Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян – холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего – предателей. Века угнетения рождали в крестьянине не только стихийное чувство протеста и ненависти к барину, но и вырабатывали в нем привычку к рабству и покорности, уверенность в незыблемости и святости существующего порядка. “Не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна”, - замечает автор. Сидор из острога добровольно посылает барину оброк. Крестьяне – странники при встрече с Оболтом-Оболдуевым говорят: “Мы господа неважные перед твоею милостью и постоим…” Крестьяне Вахлачины после отмены крепостного права добровольно решили по-прежнему признать себя крепостными в надежде получить поемные луга. Это решение, в котором с особой силой проявились пережитки крепостничества.
Раскрывая пагубное влияние сложившихся веками социальных отношений на психологию и сознание крестьянства, Некрасов выдвигает проблему пробуждения народного самосознания как имеющую первостепенное значение.
II. 5. Образ слуги в творчестве А.П. Чехова:
а) Пьеса “Вишневый сад, образы Дуняши, Яши, Фирса”.
В конце XIX в., начале 20 в. в России происходило быстрое развитие товарного производства. Это привело к невиданной в нашей стране концентрации капитала и усилению влияния торгово-промышленной буржуазии во всех областях жизни. Господство капиталистического способа производства вело к вытеснению поместно-дворянского хозяйства, связанного с остатками феодально-крепостнических отношений, к ликвидации старинных дворянских гнезд.
Пьесой “Вишневый сад”, написанной в 1903 году, А.П. Чехов завершил идейное развенчание дворянства. За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса.
Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы – это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Любовь Андреевна Раневская – это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, который пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Хозяев вишневого сада А.П. Чехов рисует абсолютно не приспособленными к жизни. Покойный муж Раневской не смог вести хозяйство, разорился и умер от шампанского. Сама она истратила деньги на роскошь и содержание любовника. “Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги”, - рассказывает о себе Раневская. Гаев свое состояние проел “на леденцах”. Но основной прием, который автор нашел для изображения бывших хозяев, - это сатирическое, пародийное отражение манер и характеров Раневской и Гаева в их слугах. Дуняша научилась у Раневской чувствительности, чрезмерному вниманию к своим “деликатным чувствам”, пристрастию к красивым словам, к “красивым” чувствам. Епиходов прельщает ее “чувствительными”, хотя и непонятными словами, Яша – образованностью и умением “обо всем рассуждать”. Если вдуматься в судьбу Дуняши, то поймешь, что она, в сущности, драматична. Оторванная от своей трудовой среды, она потеряла чувство реальности. “Я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые – белые, как у барышни”,- говорит она о себе. Будущее ее предсказано Фирсом: ”Закрутишься ты”. Губительное воздействие старого дворянского уклада жизни на человека особенно заметно на лакее Яше. Пример легкой, беззаботной жизни Раневской в Париже развил в нем желания и претензии “не по чину”. Он пьет шампанское, курит сигары, заказывает в ресторане дорогие блюда. “Это шампанское не настоящее, могу вас уверить”, - заявляет Яша Лопахину. Он равнодушен к родине, к простым людям. “Вы сами видите, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно”, - говорит он. От Гаева Яша заразился высокомерием и фразерством. Мужики, прислуга, мать – крестьянка для него – люди “низшего порядка”. Когда Варя сообщает ему о приезде матери, он отвечает: “Бог с ней совсем! Очень нужно. Могла бы и завтра прийти”. «Благовоспитанные” выражения тот час же исчезают из его речи, как только он обращается к Фирсу: “Надоел ты дед. Хоть бы поскорее подох”. Яша – не холоп. У него нет покорности, смирения, рабской преданности господам.
Прислуга Раневской и Гаева – это своеобразное зеркало, в котором с исчерпывающей полнотой отражаются свойства ее господ. В образах прислуги, подражающей своим хозяевам, А.П. Чехов показал развращающее влияние барства. Излишняя чувствительность и манерность Раневской повторяются в горничной Дуняше. Лишь крайне низкая культура Раневской, ее вольное, а по выражению Гаева, “порочное” поведение объясняют ее привязанность к лакею Яше. Избалованный своей госпожой, он относится ко всем высокомерно. Только легкомыслие и взбалмошность Раневской объясняют присутствие в ее доме такой гувернантки, как Шарлота, малообразованной, более циркачки, фокусницы, нежели воспитательницы.
Особое место среди слуг занимает Фирс. Он своими короткими репликами постоянно концентрирует наше внимание на легкомыслии слов и клятв своих хозяев. Например, при встрече с Раневской на ее заверение в любви к нему Фирс, не расслышав, отвечает: “Позавчера”. И создается впечатление, что чувства Любови Андреевны поверхностны и комичны. Именно его меткими словами автор характеризует своих героев. Словечко Фирса “недотепа” звучит в пьесе многократно, оно подходит почти ко всем действующим лицам. Словечко “враздробь” как бы указывает на характер пореформенной жизни. Оно определяет в пьесе взаимоотношения людей, непонимание друг друга. Каждый говорит о своем, не вслушиваясь, не вдумываясь в то, что сказал его собеседник. Например, в конце своего рассказа о хозяйственных делах и заботах Варя замечает, что ее собеседница заснула. Рассказы Шарлотты тоже никто не слушает. Большей частью слова одного персонажа прерываются словами других. Так подчеркивается неумение героев сосредоточиться на серьезном. Например, предупреждение Лопахина о продаже имения и сада и его предложение предотвратить несчастье прерываются вопросами Симонова-Пищика о Париже, словами Вари о телеграммах для Раневской, речью Гаева перед шкафом. Среди всех этих некстати произнесенных слов только слова Фирса кажутся уместными, разумными. Он вспоминает о том, что раньше вишневый сад давал доход, хозяева были деятельными, предприимчивыми. Автор часто прибегает к словам Фирса, чтобы показать былое могущество дворян: “И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!”
Судьба Фирса трагична. Он отдал свою жизнь легкомысленным, праздным людям, а они его забыли в заколоченном доме. “Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было.… А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах”,- рассказывает Фирс.
На первый взгляд, господа по-своему заботятся о том, чтобы больной слуга был отправлен в больницу. “Фирса отправили в больницу?”- многократно слышится в пьесе. Внешне виновником того, что Фирса забыли, оказывается Яша, который утвердительно ответил на вопрос, отвезли ли Фирса в больницу. Этот факт может показаться даже случайностью, в которой никто не повинен. Яша тоже мог думать, что выполнена просьба Раневской и Фирс отправлен в больницу. Но из хода пьесы ясно, что эта случайность закономерна в жизни господ, не озабоченных судьбой своих слуг. Раневская не реагирует на сообщение об уходе в город Петрушки Косого. И смерть няни не производит на нее большого впечатления. Ни одним добрым словом не вспоминает она о ней. В конце концов, если бы даже Фирс был отправлен в больницу, он все равно оставался бы одиноким, забытым, вдали от людей, которым отдал свою жизнь.
Рабская преданность господам, забвение личных интересов – все это – проявление отживающих принципов жизни, пережиток крепостнической поры. Фирс, как и холопы из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” добровольно обрек себя на рабство, он раб по убеждению. Мы еще раз видим, что холоп для господина всегда остается холопом, а самое преданное холопство не вознаграждается. Вишневый сад – это символ прожитой жизни, и с ним уходят Фирс и Раневская. А.П. Чехов показал в этой пьесе Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее.
III. Заключение.
В рассмотренных произведениях прослеживается изображение исторической действительности России. Повесть “Капитанская дочка” погружает нас в атмосферу пугачевского восстания 1774-1775 годов. Время действия повести “Дубровский” относится к 10-м годам XIX века. Это время крестьянских волнений. В романах “Обломов”, “Отцы и дети”, в рассказе “Хорь и Калиныч” авторы показывают крестьян и помещиков накануне крестьянской реформы 1861 года. А в поэме “Кому на Руси жить хорошо” и в пьесе “Вишневый сад” – после реформенная жизнь. Анализируя эти произведения, мы видим, как меняется образ слуги в данных конкретных исторических условиях, какое влияние оказывает на него окружение.
Впервые в русской литературе А.С. Пушкиным был показан в образе Савельича крепостной крестьянин, заслуживающий не только сочувствия, но и глубокого уважения. Что же в нем было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству? Его преданность своим господам – это величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. Тут преданность выступает во всех обличьях. Преданность – готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность – готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. Преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачевым разговор о злосчастном зипуне, когда его любимец находится на волоске от виселицы. Большое внутреннее благородство, душевное богатство его натуры полностью раскрываются в совершенно бескорыстной и глубоко человеческой привязанности бедного, одинокого старика к своему питомцу. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Савельич – раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в нем грубое письмо старика Гринева. Рабство Савельича – это только внешняя оболочка его сущности. Какими бы хорошими не были отношения, барин всегда может поставить слугу на место. Как и его отец, молодой Гринев воспринимает Савельича все же, как слугу, о чем часто ему напоминает. Савельич родился рабом и ведет жизнь раба: не имеет семьи, жизнь его ему не принадлежит, никаких своих желаний, своей жизни, кроме как обслужить хозяина, выполнить его волю и только его желания.