Смекни!
smekni.com

работа (стр. 1 из 6)

“Муниципальное образовательное учреждение
”Лицей №1”

Кафедра русского языка и литературы

Курсовая работа

Образ слуги в русской литературе XIX века

Выполнила:

Ученица гр. ЛЭ-02-10 Смирнова И.О. подпись

Руководитель Корюкина Л.Н. оценка, подпись

Представлена 2005г.

Оценка оформления и сроков
представления курсовой работы оценка, подпись

Оценка публичной работы оценка

Оценка промежуточного отчета оценка

Оценка научного руководителя оценка

Оформление и срок представления оценка

Итоговая оценка

Отв. Преподаватель подпись

Г. Братск

2005г.

Содержание

I. Вступление.

II. Образ слуги в русской литературе XIX века

II.1. Образ слуги в творчестве А.С. Пушкина:

II. 1. а) Повесть “Капитанская дочка”, образ Савельича;

II. 1. б) Повесть “Дубровский”, образы Архипа-кузнеца, кучера Антона, няни Егоровны.

II.2. Образ слуги в творчестве И.А. Гончарова:

II. 2. а) Роман “Обломов”, образ Захара.

II.3. Образ слуги в творчестве И.С. Тургенева:

II. 3. а) “Записки охотника”, образ Калиныча;

II. 3. б) Роман “Отцы и дети”, образы Прокофьича и Петра.

II.4. Образ слуги в творчестве Н.А. Некрасова:

II. 4. а) Поэма “Кому на Руси жить хорошо”, образы Якова, Ипата, слуги князя Переметьева.

II.5. Образ слуги в творчестве А.П. Чехова:

II. 5. а) Пьеса “Вишневый сад”, образы Дуняши, Яши, Фирса.

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.


Цель исследования:

Проследить, как менялась на протяжении столетий психология людей, для которых рабство сначала было внешним (крепостное право), а потом преобразовалось во внутреннее, стало свойством души.

I. Вступление.

Основным предметом изображения в художественной литературе является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. Анализируя характеры, мы получаем возможность исторического подхода к искусству, в частности к художественной литературе, потому что характер есть историческое явление с присущими ему чертами и свойствами. Характер - это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном, неповторимом проявлении, обусловленном именно данными историческими условиями. Писатель в процессе творческой работы совершает своеобразное открытие мира. Благодаря своей наблюдательности, эстетической чуткости он открывает и обобщает в образах такие стороны жизни, которые часто ускользают от взгляда неискушенного наблюдателя. Поэтому произведение искусства часто действует на человека сильнее, чем та действительность, которая стала предметом художественного изображения.

Наряду с персонажами из дворянского общества, во многих произведениях показаны герои из притесняемого дворянами сословия – крестьяне и слуги. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетенности крестьян волновала многих русских писателей XIX века. Русская литература – памятник исторического прошлого народа. На ее страницах, в созданных ею образах запечатлелось духовное развитие общества на протяжении столетий, воплощен национальный характер русского народа, стремления и чаяния народных масс разных этапов исторического прошлого нашей родины.

На примере произведений А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова мы проследим, как менялась на протяжении XIX века психология и характер людей низшего сословия, для которых рабство сначала было внешним (крепостное право), а потом преобразовалось во внутреннее, стало свойством души. Века неволи воспитали рабские черты в психологии этих людей. В России их называли холопами. Холопы – категория зависимых людей, которые по правовому положению приближались к рабам. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр.


II Образ слуги в русской литературе XIXв

II. 1. Образ слуги в творчестве А.С. Пушкина:

а) “Капитанская дочка”, образ Савельича;

C началом XIX века приходит эпоха крестьянских волнений. Основным общественно – политическим вопросом того времени был вопрос о крепостничестве – “крепостном праве”, как его тогда называли, “праве” дворян–помещиков на бесплатный труд принадлежавших им крестьян. Подневольный, из-под палки и потому малопроизводительный крепостной крестьянский труд сдерживал экономическое развитие страны. По существу он являлся глубоко несправедливым, лишавшим многомиллионную крестьянскую массу основных человеческих прав. Не имея возможности добиться правосудия, многие крестьяне сами убивали своих наиболее жестоких господ. То там, то здесь стихийно вспыхивали крестьянские “бунты”. Крупнейшим из них было восстание под предводительством Пугачева, разгоревшееся в первой половине 70-х годов XVIII века.

Тема крестьянского протеста отразилась в творчестве. А.С. Пушкина, писатель обращается к ней в повестях “Капитанская дочка” и “Дубровский”. В “Капитанской дочке”, написанной в 1836 году, он создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание – качества, сформированные многовековым рабством.

Савельич – слуга молодого дворянина. “За трезвое поведение” он был произведен в дядьки к Петру Гриневу. Он убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ и находиться в их полном подчинении. Такой образ жизни представляется ему единственно возможным: так жили его деды, так живет он, и только так должны жить его дети и внуки. Образом Савельича. А.С. Пушкин опровергал мнение современных ему дворян-крепостников, которые заявляли, что крепостные не способны ни на какие благородные чувства и поступки, поэтому обращались с ними, как с рабочим скотом.

Читая повесть, я поражалась неподдельной привязанности этого дворового человека к своему хозяину, его смекалистости, уму, его чувству ответственности. Он фактически воспитал Петра Гринева, научил его грамоте. Все лучшее, что есть в Гриневе, создано преимущественно Савельичем. Присущая Гриневу доброта сказалась и в щедром подарке неизвестному “мужичку”, который спас их во время бурана, и в острой жалости к зверски изувеченному башкирцу, и в том, как рискуя всем, он бросился на выручку захваченному пугачевцами Савельичу.

А.С. Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает оплошности, а Савельич его выручает, спасает из любых ситуаций. Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр в первом же кабаке напивается до беспамятства, да к тому же проигрывает в карты случайному человеку. Увидя пьяного барина, Савельич ахнул: “Ахти, господи! Отроду такого греха не бывало!” – “Молчи, хрыч! – отвечал Петр ему, запинаясь, - ты, верно, пьян, пошел спать… и уложи меня!” Наутро, проявляя господскую власть, Гринев велит уплатить проигранные деньги: “Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои.… А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают”. Барич напускает на себя “взрослую” грубость, чтобы вырваться из-под опеки дядьки, доказать, что он уже не ребенок. В то же время ему “жаль бедного старика”, он испытывает угрызения совести и “безмолвное раскаяние”. Через некоторое время Гринев просит прощение у Савельича и мирится с ним.

Когда Савельич узнает о дуэли Гринева со Швабриным, он мчится к месту дуэли с намерением защитить своего барина: “Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Ивановича”. Гринев не только не поблагодарил старика, но еще и обвинил его в доносе на себя родителям, а Гринев–отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо. Особенность данной ситуации состоит в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют ни за что! Доносит родителям своего соперника Швабрин, а отвечает за все Савельич. Узнав правду, Петр Гринев не считает нужным написать отцу и защитить верного ему человека. Письмо пишет сам Савельич: “Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый. Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне исполнять господских приказаний; а я не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос.… А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп Ваш Архип Савельев”. Письмо проникнуто смирением и покорностью “верного холопа”. Он проявляет искреннюю заботу о матери Петра, которая “c испуга слегла”. Он успокаивает и утешает барыню, сообщая о здоровье ее сына после ранения, обещает “за ее здоровье Бога молить”. За готовностью принять барское наказание чувствуется затаенная обида оскорбленного человека.

А если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринев был бы повешен. “Отец родной! Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!”- взмолился старый слуга, бросившись в ноги Пугачеву.

Пугачева и его братию Савельич не приемлет, называет его “злодеем” и “разбойником”. Он глух к провозглашенной мятежниками вольности, слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. “Все у нас разграбили, мошенники: платье, белье, вещи, посуду – ничего не оставили. Да что уж! Слава богу, что тебя живого отпустили!” Защищая разграбленное барское добро, Савельич подает Пугачеву “реестр барскому добру”. Холоп Савельич знает грамоту, а мятежник и вождь восстания неграмотен. “Это что?” – спросил важно Пугачев. “Прочитай, так изволишь увидеть”, - отвечал Савельич. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. “Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?” Дерзко и бесстрашно обращается Савельич к самозванцу, не думая, чем грозит ему требование вернуть вещи, “раскраденные злодеями”. “Что за вранье? - вскричал гневно Пугачев. - Какое мне дело до погребцов и до штанов с манжетами? Как ты смел лезть ко мне с такими пустяками? Заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?”