Смекни!
smekni.com

работа по философии Тема: «Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века» (стр. 1 из 8)

Курсовая работа по философии

Тема:

«Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Подходы к изучению индивидуальности в истории философии ХХ века. 5

1.1. История изучения феномена индивидуальности в философии ХХ века. 5

1.2. Проблема структуры индивидуальности в философии ХХ века. 15

1.3. Специфика изучения феномена индивидуальности в философии и. 20

психологии ХХ века. 20

2. Проблемы индивидуальности в истории философии на современном этапе 28

2.1. Проблема взаимодействия индивидуальности с окружающей средой. 28

2.2. Проблема познания человеком себя и других людей. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

Список использованной литературы.. 38

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивидуальность» означает единство многообразного, многое в одном.

Согласно немецкому философу И. Канту, индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу.

В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе.

Такого индивида американский психолог К. Роджерс назвал «полноценно функционирующим человеком» для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний, а личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.

Одна из главных задач современных наук о человеке, и прежде всего современной психологии, состоит в выяснении возможностей, средств и методов формирования и развития индивидуальности человека, в связи, с чем разработка этой проблемы приобретает исключительно важное значение.

Особый интерес представляет изучение зарождения и формирования проблемы познания индивидуальности, ее содержательное наполнение в отечественной психологической науке на рубеже XIX-XX вв.

Актуальность исследования состоит в том, что проблема индивидуальности уже в конце XX века стала подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

В данном исследовании рассматриваются подходы к изучению индивидуальности в истории человечества таких западных философов, как К. Маркс, В. Гете, Г. Гегель С., Л. Феейрбах, С. Кьеркегор, В. Штерн и др.

Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века представлены в трудах отечественных философов и психологов, таких как П.П. Блонский, И.И. Резвицкий, К.К. Платонов.

В отечественной психологии проблемы индивидуальности разрабатывались в исследованиях Б.Г. Ананьева и В.С. Мерлина, А.Г. Асмолова, И.В. Равич-Щербо, Л.Я. Дорфмана, Э.А. Голубевой и др., которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития).

В отечественной психофизиологии индивидуальных различий такого рода работы ведутся 50 лет. Помимо школ Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, это исследования К.М. Гуревича, Е.П. Ильина, А.И. Крупнова, Н.С. Лейтеса, В.М. Русалова с их сотрудниками и др.


1. Подходы к изучению индивидуальности в истории философии ХХ века

1.1. История изучения феномена индивидуальности в философии ХХ века

Традиция индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина «persona», обозначающего маску актера в театре, играющего свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под персоной стал пониматься человек как юридическое лицо, затем - конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором общезначимых характеристик[1].

Одно из первых определений личности как индивидуальности дал философ-неоплатоник Боэций (около 480-524): «Лицо есть рациональная по своей природе индивидуальная субстанция»[2]. На современном философском языке это означает, что лицо, то есть личность - это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума[3].

Подход историков в вопросе личности в Средние века у историков остается элитарным и эволюционистским: их интересуют исключительно выдающиеся деятели эпохи, и они рассматривают вопрос о том, как постепенно, по мере приближения к Новому времени, развиваются личность и индивидуализм. «Архаический индивидуализм» - неотъемлемая черта членов германо-скандинавского социума языческой поры. Утверждение сословно-корпоративного начала в христианскую эпоху и учение о гордыне как самом тяжком из грехов налагали ограничения на проявления индивидуальности. Таким образом, невозможно выстроить картину плавного прогресса личности в изучаемую эпоху. В исторической науке все еще преобладает идея, согласно которой «открытие человека» впервые состоялось, собственно, лишь на излете Возрождения, когда гуманисты выдвинули новое понятие индивида. В средневековую же эпоху, если принять этот взгляд, человек по сути дела был лишен индивидуальности и якобы всецело поглощался сословием, к которому принадлежал[4].

Итак, в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя[5].

Процесс растущего обособления человека от первоначальных связей достиг наивысшего состояния именно в эпоху Ренессанса[6]. (примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV века - последняя четверть XVI -веков, в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века).

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам приходит принцип свободного развития индивидуальности. Человек - центр всего мира. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Человек есть индивидуум, а так же есть микрокосм. Человек есть также личность.

Личность есть свобода. Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Например, среди известных философов - это Н. Кузанский, Т. Кампанелла, Н. Коперник, М. Монтень, Т. Мор, Э. Роттердамский, Д. Бруно, М. Лютер и др.

Понятие индивидуальности можно назвать ренессансным по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что эпоха Возрождения выработала это понятие (оно появилось значительно позже), а в том, что деятели Возрождения реально явили миру его содержание, хотя, конечно, многосторонне одаренные люди жили и прежде. Сообщество деятелей ренессансной культуры было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать в отдаленном будущем все человечество: бесконечным многообразием многогранно одаренных индивидуальностей.

Однако нельзя забывать, что культура Возрождения еще во многих отношениях была элитарным духовным образованием, нуждалась в опеке богатых меценатов, а с конца XVI столетия вступила в фазу аристократического перерождения. И все-таки для большинства западных мыслителей, размышлявших над проблемой индивидуальности, Ренессанс был общекультурной мерой, с которой они соотносили и свои идеалы, и свои упреки по адресу развивающегося разделения труда[7].

Само это слово «индивидуальность», как и слово «личность», появилось каких-то двести-триста лет назад. Когда говорили об индивидуальности, то имели в виду экземплярного человека, четкую биосоциальную данность. Утверждалось, что люди не похожи друг на друга не только из-за физических отличий. У них различны также темперамент, нравы и склонности. Отсюда рождалось стремление каким-то образом упорядочить это множество[8].

Как подмечает российский историк и культуролог, Л.М. Баткин, «разумность сознания, совести, сооплодотворенное идеей индивидуальности, понималось как знание (весть) лишь в голове одного человека. И одновременно как продолжающееся за пределами отдельных сознаний, перекатывающееся через них и словно бы уносящее их в своем вечном потоке. Однако всякая малая индивидная толика мировой разумности считалась больше своего целого, ибо вмещала в себя и порой пыталась добавить к нему еще нечто - с собою. Любая культура не могла не задумываться над этой парадоксальностью сознания, над отношением к ней всеобщего Духа и отъединенного частичного существования»[9].