Смекни!
smekni.com

Программы и методические рекомендации для слушателей Восточно­Европейского Института Психоанализа первый курс (стр. 9 из 28)

10. Сверх-Я культуры. «Невротизм народов» и возможность терапии культурных сообществ.

Вопросы к семинару 7

Источник для конспектирования: Фрейд, З. Человек Моисей и монотеистическая религия (1938) // В кн.: З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 135–256.

Дополнительная литература

1. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 31. — М., 1989. — С. 334–349.

2. Мазин, В. А., Пепперштейн, П. Кабинет глубоких переживаний. — СПб.: Ина-пресс, 2000. — С. 20–68.

3. Стиглер, Б. Оружие (мертвого) отца или наследие и наследование у Фрейда. Кабинет Ё. — СПб.: Скифия, 2001. — С. 24–38.

1. «Человек Моисей. . . » как опыт прикладного психоанализа. Основные принципы прикладного психоанализа и сферы его применения.

2. Моисей­египтянин и «миф о рождении Героя». Понятие культурной традиции и анализ методики исследования традиции через миф.

3. Аналогия культурно­исторического развития социума и психосексуального развития человека: основания и следствия. Интерпретация первичной сцены, инфантильной травматической фиксации, детского невроза, периода латентной невротичности и т. п. на материале истории еврейского народа как культурного сообщества.

4. Понятие коллективного бессознательного в классическом психоанализе и проблема филогенетической преемственности.

5. Европа конца 30-х годов и положение еврейского народа. Актуальность книги З. Фрейда для его современников.

6. «Миф об отцеубийстве» как основа любой культурной традиции (проанализировать формы его проявления или вытеснения).

7. Иудаизм и христианство. Моисей и Иисус. Историко­психологическая миссия апо­стола Павла.

8. Историко­религиозная традиция — отреагирование «семейного романа» культурного сообщества. Великий человек как Отец. Монотеизм как симптом массового обсессивно-фобического невроза. Пророки.

9. Диагностика культурного сообщества посредством анализа ритуалов отреагирования историко-религиозной традиции (на примере еврейского народа).

10. Шоковая терапия культурного сообщества через вмешательство в его историко-религиозную традицию. Проблема интеграции евреев в культуре отцеубийц. Мессианский комплекс З. Фрейда и его реализация.

Дискуссионные темы (могут использоваться для написания рефератов)

1. Образ Моисея в личной мифологии З. Фрейда.

2. Египтомания З. Фрейда и проблема смерти.

3. Психоанализ детства Иисуса как варианта «мифа о рождении Героя».

4. «Жестоковыйность» еврейского народа и невроз маленького мальчика (с. 203–204).

5. З. Фрейд о психологических истоках антисемитизма.

6. Образ Моисея-египтятина, убитого евреями, как провокация защитного сопротивления еврейского народа, фокусировка бессознательного чувства вины на новой жертве, новом Мессии — З. Фрейде.

7. «Культур-шок» в работах Л. Гумилева: А. Невский как кровный брат хана Узбека и Дм. Донской как защитник Золотой Орды от узурпатора Мамая. Пассионарность как неотреагировнность «мифа об отцеубийстве».

8. Проблема сосуществования культурных сообществ с различными типами структурирования коллективного бессознательного относительно «греха отцеубийства» (например — арабов и евреев).

Вопросы к семинару 8

Источник для конспектирования: Фрейд, З. «Я» и «Оно» (1923) // В кн.: З. Фрейд. Я и Оно. — Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1. — С. 351–392.

Дополнительная литература

1. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 31. — М., 1989. — С. 334–349.

1. Сознание, предсознательное и бессознательное. Соотношение топической и динамической моделей психического аппарата по критерию осознавания содержания психики.

2. Происхождение и природа Оно. Границы наших знаний о нем: работа сновидения, невротические симптомы и пр. Оно как источник психической энергетики, исток либидного катектирования. Оно как психическое выражение инстинктивных потребностей. Основная функция Оно.

3. Генезис Я как пограничной защитной инстанции и раскол психического аппарата. Я как измененная часть Оно. Феномены мышления и сознания в структуре Я-активности.

4. Генезис Сверх-Я : отпечаток на неоформленном пока Я матрицы из сплава первичной объектной загрузки и первичной идентификации. Сверх-Я и Идеал-Я. Сверх-Я и Оно: латентный период и формирование совести.

5. Итоговая схема психического аппарата и ее комментирование с точки зрения онто— и филогенеза отдельных структурных элементов.

6. Понятие механизма защиты и я как совокупность защитных механизмов. основные способы контроля я над импульсами оно:

а) Идентификация с сохранившимися или же оставленными объектами. Классический психоанализ о характере как осадке покинутых объективаций.

б) Сублимация и создание в Я собственного энергетического заряда деэротизированного нарциссического либидо. Разложение деэротизированного либидо на первичные составляющие и проблема их отреагирования.

в) Блокировка со стороны Я импульсов Оно путем его запугивания. Травма рождения как единственное фобийное переживание Оно.

7. Я как центр концентрации страха; ситуация «слуги трех господ» и стратегия бегства в боязнь. Разновидности фобийности Я (невротический, реальный страх и страх совести) и проблема неврозогенности принципа реальности.

8. Сверх-Я, Эдипов комплекс и латентный период. Факторы онтогенеза, оказывающие влияние на специфику ориентации Сверх-Я по отношению к Я.

9. Нерепрессивное Сверх-Я как удачный случай защитной идентификации Я с первичными объектами для блокировки инцестуозных импульсов Оно. Особая роль эдипальных переживаний в процессе кристаллизации структуры психического аппарата. Сверх-Я как «наследие Эдипова комплекса».

10. Итоговая схема психического аппарата и ее интерпретация с точки зрения успешности защитной активности Я.

11. «Там, где было Оно, должно стать Я» — что это означает?

Дискуссионные темы (могут использоваться для написания рефератов)

1. Психическое содержание импульсов Оно и пренатальный опыт человека. Психоаналитическое истолкование трансперсональной психологии — С. Грофа.

2. Эрос и Танатос как слуги Оно: их слияние в сексуальном акте как «скольжении к смерти».

3. Функции языка в структуре Я-активности. Мышление как суррогатное манипулирование словесными остатками воспоминаний и слово как внедренный через каналы воздействия Сверх-Я запрет моторного защитного отреагирования. Платонизм Фрейда — осознание как припоминание.

4. Способы решения Фрейдом проблемы филогенетической преемственности на базе динамической модели психики.

5. Интерпретация Эдиповой ситуации в развитии психики человека в режиме демонстрации стадий дифференциации Я и Сверх-Я от Оно.

6. Соотношение Оно, Я и Сверх-Я как внутренний психологический театр личности (по типу античной трагедии: рок, герой и хор). Интерпретация какой­либо классической драмы («Царя Эдипа», «Гамлета» и т. п.) в качестве проективной модели динамического подхода к человеческой психике.

7. Как же жить с дохлым животным внутри (Оно), если на шее твоей сидит убитый тобою мертвец (Сверх-Я), а реальность постоянно отвергает все твои компромиссы? Проблема возможности неневрозогенной жизненной стратегии.

8. Невроз и психоз как результаты неудачи защитной активности Я. Проблема интерпретации природы психических расстройств и стратегии их излечения с точки зрения динамической модели психики.

Вопросы к экзамену

1. Начала психоанализа (рождение нового знания).

2. Связь теории и практики в психоанализе.

3. Отличие психоаналитического и катарсического методов (З. Фрейд и И. Брейер).

4. Основные положения (теории) психоанализа.

5. Психоаналитические системы.

6. Память в психоанализе (мнесическая система).

7. Система бессознательного.

8. Система предсознательного.

9. Понятие «сознание» в психоанализе.

10. Положение психоанализа в поле научного знания, его связь с другими дисципли­нами.

11. Психоанализ как наука.

12. Причины сопротивления психоанализу.

13. Понятие «топики». Соотношение первой топики и второй.

14. Психическая реальность. Инкорпорирование, идентифицирование, интроецирование, проецирование, фантазирование.

15. Принципы функционирования психического аппарата.

16. Метапсихология (психоаналитический метод).

17. Принципы работы бессознательного.

18. Бессознательное и фантазии.

19. Метод свободных ассоциаций.

20. Психоанализ как развивающаяся система (эпизоды пересмотра и дополнения теории).

Вторые вопросы к экзаменационным билетам

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

1. «Быть опять своим собственным идеалом даже в отношении своих сексуальных стремлений, как это было в детстве, — вот чего люди стремятся достичь как высшего счастья» (1914, «К введению в нарциссизм»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

2. «Страх, ощущаемый нами в сновидении, лишь мнимо объясняется содержанием последнего. Когда мы подвергаем толкованию это содержание, то замечаем, что страх не оправдывается содержанием сновидения, все равно, как страх при какой­либо фобии чрезвычайно мало объясняется представлением, с которым связана эта фобия» (1899, «Толкование сновидений»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

3. «Сновидение представляется зачастую многосмысленным; в нем могут не только объединяться, как показывают вышеприведенные примеры, несколько осуществлений желаний, но один смысл, одно осуществление желания может покрывать другое, покуда в самом последнем смысле мы не натолкнемся на осуществление желания раннего детства» (1899, «Толкование сновидений»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

4. «Мышление есть ведь не что иное, как замена галлюцинаторного желания» (1899, «Толкование сновидений»).

Проинтерпретируйте следующую фразу Фрейда:

5. «На исповеди грешник говорит то, что он знает, а в анализе невротик должен сказать больше. Мы ничего не знаем и о том, чтобы исповедь когда­либо обладала силой, устраняющей явные симптомы болезни» (1926, «Проблема дилетантского анализа»).