Смекни!
smekni.com

План Фуше Гаагская и Парижская конференции Создание Совета Европы (стр. 3 из 5)

Партнеры Франции отвергали этот проект, а измененный вариант «плана Фуше», предложенный Парижем в январе 1962г., оказался для них еще менее приемлемым. Переговоры были прерваны весной 1962г., и хотя позднее – в 1964, 1965, 1966гг – делались попытки возобновить усилия по созданию политического союза, основанного на «плане Фуше», они также оказались безрезультатными.

В конце января 1966г. участникам «Общего рынка» удалось принять так называемый «люксембургский компромисс»; в соответствии с достигнутой договоренностью существенным образом ограничивалось активность Комиссии ЕЭС, а так же сохранялся принцип единогласного принятия решений в совете министров по особо важным для одного или нескольких членов вопросам.2

Одним из вопрос, из-за которого Европейское сообщество лихорадило более десяти лет, касался присоединение к «Общему рынку» Великобритании и ряда других стран. 10 августа 1961г. Великобритания обратилась с просьбой о приеме ее в качестве полноправного члена в «Общий рынок». Такая же просьба поступила от Дании, Ирландии и Норвегии, тесно связанные с Великобританией в экономическом плане. К вступлению этих стран Франция относилась неблагосклонно. Переговоры начались 8 ноября 1961г. и сразу же столкнулись с серьезными трудностями из-за стремления Великобритании сохранить таможенные преференции, существовавшие у нее со странами Содружества наций, и оградить свое сельское хозяйство от конкуренции со стороны континентальных производителей аграрной продукции. Малые страны ЕС стремились приобщить Англию к сообществу, чтобы создать своего рода противовес политическому засилью Франции и ФРГ в интеграционном объединении. Франция стала яростным противником присоединения Великобритании из-за того, что она опасалась неблагоприятного для себя изменения общего соотношения сил в Европейской сообществе и ослабления лидирующей позиции в объединении. Во-вторых, она считала Лондон своего рода троянским конем США из-за его «особых отношений» с Вашингтоном.3 В январе 1963г. Ш. де Голль наложил вето на прошение Великобритании, обосновав его гипотетической британской неподготовленности к членству.

В 1967г. Великобритания, Ирландия, Норвегия и Дания во второй раз обратились с официальной просьбой о вступлении в ЕЭС; и во второй раз де Голль фактически наложил вето на вступление Англии. Таким образом, дверь к «Общему рынку» для Англии и ее союзником закрылся на несколько лет.

2.2.Гаагская и Парижская конференции

Встреча на высшим уровне в Гааге 1-2 декабря 1969г. стала в известной мере этапным событием в политической истории европейского сообщества. Она открыла путь к расширению «Общего рынка». На этой конференции обсуждалась общая стратегия интеграционного развития в предстоящим десятилетии. 1 июля 1968г., одновременно с завершением создания таможенного союза, вступил в силу единый таможенный тариф стран ЕЭС. С этого же момента был официально введен в действие общий сельскохозяйственный рынок. Переходный период, который был установлен Римским договором на 12 лет, Европейскому сообществу удалось пройти несколько быстрее.

Министрам иностранных дел было доверено изучение возможностей для ускорения прогресса в сфере политической унификации с учетом ожидаемого расширения Сообщества, а также дано задание, познакомить со своими предложениями участников до июля 1970г. Министры в своем заявлении, названным по месту принятия – Люксембургским, исходили из понимания, что было необходимо сосредоточиться, прежде всего, на координации внешней политики.4

При оптимизме тех, кто в Гаагской конференции увидел первый шаг в направлении желаемой политической интеграции, и при скептике других, кто не видел в ней никакого прогресса, наверное, правомерно оценка, что конференциям министров иностранных дел, несмотря на недостатки, однако удалось серьезно уменьшить различия во взглядах друг друга. С формально-юридической точки зрения гаагскую декларацию можно определить как документ, который не принес целостной и эффективной модели для достижения поставленных целей.

Значительный прогресс в определении целей и методов политического сотрудничества принесла парижская конференция октября 1972г. В заключительной декларации этого совещания подчеркивалась необходимость совместной экономической и валютной политики, ставилась задача разработать общую социальную, энергетическую и промышленную политику, а также политику в области охраны окружающей среды, отмечалось желательность создания институциональных структур для выработки общей политики в различных областях по отношению к внешнему миру.5 Однако практическое осуществление этих широко разрекламированных амбициозных планов натолкнулось на непреодолимые разногласия межу участниками, усугубляемые энергетическим кризисом и начинавшимся общим экономическим спадом.

Парижская конференция обязала министров иностранных дел государств – членов, в соответствии с договоренными и принципиальными направлениями подготовить предложения по совершенствованию методов и процедур политического сотрудничества до июля 1973г. (Результатом стало Копенгагенское заявление)

Министры иностранных дел в своем Заявлении, приятом в июле 1973г., учитывали общие определения Парижской декларации и наряду с определением достигнутого уровня операционализации сотрудничества, предложили также директивы дальнейшего развития. Заявление, часть которого посвящено определению уже достигнутого уровня операционализации парижской декларации, представляет также юридическую основу для деятельности группы корреспондентов и более частных встреч министров иностранных дел и Политического комитета.

Премьер-министру Бельгии Лео Тиндемансу было поручено выработать последовательный план для Европейского союза на основе идей, выдвинутых Комиссией, Европейским парламентом, Верховным Судом и Социально-Экономическим Комитетом в более ранних отчетах. Его план предопределял завершение создания союза к 1980 году посредством учреждение экономического и валютного союза, реформирования институтов Сообщества, осуществления общей внешней политики, а также региональной и социальной политики.6 Это явилось еще одним доказательствам сильной амбициозности поставленной цели для установленных сроков. Как показывают последние исследования, провал был следствием непримиримых основополагающих разногласий между странами – участниками по поводу конституционной структуры и институциональных реформ, которые требовалось провести. Несмотря на это, 70-е годы принесли ощутимый прогресс, а также целый ряд новых политических инструментариев для Сообщества, расширяющих спектр политики координации и национальной политики.7 В 1973г. в Европейское сообщество вступили Англия, Дания и Ирландия.8 После этого Сообществу удалось добиться прогресса на ряде направлений интеграции.

2.3.Создание Совета Европы

Только встреча руководителей государств и глав правительств государств – членов в Париже 10 декабря 1974г. разрешила затруднения вокруг институциализации политического сотрудничества. По предложению французского президента В. Жискара д`Эстена было принято решение, что руководители государств и правительств, а также министры иностранных дел будут в последствии встречаться не менее трех раз в год в рамках Совета Европы. Одновременно был создан особый административный секретариат, задачей которого стало выполнение обязанностей посвященных обсуждению международных вопросов, которые касаются интересов Сообщества, будет принимать участие также Комиссия европейских сообществ.

Решению о создании Совета Европы, несомненно, способствовало понимание того, что развивающимся сообществам требуется авторитет, который в качестве внешнего фактора будет стимулировать и направлять развитие интеграции. Европейские сообщества все больше обременялись трудностями как внутреннего так внешнего характера. Среди первых упомянем только усилия по укреплению роли и компетенции Комиссии, Европарламента и Суда, а среди трудностей внешнего характера – различие в национальных интересах отдельных членов и недостаток единства при общих выступлениях в международной среде.9

Парижская встреча в верхах в историю европейской интеграции вошла как значительное и бесспорно успешное событие. На ней участники оговорили возможные пути дальнейшего развития Сообществ, связали его с формами политического сотрудничества и одновременно принялись за важные участки деятельности Сообществ в связи с национальными проблемами и основными вопросами международной политики. Но характерно то, что государства – члены в дискуссиях, которые происходили на учредительной встрече Совета Европы, не пришли к более точному определению понятия «союз», ведь только так они могли достигнуть принципиального согласия относительно главного замысла. Одновременно государства за формирование проекта создания Европейского союза сделали ответственным органы Сообществ, руководителем же стал бельгийский министр иностранных дел Л. Тиндеманс(L. Tindemans).10

Глава III: Становление Европейского Союза