Смекни!
smekni.com

Программы и методические рекомендации для слушателей Восточно­Европейского Института Психоанализа первый курс (стр. 10 из 28)

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

6. «Каждый человек непрестанно подвергает других людей психическому анализу и благодаря этому знает их лучше, чем самого себя. Путь к осуществлению призыва «познай самого себя» ведет через изучение своих собственных случайных дей­ствий и упущений» (1901, «Психопатология обыденной жизни»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

7. «Меланхолия, таким образом, заимству­ет одну часть своих черт у скорби, другую — у процесса регрессии от нарциссического выбора объекта к нарциссизму» (1917, «Скорбь и меланхолия»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

8. «Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности» (1923, «“Я” и “оно”»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

9. «Социальные чувства еще поныне возникают у отдельного лица как надстройка над завистливостью и соперничеством по отношению к братьям и сестрам. Так как враждебность не может быть умиротворена, то происходит отождествление с прежним соперником» (1923, «“Я” и “оно”»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

10. «Я является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений оно и со стороны строгости сверх-я. Этим трем опасностям соответствует троякого рода страх, ибо страх есть выражение отступления» (1923, «“Я” и “оно”»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

11. «Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как я этой личности» (1923, «“Я” и “оно”»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

12. «Но так как сопротивление несомненно исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т. е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание, и для осознания чего требуется особая работа» (1923, «“Я” и “оно”»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

13. «Прогресс в духовности состоит в том, чтобы вопреки непосредственному чув­ственному восприятию решать в пользу так называемых высших интеллектуальных процессов, т. е. воспоминаний, рассуждений, умозаключений. Например, определить, что отцовство важнее материнства, хотя в отличие от последнего оно не доказуемо свидетельствами органов чувств. Поэтому ребенок должен носить имя отца и наследовать ему» (1939, «Человек Моисей и монотеистическая религия»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

14. «Почти каждая интимная эмоциональная связь между двумя людьми… содержит осадок отвергающих враждебных чувств, которые не доходят до сознания лишь вследствие вытеснения» (1921, «Массовая психология и анализ человеческого я»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

15. «Невроз делает больного асоциальным, он действует на массу так же разлагающе, как и влюбленность» (1921, «Массовая психология и анализ человеческого я»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

16. «Всякое невротическое неудовольствие есть подобного рода удовольствие, которое не может быть воспринято как таковое» (1920, «По ту сторону принципа удовольствия»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

17. «Сознательность является не обязательным признаком психических процессов, но служит лишь особой функцией их» (1920, «По ту сторону принципа удоволь­ствия»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

18. «Судьба влечений, выражающаяся в обороте к собственному «я» и в превращении из активности в пассивность зависит от нарциссической организации “я” и носит на себе печать этой фазы развития» (1915, «Влечения и их судьба»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

19. «Любовь берет свое происхождение из способности «я» удовлетворять часть своих влечений аутоэротически, испытывая удовольствие от органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, которые сливаются с расширенным “я”, и выражает в виде источника удовольствия моторное стремление “я” к этим объектам. Она тесно соединена с проявлениями позднейших сексуальных влечений, и после того как их синтез закончен, она совпадает с сексуальным влечением в полном его объеме» (1915, «Влечения и их судьба»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

20. «Невротик обнаруживает постоянно некоторую долю психического инфантилизма, он или не мог освободиться от детских условий психо­сексуальности или он вернулся к ним (задержка в развитии, регрессия). Поэтому в его бессознательной душевной жизни все еще продолжают или снова начинают играть главную роль инцестуозные фиксации либидо. Мы пришли к тому, что объявили основным комплексом неврозы отношения к родителям, находящиеся во власти инцестуозных желаний» (1912, «Тотем и табу»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

21. «В душевных движениях примитивных народов приходится вообще допустить большую степени амбивалентности... По мере уменьшения этой амбивалентности постепенно исчезает также табу, являющееся компромиссным симптомом амбивалентного конфликта» (1912, «Тотем и табу»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

22. «Наша душевная деятельность вообще развивается в двух противоположных направлениях: или от влечений через систему бсз к сознательному мышлению, или под влиянием внешних возбуждений через систему бсз и сзн до бессознательных активных представлений я и объектов» (1915,

Основы прикладного психоанализа

Предмет прикладного психоанализа, сферы исследования и применения.

Культурологическое наследие З. Фрейда. Целостность структуры: прикладной — клинический психоанализ. Основные культурологические идей, описанные З. Фрейдом в работах: «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Человек Моисей и монотеистическая религия», «Леонардо да Винчи. Одно детское воспоминание», «Достоевский и отцеубийство», «Поэт и фантазии», «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность». Позиция З. Фрейда в отношении религии, культуры, цивилизации и социума.

Российские традиции прикладного психоанализа. Триединство: теория, культура и терапия. Принципа российской психоаналитической культурологии, ее особенности и своеобразие в работах Н. Е. Осипова, И. Д. Ермакова, — С. Н. Шпильрейн, А. Р. Лурия, А. М. Халецкого, Ю. В. Каннабиха и др. Фрейдизм и марксизм — культурологическая проблема. «Латентный период» психоанализа в России: тон и смысл работ по прикладному психоанализу и клинической практике.

Принципы прикладного психоанализа: критика культуры, амбивалентности, исторического контекста, бисексуальности, элитарности, консервативности-развития.

Роль культуры в онто- и филогенезе. Социализация и психическое развитие личности.

Психоаналитическое понимание художественной культуры и творчества: ретроспектива и современный этап развития.

Политическая культура и психоанализ.

Состояние религиозного и эзотерического сознания в современной России.

Прикладной психоанализ о принципах управления коллективами.

Литература

Основная

1. Фрейд, З. Тотем и табу // В сб.: «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 193.

Дополнительная

1. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я // В сб.: «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси: Мерани, 1991. — С. 71.

2. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // В сб.: Психоанализ. Религия. Культура. — М.: Ренессанс, 1992. — С. 17.

Для углубленного изучения

1. Лебон, Г. Психология народов и масс.

2. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа //Сб. — Львов: Инициатива; — М.: Совершенство, 1998. — 512 с.

3. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: изд­во Ленингр. Ун­та, 1986. — 366 с.

4. Психология и психоанализ рекламы // Сборник под редакцией Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ­М, 2001. — 752 с.

5. Райкрофт, Ч. Символизм и его отношение к первичному и вторичному процессам // В сб.: Russian Imago 2002. — М.: Аграф, 2004. — С. 155

6. Фрейд, З. Толкование сновидений. — Ереван: Камар, 1991. — 448 с.

7. Фрейд, З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // В сб.: Художник и фантазирование.

8. Фрейд, З. Человек Моисей и монотеистическая религия // В сб.: Психоанализ. Религия. Культура. — М.: «Ренессанс», 1992. — С. 135.

9. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы // В сб.: Проблемы души нашего времени.

Вопросы к семинару

Источник для конспектирования: Фрейд, З. Тотем и табу (1913) // В кн.: Фрейд, З. Я и Оно. — Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1. — С. 193–350.

Дополнительная литература

1. Дадун, Р. Фрейд. — М., 1994. — С. 439–450.

2. Леви­Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика­Пресс, 1994. — 608 с.

3. Фрезер, Дж. Дж. Золотая ветвь. — М.: Политиздат, 1980. — 831 с.

4. Фрейд, З. Переписка с К. Г. Юнгом // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Прогресс, 1992. — С. 426–440.

1. Прикладной психоанализ: предмет и методы исследования. Оценка способов обоснования базового методологического приема культурологических исследований Фрейда — аналоговой редукции «невротик—ребенок—дикарь». З. Фрейд о соотношении онто- и филогенеза в развитии психики.

2. Тотемная экзогамия и историко-психологические основания инцестуозных запретов. Полемика Фрейда и Юнга по поводу мотивации инцестуозных желаний. Сексуальные запреты как основа становления человеческой социальности и культуры.

3. Понятие амбивалентности и ее психологические истоки. Примеры отреагирования неприемлемого полюса амбивалентного отношения на примере табу врага, властителя и мертвеца. Табу как запрет и как провокация. Табу и невроз навязчивых состояний. Невроз как культурный атавизм и невротик как человек с врожденной архаической структурой психики.