18. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
19. Хуторецкий М.И., Новикова Т.А. Школьный реферат и основные требования к его написанию./ Завуч, 2001, №8, с.82-86.
20. Ярославские областные юношеские филологические чтения. Инструктивные документы. Рекомендации. Лучшие работы 2004-2007 г.г./ Под ред. Л.В. Хабатиловой и Н.Н. Пайкова. Ярославль: ЦОШ «Олимп», 2008.
21. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996, с.27-47.
1. Продумайте тему своей работы, в общих чертах определите её содержание, набросайте предварительный план.
2. Составьте список литературы, которую следует прочитать;
3. Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.
4. Во вступлении к работе:
а) поставьте исследовательскую задачу, обоснуйте её актуальность(причины её значимости в настоящее время);
б) сформулируйте цель работы, определите конкретные задачи, способствующие решению поставленной цели.
5. В основной части работы:
а) определите логические этапы решения названной проблемы;
б) проанализируйте используемые в работе художественные тексты в контексте исследуемой задачи, сделайте необходимые выписки, если необходимо, составьте картотеку исследуемых материалов;
в) проанализируйте теоретические и литературоведческие источники по теме, сделайте необходимые выписки, сформулируйте для себя точку зрения авторов по исследуемой проблеме;
г) сопоставьте точку зрения по исследуемой проблеме разных авторов, определите, с какой из них вы согласны или сформулируйте свою, подтверждая выводы собственными наблюдениями над текстом или информацией изученных первоисточников.
6. В заключительной части работы:
а) укажите итоговые результаты работы
б) сформулируйте заключительные выводы.
7. Старайтесь писать грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений.
8. Самокритично прочитайте свою работу и зафиксируйте все намеченные недостатки; перепечатайте работу набело.
Объём реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста, допускается, но нежелателен рукописный вариант.
Для текста, выполненного на компьютере, – размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный, интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20.
Текст печатается на одной стороне страницы. Все страницы нумеруются; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Правила оформления титульного листа см. «Структура реферата».
Если в основной части работы содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки внизу страницы по правилам оформления ссылок.
Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»(3, С.65)
Список источников помещается после заключения. В нём сначала перечисляется художественная литература, а затем другие источники. Нумерация сквозная. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Кроме автора и названия книги необходимо указать город, издательство, год, количество страниц. После литературы перечисляются источники масс-медиа и Интернет
Например:
1.Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Современник, 1996, 350 с.
2.Вулис В. Я. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Русское слово, 1997, 456 с.
3.Чудакова М. М. Фантасмагорические образы Булгакова./ Новый мир, 1988, №6, с 45-63.
4.Программа «Цивилизация». Канал «Культура», 14декабря 2006 г.
Биографические
Деятельность Н. А. Некрасова в журнале «Современник»
Обзорные
1. Изображение демониады в русской и мировой литературе.
2. Проблема наполеонизма в русской и европейской литературе.
3. Роль снов в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Честь и милосердие в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
5. Концепция личности в русской литературе 20 века о гражданской войне.
6. Ницшеанские мотивы в русской литературе конца 19 – начала 20 века.
7. Эволюция образа «лишнего» человека в русской литературе 19 века.
8. «Мысль семейная» в русской литературе 19 века.
9. Тема войны в русской литературе второй половины 20 века.
10. Образ нигилиста в русской литературе 19 века.
Проблемные темы по творчеству одного автора
19 век
1. Образ дворянина в творчестве И. С. Тургенева.
2. Новаторство пьес А. П. Чехова.
3. Внутренний мир личности в любовной лирике Н. А. Некрасова.
4. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
5. Психологизм романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
6. «Лишние» люди в произведениях И. С. Тургенева.
7. Приём двойничества в романах Ф. М. Достоевского.
8. Купеческие образы в творчестве А. Н. Островского.
9. Инфернальные мотивы в ранних повестях Н. В. Гоголя.
10.Фантасмагория «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя.
11. Тема матери в творчестве Н.А. Некрасова.
20 век
1. Война и метаморфозы личности в творчестве М. А. Шолохова.
2. Фантасмагория в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Жизненные и литературные прототипы Маргариты в романе
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Любовь в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
5. Прототипы образа Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. Блока.
7. Тема любви в лирике А. Блока.
8. Отражение исторических событий в творчестве А. А. Ахматовой.
9. Роль стихотворного цикла Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
10. Поиски смысла жизни в повести М. Горького «Фома Гордеев».
11.Тема свободы в ранних рассказах М. Горького.
12.Тема дерева в лирике С. Есенина.
13 Современная женская проза.
Темы интегрированных экзаменационных рефератов
по истории и литературе
(оценка выставлялась по двум предметам)
1. Процесс коллективизации и его отражение в русской литературе 20 века
2. Сталинградская битва и её отражение в военной прозе.
3. Хрущёвская «оттепель» и развитие литературы в этот исторический период.
4. Концепция гражданской войны в современной историографии и изображение гражданской войны в русской литературе 20 века.
5. Процесс формирования городов и тема города в русской литературе 17 – начала 20 века.
Приложение 4
учени__11__класса МОУ СОШ № 4
__________________________________________(фамилия, имя ученика)
Работа, выполненная на тему___________________________________________
________________________________________________________________________________
Является______________________________________(актуальной, недостаточно актуальной)
В ходе выполнения работы учащийся продемонстрировал:
Самостоятельность____________________________________(да, нет)
Активность в научном поиске___________________________
Владение исследовательскими методами__________________
Грамотность изложения________________________________
Логичность построения материала_______________________
Компетентность______________________________________
Высокое качество оформления материалов________________
По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит_____________________________(исследовательский, реферативный) характер
Особое мнение___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Руководитель_________________________________
ученицы 11 «А» класса МОУ СОШ № 4
Марининой Натальи
Работа, выполненная на тему «Современная «женская» проза» является актуальной, интересной и сложной для исследования. Вопрос о «женской» прозе как особом направлении в современной литературе до сих пор остаётся открытым. Тем ценнее самостоятельные выводы, сделанные ученицей по этому вопросу, их аргументированность и доказательность.
В ходе выполнения работы ученица продемонстрировала самостоятельность, активность в научном поиске, владение исследовательскими методами. Наталья подробно рассказывает об условиях возникновения «женской» прозы, представляет её основные направления в современном литературном процессе. Для подробного анализа ученица взяла прозу Л. Петрушевской, Т. Толстой и Л. Улицкой. Этот выбор был обусловлен личными читательскими симпатиями автора работы и неким концептуальным сходством их творчества.
Тема, бесспорно, связана с учебным материалом курса русской литературы 20-21 веков, но и выходит за его рамки: Наталья обращается к творчеству таких писательниц, которым мало или вовсе не уделено внимание и без того обширной программе 11 класса. В работе ученица сумела показать теснейшую связь исторических и литературных процессов, их взаимообусловленность.