Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую роль, представляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности. Словари дают множество определений термина «образование». Вызвано это разными подходами к пониманию этого процесса. Так, например, с точки зрения философа, образование – это общий духовный процесс формирования человека и результат этого процесса – духовный облик человека. То есть образование – культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Теории образования всегда интересуются вопросом, какие человеческие силы следует формировать и развивать? Ответ очевиден. Образовывать необходимо всю совокупность человеческих сил и возможностей. Таким образом, с понятием «образование» связан образ гармоничного, стремящегося к всеобъемлющей полноте и целостности развития потенций человеческой личности.
Основная цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния.
Образование как социокультурный феномен – это признание того, что оно может и должно быть рассмотрено только в контексте общечеловеческой культуры.
Смысл образования – трансляция (передача) знаний, опыта и ценностей человеческого сообщества каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для полноценной и приносящей удовольствие жизни. В каждую историческую эпоху формы передачи этого опыта (методы, технологии), объем и качество знаний, ценностные ориентиры меняются, но смысл образования (во всех имеющихся определениях) в целом остается прежним.
Система образования органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни.
1.2. Как менялось образование в истории человечества
В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. В те времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. В жизни подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.
Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.
Подавляющая часть населения – крестьянство – обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты – в Париже, Оксфорде и других городах.
Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX – XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
2. Из истории реформ образования в России
2.1. Развитие образования в XVII в.
Потребности в образовании в XVII в. были продиктованы практическими нуждами: развитие торговли, производства, формирование административного аппарата – все это требовало от людей знаний определенного уровня и практических навыков.
Уровень грамотности к концу XVII в. вырос до 52 % в среде купечества и служащих государственного аппарата и до 42 % в некоторых других слоях населения.
Во второй половине XVII в. в Москве было создано несколько государственных школ, готовивших служащих для работы в учреждениях. Организация школ требовала больших средств, необходимо было приглашать иностранцев, т.к. кадров преподавателей в России не хватало. Поэтому количество учебных заведений было невелико.
В 40-е годы на средства боярина Ртищева в основанном им же Андреевском монастыре была создана школа, пользующаяся большим авторитетом. Сюда были приглашены монахи из украинских монастырей, которые учили латинскому языку, русской и греческой грамматике, философии.
Первым высшим учебным заведение стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого на основе школы при Богоявленском монастыре. Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице в Москве.
Руководителями и преподавателями стали братья Лихуды, греки по происхождению, получившие образование в Падуанском университете и сделавшие много для развития просвещения в России. Структуру академии составляли три класса: низший, где изучалось «славянское книжное писание» и «греческое книжное писание». В среднем классе преподавалась грамматика, латинский язык; в высшем – риторика, диалектика, логика, физика.
Образование в России в XVII в. развивалось на более высоком уровне по сравнению с предыдущим периодом, однако оно имело, во-первых, узкий социальный характер, не затрагивая широкие слои населения; во-вторых, оставалось средневековым по своей сути, сохраняя религиозный характер.
2.2. Реформа образования Петра Великого
Широкие и глубокие перемены во всех сферах жизни общества при Петре I привели к необходимости изменений в образовании. Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в России эпохи Петра I требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов.
Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни в Москве открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии.
В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах учебных заведений: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных – для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 – 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия», в которой обучали в основном иностранным языкам.
Особенно отметим цифирные школы.
Появление первых цифирных школ было связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы: требование грамотности теперь приобретало обязательный характер.
Указы 1714 – 1715 годов предписывали заводить в каждой губернии цифирные школы и записывать в них дворянских недорослей, а также детей государственных служащих, зажиточных мещан и приказных в возрасте от 10 до 15 лет; им запрещалось вступать в брак без «свидетельствования» о прохождении обучения.
В 1715 году, с появлением дворянских учебных заведений, цифирные школы были преобразованы во всесословные (в список «всех» сословий, однако, не входили крестьяне). Цифирные школы предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. Вместе с тем специальное математическое и техническое образование не встретило признания у отдельных сословий. В 1716 году от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян. Под предлогом пополнения архиерейских школ была отозвана из цифирных школ большая часть детей духовенства. В 1744 году они были слиты с гарнизонными школами.