Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации (стр. 26 из 46)

5.1.6.1. Материалы и инструменты ,

1. Листовое сусальное золото.

2. Связующее:

а. Чесночный сок.

Способ приготовления

Из долек свежего чеснока механическим путём получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой.

Способ хранения

Длительно сохраняется в сухом виде (по высыханий не теряет своего клеящего свойства). По мере надобности вновь может быть разбавлен водой.

б. Белок куриного яйца.

Способ приготовления

Яичный белок отделяют от желтка и интенсивно сбивают до получения высокой пены. Через некоторое время осевшую жидкость сливают и процеживают через марлю. Процеженный белок разбавляют дистиллированной водой в соотношении 1:1.

Способ хранения

Сохраняют на время работы в холодильнике.

в. Вываренное пиво.

Способ приготовления

Пиво выпаривают естественным путём или слабым подогревом (на тенне). Высыхая, осадок превращается в клееобразное вещество. По мере надобности разбавляют водой.

Способ хранения

В закрытом сосуде в естественных условиях.

г. Даммарный лак.

д. Клей, применявшийся при укреплении данного памятника.

3. Творёное золото.

Способ приготовления

Творёное золото приготавливают из листового сусального золота путём стирания последнего паль-

_____________________________________________________________128

"Лапка" для золочения: a - два слоя картона.
Тампон: а - два слоя марли, b - вата.

цем на блюдце.

Мелко истолчённый гуммиарабик кладут на блюдце, добавляют несколько капель тёплой дистиллированной воды и растирают до состояния однородной массы. Смоченным указательным пальцем правой руки один за другим снимают с книжки листки сусального золота и растирают на блюдце кончиком этого же пальца.

ВНИМАНИЕ! Растираемая масса должна быть собрана ближе к центру, а не расходиться к краям блюдца.

По мере необходимости в растираемую массу добавляют несколько капель воды, которые должны придать ей достаточную подвижность, но не делать её текучей.

Процесс растирания листового золота длительный и требует тщательного исполнения. По окончании процесса творёное золото выглядит желтоватой краской, не содержащей заметных для глаза отдельных частичек. По достижении такого состояния золото подвергают промывке, наливая в блюдце воду небольшими порциями. Указательным пальцем обмывают края блюдца, собирая золото ближе к центру.

Золото фильтруют через тонкий батист в другое блюдце, затем отстаивают с растворённым клеем. Воду сливают.

Золото, осевшее на дно, готово к употреблению, если шлифовальный зубок оставляет блестящий след.

Творёное серебро готовят тем же способом.

4. Мягкие кисти.

5. "Лапка" - специально подготовленная беличья кисть в виде плоского веера (рис.79).

6. Мякиш ржаного хлеба.

7. Сухой тампон из ваты и марли (рис. 80).

8. Калька или папиросная бумага.

9. Тонкая бумага, содержащая небольшое количество проклейки (типа газетной).

10. Фильтровальная бумага.

11. Инструменты для шлифования восстановленных золочёных поверхностей.

5.1.6.2. Метод работы

Утраты хорошо сохранившихся гладких золотых

_____________________________________________________________129

фонов восполняют листовым сусальным золотом.

При этом большое значение имеет тщательность подготовки реставрационного грунта: даже незначительное отличие реставрационного левкаса от авторского приводит к резкому отличию между отражением света древним золочением и реставрационным золочением на новом грунте, что создаёт впечатление грубого несоответствия между древней живописью и её восполнением.

Тщательно выровненный вставной грунт перед нанесением на него золочения тонируют соответственно подготовке50, сделанной под позолоту на авторском грунте, но с учётом различия оттенков древнего и реставрационного золота.

Золочение сусальным золотом выполняют на чесночный сок, яичный белок, даммарный лак, выпаренное пиво, клей, применявшийся при укреплении памятника (см. разд. 6.1.5.1).

Чесночный сок, выпаренное пиво, белок куриного яйца, неразбавленный даммарный лак или клей, применявшийся при укреплении данного произведения (например, рыбий клей в растворе 7%-ной концентрации) наносят на подготовленную поверхность ровным слоем с помощью мягкой кисти и дают ему просохнуть. Просохший слой увлажняют дыханием (появляется отлип), а листовое сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном через слой кальки или папиросной бумаги.

ВНИМАНИЕ! Излишки связующего на поверхности грунта могут вызвать сморщивание листков сусального золота, нарушающего ровную поверхность участка, покрытого позолотой. Листовое золото переносят на поверхность различными способами.

На небольшие поверхности его переносят с листа мякишем ржаного хлеба, предварительно размятым в руках до почти полной потери им клеящей способности. Из кальки делают шаблон, вырезав в нём отверстие, размером соответствующее тому участку, который должен быть покрыт позолотой. Шаблон накладывают на листок сусального золота и мякишем через отверстие снимают соответствующую часть золотого листка.

50 Полимент бывает желтый и красный - разных оттенков (о полименте см.: Ч. II. РОВИНСКИЙ Д. А. Азбучный указатель...).

_____________________________________________________________130

Прилипшее к хлебу золото прижимают к проклеенной поверхности, стараясь положить его ровно. (Сусальное золото пристаёт только к проклеенным местам; части его, попавшие на непроклеенную поверхность, снимают тем же мякишем.)

После нанесения золота (через 12-24 часа) реставрационная позолота может быть подвергнута шлифованию через тонкую, не имеющую выраженную фактуру бумагу (например, папиросную или кальку) или непосредственно по золоту.

На утраты значительных размеров золото переносят при помощи сухой "лапки" или бумаги (типа газетной), предварительно замоченной в воде.

Листки бумаги нарезают по размерам листков сусального золота. После замачивания излишек влаги снимают фильтровальной бумагой; один из них быстро и равномерно накладывают на листок сусального золота и тотчас же поднимают, при этом листок сусального золота остаётся на бумаге.

ВНИМАНИЕ! Эту операцию выполнять медленно нельзя. (Бумажный листок, подстилающий в книжке листок золотой, может намокнуть, а последний при этом - сморщиться и порваться.)

Из листка бумаги с прилипшим к нему золотом вырезают соответствующий размерам утраты кусок и золотом вниз накладывают на участок поверхности, аккуратно разглаживая через слой фильтровальной бумаги. Когда бумага высыхает, её удаляют, а золото остаётся на грунте.

ВНИМАНИЕ! Оставшуюся часть листка золотом вверх кладут на сложенную в несколько слоев фильтровальную бумагу, чтобы тем самым предотвратить высыхание бумаги, на которой держится золото. В случае высыхания сцепление между ею и золотом нарушается, а остаток золота может быть использован в дальнейшем только путём переноса его на новый листок увлажнённой бумаги.

Позолоту шлифуют указанным выше способом после полного высыхания связующего.

Так как листовое сусальное золото бывает различных оттенков, необходимо подбирать его близким по цвету к авторскому. Кроме того, в зависимости от требуемого оттенка реставрационное золочение подвергают тонированию, используя для этого жидко разведённую краску.

ВНИМАНИЕ! Тонировка реставрационного золота

________________________________________________________________

должна быть достаточно тонкой, так как иначе на зеркальной поверхности золота она может стать похожей на обычное загрязнение.

Творёное золото применяют для воспроизведения позолоты, имеющей значительные потёртости, равно и деталей изображения, выполненных творёным золотом.

Творёным золотом пользуются, как краской, разводя его водой.

5.2. Покрытие лаком

Лаковая пленка, нанесённая на произведение, прежде всего защищает поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.

Плёнка должна быть тонкой, бесцветной, эластичной, устойчивой к атмосферным влияниям и легко обратимой51.

5.2.1. Материалы и инструменты 1. Лак покрывной52.

В нашей практике применяется даммарный лак. Для удобства в работе фабричный лак можно разводить пиненом.

ВНИМАНИЕ! Концентрация лака зависит от состояния красочного слоя, грунта и цели покрытия. На плотных грунтах и красочных слоях, чтобы добиться тонкой и прочной плёнки, лак следует разбавлять пиненом 1:1.

На разрыхлённых грунтах и красочных слоях нужно применять неразбавленный лак. Плотно закупоренный флакон с лаком подогревают на водяной бане до 60°С (лак становится более подвижным), этим легко достичь получения тонкой плёнки.

Хороший лак уже через день не должен давать отлипа. Если же лак (пиненовый) старый, то отлип будет сохраняться постоянно, особенно в

51 КАПИТАНЧУК Б. А. Побеления, возникающие при покрытии лаком памятников иконописи: их предупреждение и устранение. // Памятники русского искусства: исследования и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. - С. 105-115.