Черты преданного слуги есть в Прокофьиче, Антоне, Егоровне, Фирсе и в Захаре. Крепостные Антон, няня Егоровна так же, как и Савельич, рабы по положению, но не по убеждению. У них нет к господам рабского страха и приниженности, они осуждают господ за их низость, лесть, раболепство, ненавидят жестокого эксплуататора Троекурова. Несмотря на тяжелые условия жизни, они сохранили теплое человеческое сердце, доброту, внимание к людям, светлый разум, чувство собственного достоинства.
Преданность Захара барину подчеркивается Гончаровым с первых страниц романа. На барский оклик: “Захар!” – слышится “ точно ворчанье цепной собаки” и “стук спрыгнувших откуда-то ног”. Захар, по словам писателя, готов умереть за Обломова, подобно тому, “как собака, защищая своего господина, бросается на его врага, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин”. Но в период распада патриархально – крепостнического уклада жизни к безграничной преданности слуг своим господам добавляются определенные пороки. С одной стороны, Захар предан барину, а с другой, - под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил с приятелями за его счет, обворовывал Илью Ильича, сплетничал о нем. Это подметил Герцен, сказавший: “Патриархальная, династическая любовь между помещиками и дворовыми” умерла к этому времени. Захар – раб не только по положению, но и пропитан рабской психологией. Он не мыслит себе другой жизни. После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. “Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним”.
Века угнетения вырабатывали в слугах привычку к рабству и покорности, уверенность в святости существующего порядка. В произведениях Тургенева, Чехова и Некрасова мы видим слуг после отмены крепостного права, но они добровольно обрекают себя на рабство.
Прокофьич – раб по убеждению. Николай Петрович Кирсанов дал крестьянам волю, но Прокофьич, будучи верен традиционным патриархальным устоям общества, остается прислуживать господам. Он сочувствует старикам Кирсановым и скептически относится к Базарову.
Рабская преданность господам, забвение личных интересов – все это характерно и для старого лакея Фирса. Получив свободу после отмены крепостного права, он остался рабом при господах. Он отдал свою жизнь легкомысленным, праздным людям, не сумевшим даже оценить его самопожертвования. Фирс – раб по убеждению.
Покорные рабы показаны в образах: “Якова верного, холопа примерного”, Ипата и дворового князя Переметьева. Их хозяева, как могли, издевались над ними. Все это верные рабы принимали как должное. Дворовой князя Переметьева и Ипат, хвастаясь, любуясь собою, с гордостью рассказывают о своей рабской жизни. Они умиляются от любой барской прихоти. Они совершенно лишены чувства человеческого достоинства, безропотно и смиренно переносят всякий раз унижения, они рабы по убеждению. В отличие от них у Якова еще сохранилось чувство собственного достоинства. Он мстит барину за нанесенную обиду: вешается на сосне над его головой.
В “Отцах и детях” появляется “усовершенствованный слуга” Петр с напомаженными волосами и серьгой в ухе. Это образ дворового, служащего господам уже на началах найма. Получив волю, они воспользовались ею для развития дурных своих качеств. Все отрицательное, что видели слуги в помещиках и дворянах, постепенно усваивалось ими. Они становились ленивыми, презирали труд, пьянствовали, сплетничали, лгали. В “Вишневом саде” к “усовершенствованным слугам” можно отнести Дуняшу с ее показной чувствительностью, лакея Яшу, забывшего не только старуху мать, но и родину, Шарлотту Ивановну с ее чудачествами. Этих слуг нельзя назвать холопами. У них нет раболепия и покорности, смирения и безропотного подчинения господской воле. Но крепостное право оказало пагубное влияние и на психологию этих людей. Они стремятся быть похожими на своих господ. Петр говорит на иностранный манер, следит за своей внешностью, носит лаковые полусапожки. Яша пьет шампанское, курит сигары, заказывает в ресторане дорогие блюда. Они равнодушны к простым людям, считают их людьми “низшего порядка”. Эти лакеи хотят “соответствовать” новому времени, идти с ним в ногу, но для них важны не внутренние убеждения, а форма, внешность.
Анализ литературного процесса XIX–начала XX веков в России позволяет сделать вывод, что в центре внимания русских писателей были не только те слои общества, которые определяли его развитие на тот или иной период времени, в которых был сконцентрирован заряд духовности, но и слуги, как зеркало, в котором отражалось нравственное здоровье общества. На примере рассмотренных произведений мы видим, какое губительное действие на душевный облик, на характер людей оказывают крепостнические порядки. Во времена крепостного права нет патриархальной идиллии, а есть отношения между господином и рабом, которые требуют от крестьянина раболепия и покорности, смирения и безропотного подчинения господской воле, рабской преданности господам; есть отношения, унижающие чувство собственного достоинства крестьянина; есть отношения, при которых социальный гнет и бесправие доведены до предела. Многовековое крепостное право привело к тому, что крестьяне, не знающие другой жизни, стали нравственными рабами своих помещиков. И после отмены крепостного права некоторые из них добровольно продолжают считать себя холопами. Крестьянское счастье и свобода оказываются невозможными, пока жива в народе привычка к рабству и покорности.
Крепостное право оказывает пагубное влияние на психологию людей низшего сословия. Оно делает из них не только холопов, но и горьких пьяниц, предателей, разбойников и подхалимов.
IV. Список используемой литературы.