Таким образом, дадим две трактовки понятия предмета уголовного права:
1) Предмет уголовного права составляют необычные общественные отношения, так называемые охранительные отношения, которые обусловлены с одной стороны становлением под угрозой уголовной ответственности запрета на совершение деяний, представляющих опасность для общественного правопорядка, и, с другой - применением мер данной ответственности в случае совершения преступлений. Нетрудно заметить, что сферу уголовно-правового регулирования составляют отношения двоякого характера: во-первых, собственно охранительные отношения и, во-вторых, конфликтные охранительные отношения, возникающие в связи с совершением деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовно-правовой нормой. Будучи производными от норм уголовного права и охранительные, и связанные с ними конфликтные охранительные отношения приобретают статус уголовно-правовых отношений [6, с.9].
2) Предметом регулирования уголовного права всегда было принято считать общественные отношения, возникающие в связи с совершением общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Такие общественные отношения, возникающие между государством в лице его правоохранительных органов и судов, с одной стороны, и лицом, совершившим общественно опасное деяние, с другой стороны, возникают в процессе правоприменения и именуются уголовно-правовыми отношениями [4, с.6].
Таким образом, уголовное право представляет собой совокупность правовых норм, которые предусматривают с целью охраны общества и установленного в нем правопорядка запрет на совершение общественно-опасных деяний под угрозой уголовной ответственности за их совершение и в связи с этим определяют перечень и признаки деяний, которые являются преступными, и меры уголовной ответственности за их совершение, а также основания и условия освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания [6, с.10].
Уголовное право как нормативно-публичная система охраны общества сформировалось одновременно с появлением частной собственности и возникновением государства как орудия защиты общества с учетом интересов экономически и политически господствующего класса. Признавая преступными деяния, нарушающие как элементарные требования общечеловеческого общежития (посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность), так и сугубо классовые интересы (посягательство на политическую, экономическую системы и др.), уголовное право в конечном счете охраняло интересы экономической и политической системы конкретного общества.
Как и любое другое явление цивилизации, уголовное право отражало и отражает соответствующий уровень экономического, политического и духовного развития общества. На первых стадиях развития цивилизации право открыто закрепляло и охраняло классовые и сословные привилегии (Законы Ману, Русская правда, Статуты Великого княжества Литовского). Однако необходимость обеспечения стабильности и безопасности общества объективно требовала отражения в уголовном праве общесоциальных интересов (борьба со стихийными бедствиями, отражение военного нападения, охрана среды обитания людей и т.п.). По мере достижения обществом определенного уровня цивилизованности, совершенствования политической структуры, освоения культуры и демократии уголовное право охраняло все более широкий спектр социальных интересов, трансформируясь в инструмент, обеспечивающий борьбу с преступностью в интересах всего общества. В демократическом гражданском обществе уголовное право прежде всего должно оптимально обеспечивать защиту человека, его прав и свобод, предупреждать негативные проявления государственной власти, запрещать произвол в любых его проявлениях.
Опасность того или иного деяния человека для общества в истории человечества оценивалась по-разному в зависимости от социально-экономических условий и уровня человеческой цивилизации. Преступление как социально-правовое понятие связано с возникновением публичной власти (государства), стремлением последней гарантировать незыблемость объективно сложившихся в обществе экономических отношений, упорядочить в соответствии с этим систему устоев социальной жизни членов общества, обеспечить их охрану, в том числе и путем объявления соответствующих деяний в качестве преступлений. Естественно, что понятие преступного в экономических и политических системах, основанных па открытом подавлении (принуждении) экономически господствующим классом интересов угнетаемых, не могло не носить классового характера. Доминирующее значение классовый фактор в решении вопроса об отнесении того или иного деяния к числу преступлений имел в эпоху рабовладельческого и феодального государства.
Однако следует иметь в виду, что понятие преступного никогда не основывалось на узкоклассовых интересах экономически господствующего класса, ибо преступление - это деяние, подрывающее в целом устои общественной и политической организации, в сохранении которой заинтересован прежде всего экономически властвующий класс. Сегодня подавляющее количество преступлений посягает на ценности, охраняемые государством в интересах всего общества, и совершается по мотивам, противоречащим общечеловеческим представлениям. Определение в уголовном праве в качестве приоритетных объектов уголовно-правовой охраны человека его прав и свобод с учетом достигнутого обществом уровня цивилизации - объективная тенденция и результат исторического развития человеческого общества. Для уголовного права современных демократических государств характерны именно такие понимание и оценка социальной роли уголовного права в обеспечении установленного обществом правопорядка [6, с.11].
Объектом преступных посягательств в конечном счете, всегда является человек с его индивидуальными потребностями и интересами, правами и обязанностями, которые реализуются через общественные отношения. В зависимости от важности этих отношений для существования самого человека и человеческого общежития они и ставятся под охрану уголовного закона. По мере достижения обществом более высокого уровня цивилизованности, усовершенствования государственно-политической системы, повышения уровня легитимности политической власти уголовное право должно и непременно будет приобретать характер общеправового средства борьбы с преступностью как с явлением, которое представляет собой произвол конкретного человека по отношению к общесоциальным ценностям человеческой цивилизации [6, с.12].
По сфере действия и в определенной мере по характеру своих функций уголовное право тесно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Все три отрасли права направлены на решение задачи борьбы с преступностью. В комплексе указанных отраслей уголовное право занимает ведущее (базовое) место, определяя, какие деяния являются преступными и какие меры уголовной ответственности могут применяться к лицам, их совершившим. Уголовно-процессуальная деятельность и процесс исполнения уголовно-правовых мер воздействия, регулируемые соответственно нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, возможны только в связи с совершением преступления и применением наказания или иных мер уголовной ответственности.
Указанные отрасли права различаются предметом правового регулирования. Так, уголовно-процессуальное право регулирует деятельность (отношения) по расследованию преступлений и осуществлению судопроизводства в отношении лиц, совершивших преступление. Уголовно-процессуальные отношения возникают и изменяются на основе соответствующих актов процессуальной деятельности (постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого и т.д.).Уголовно-исполнительные правоотношения возникают по поводу порядка и условий исполнения и отбывания осужденными мер уголовной ответственности. Возникают уголовно-исполнительные отношения в рамках конфликтных охранительных уголовно-правовых отношений на стадии реализации уголовной ответственности, когда назначенная судом мера ответственности обращается к исполнению.
Система уголовного права представляет собой структурное подразделение ее норм на относительно самостоятельные части. Правовые нормы, составляющие содержание уголовного права, традиционно подразделяются на две части: Общую и Особенную. Такое деление уголовного права - результат исторического развития, обобщения опыта и практики применения норм данной отрасли права, когда постепенно в процессе законотворчества стали отдельно выделяться нормы, носящие общий характер, по отношению к нормам, определяющим признаки конкретных преступлений (нормы о стадиях преступной деятельности, соучастии, обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность, видах и системе наказаний и т.д.).