тесную связь между этими двумя криминальными структурами.

"Каморра» . Потерпев поражение в конфликтах в 80-е гг. с другими организованными преступными группировками, «Каморра» в настоящее время не является стройной структурой с вертикальной системой иерархии, а представаляет собой конгломерат из более чем 100 групп, распространивших свое влияние по всей территории области Кампания.

Характерной особенностью «Каморры» является ее предпринимательская гибкость, которая выражается в способности внедряться в механизмы государственных заказов, строительных подрядов, коммерцию и другие виды деятельности, приносящей доход, используя при этом государственный капитал.

Необходимой предпосылкой для этого является поддержание тесных связей с политическими структурами на местах и в центре. Считается, что в ближайшем будущем «Каморра» сможет возродить свой криминальный потенциал в наркобизнесе, сделав его основным в своих инвестициях, что, несомненно, будет способствовать изменению баланса сил в отношениях с другими преступными организациями.

"Сакра корона унита» . В течение 15 последних лет в области Апулия отмечался рост преступности вследствие «колонизации» территории группировками мафиозного типа, проникающими из соседних регионов Италии, а также из Албании.

В 1990 г. в Апулии действовало около 30 преступных групп, насчитывающих свыше 1500 членов. Лидеры шести групп (пять – из привинции Лечче и 1 – из Бари) общей численностью около 500 человек сформировали «Сакра Корона Унита», которая в силу ритуалов приема в свои ряды и кодексов поведения, иерархической структуры и способности манипулировать государственными институтами, считается формированием мафиозного типа. При этом она сохраняет некоторые типичные черты бандитской группы (разнородность состава, низкий средний возраст и т. д.).

Все преступные акции группировки осуществляются под руководством отдельных фамильных кланов. Верхушка ее структуры (т. н. «купола») занимается разрешением споров, принятием решений по наиболее сложным вопросам.

Виды преступной деятельности группировки многообразны. Ведущее место среди них занимает контрабанда наркотиков, в особенности героина. Побережье Апулии стало частью основного канала так называемого «балканского пути» международного наркотрафика. Торговля оружием, вымогательство, грабежи и кражи – характерные преступления данной группировки.

По данным комиссии «Антимафия» итальянского парламента, оперирующей данными спецслужб, в настоящее время в «Коза Ностра» и «Стидду» входят 161 клан и 5 700 участников, в «Ндрангету» – 150 кланов и 5 500 участников, в «Каморру» - 111 кланов и 6 700 активных членов, «Сакра Корона» состоит из 45 кланов и 1 600 участников.

Общая численность активных членов итальянской оргпреступности оценивается в 25 тыс. человек. На их базе формируется так называемая «периферия», т. е. лица оказывающие содействие криминальным группировкам (врачи, информаторы в государственных и правоохранительных органах, финансовые консультанты, юристы, адвокаты и т. п.) в количестве около 250 тыс. человек.

Среднегодовой оборот итальянских криминальных организаций в последнее время оценивается в 25-30 трлн. лир. Сегодня в силу ряда причин криминальные структуры испытывают серьезные трудности. Это связано в первую очередь с утратой значительной части доходов от наркобизнеса вследствие удачных операций местных правоохранительных органов. Другими основными причинами этих сложностей являются: стагнация в строительстве, традиционно контролируемым преступным миром, арест или перевербовка спецслужбами многих активных членов группировок, рост расходов на «боевое» обеспечение действий (квартиры, автомашины, оружие) и на «работу» с правосудием.

Главные мафиозные организации преследуют цели получения доступа к управлению экономической деятельностью, подрядам, концессиям, дающим возможность получать незаконные доходы. Используются методы запугивания, основанные на связях внутри организации, формируются условия подчиненности и круговой поруки при совершении преступлений.

Оргпреступности в Италии противостоят многочисленные и мощные правоохранительные и судебные органы, имеющие в соответствии с законодательством большие оперативные и следственные полномочия.

Координирует борьбу с оргпреступностью в Италии Генеральный совет по борьбе с оргпреступностью, учрежденный при МВД во главе с министром внутренних дел. Членами Генерального совета являются начальник государственной полиции, главнокомандующие корпуса карабинеров и финансовой гвардии, директор Следственного управления по борьбе с мафией (ДИА) и директора Служб информации и демократической безопасности и военной безопасности (СИСДЕ-СИСМИ).

Главными задачами этого коллегиального органа является разработка стратегии по борьбе с оргпреступностью, определение конкретных целей для каждой компетентной службы, комплексное использование имеющихся у служб общественной безопасности ресурсов и средств, периодическая проверка достигнутых результатов, корректировка деятельности.

В Италии имеется сеть окружных управлений по борьбе с мафией, которые представляют собой судебные органы при прокуратурах областей. Эти территориальные подразделения ведут на месте расследования, касающиеся преступных объединений мафиозного типа. В соответствии с законом № 8 от 20 января 1992 г. в рамках Генеральной прокуратуры учреждено Национальное управление по борьбе с мафией, которое осуществляет координацию деятельности Окружных управлений, обеспечивает смычку правоохранительных и судебных органов.

Основным подразделением, ведущим борьбу с оргпреступностью в Италии является ДИА, созданное в соответствии с Законом N 410 от 30 декабря 1991 г. ДИА является структурной частью МВД и входит в состав Департамента общественной безопасности. В своей практической деятельности ДИА, прежде всего, делает акцент не на отдельных преступлениях, а на преступных субъектах. При этом основное внимание концентрируется на выяснении ответственности, преступных ролей, связей, положения компонентов мафиозных структур.

ДИА осуществляет свои операции в тесном взаимодействии со специализированными подразделениями и структурами госполиции, карабинеров, финансовой гвардии. Согласно закону, представители сил общественной безопасности обязаны сотрудничать со следственным персоналом ДИА, информировать его обо всех получаемых информационных и оперативных материалах, касающихся деятельности мафии. В свою очередь, офицеры ДИА обладают всеми полномочиями по следствию (проводят обыски, изъятия, получают свидетельские показания, производят аресты).

Основными мерами, которые принесли положительные результаты в борьбе с организованной преступностью, явились законодательные инициативы итальянского парламента в сочетании с хорошо скоординированными действиями правоохранительных органов, а также создание новых оперативных подразделений, использование в борьбе с преступностью подразделений регулярной армии.

Введение законодательных мер, позволяющих дифференцировать уголовную ответственность и меры наказания для лиц, сотрудничающих с правосудием (т. н. «пентити» ), дало позитивные результаты.

Отмечают в настоящее время существенный отток членов из преступных сообществ. Согласно материалам доклада МВД парламенту, на начало 1996 г. с правосудием сотрудничали 1119 человек (6017, включая членов семей), из которых только 67 являлись простыми свидетелями. Для охраны вышеуказанных лиц в структуре МВД создано специальное подразделение из 600 человек. В зависимости от ценности сведений и реальной угрозы жизни, лицо, сотрудничающее с правосудием, и члены его семьи могут получить новые документы (вплоть до полной смены установочных данных), новую работу, сменить место жительства и т. п.

Внимательно отслеживая тенденции к изменению приоритетов в деятельности криминальных сообществ, итальянские законодатели принимают превентивные меры против конкретных видов преступлений.

Так, с учетом заметной активизации итальянской оргпреступности в области «криминального ростовщичества», в марте 1996 г. парламентом был принят соответствующий закон, ужесточающий уголовную ответственность в этой сфере. Параллельно была введена должность наблюдателя при национальном Комиссаре по борьбе с рэкетом для контроля за ситуацией совместно с полицией, ЦБ Италии, Национальным институтом статистики.

Итальянским Сенатом одобрен также проект закона об использовании конфискованных у мафии средств в общественно полезных целях.

Среди новых направлений деятельности итальянской оргпреступности особую озабоченность у правоохранительных органов вызывает т. н. «экобизнес» – незаконная активность криминальных структур в экологической сфере.

Основные криминальные структуры обозначили присутствие своих интересов в захоронении радиоактивных и токсичных отходов, являющемся менее опасным бизнесом по сравнению с торговлей наркотиками, вымогательством или контрабандой оружия и культурных ценностей.

Так, если в 1956 г. годовой оборот итальянской «экомафии» составлял около 10 трлн. лир, то, по данным 1997 г., оборот преступного капитала в экологической сфере достиг 21 трлн. лир, из которых: 6,5 трлн. лир приходится на т. н. «цементный цикл» (незаконная разработка горных пород, нелегальная добыча и производство строительных материалов, нарушения в технологии строительства); 6 трлн. лир – на незаконный трафик радиоактивных и токсичных отходов, нелегальные захоронения и свалки; 4,6 трлн. лир – на мафиозную инфильтрацию в государственные заказы на инженерно-строительные работы; 4 трлн. лир – на частное незаконное строительство и последующую продажу готовых объектов.