Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации на январь 2009 Г. 1 января 90 лет со дня рождения Д. Гранина, российского писателя (стр. 1 из 4)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЯНВАРЬ 2009 Г.

1 января 90 лет со дня рождения Д. Гранина, российского писателя.

Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман) родился 1 января 1919 года в городе Волынь в семье лесника. После окончания школы поступил на электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, который окончил в 1940 г. Работал старшим инженером энерголаборатории, затем в конструкторском бюро Кировского завода, где "начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях".

В 1941 с народным ополчением заводчан ушел солдатом-добровольцем защищать Ленинград. Воевал на Прибалтийском фронте. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.

После войны работал в Ленэнерго, восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство города. Затем недолго трудился в НИИ и учился в аспирантуре политехнического института, которую оставил в 1954 г. после выхода в свет романа "Искатели", принесшего Гранину громкий успех. Затем последовали романы "После свадьбы" (1958) и "Иду на грозу" (1961).

Убедительно отстаивая достоинство науки, талант ученого, Гранин сосредоточивает внимание на нравственных основаниях научного творчества, поэтизирует бескорыстие героев, одержимых поиском. "Иду на грозу" продолжает тему "Искателей".

Была написана целая серия документальных произведений об ученых: о русском физике, о французском математике, об академике Курчатове.

В 1980 г. выходит роман "Картина", вновь заставившая говорить о писателе, о его таланте создавать прозу высокого интеллектуального уровня. В это же время была написана "Блокадная книга" в соавторстве с А.Адамовичем. В 1984 г. - повесть "Еще заметен след".

Документальная повесть "Зубр" появилась в 1987 г., продолжая все ту же тему одержимости ученого (судьба ученого-генетика Н.Тимофеева-Ресовского), правды научного творчества.

В 1996 г. в журнале "Нева" публикуется серия рассказов Гранина - "Затмение", "У окна", "Дилемма", "Пепел". В 1997 г. - эссе "Страх" (генеалогия страха). В журнале "Наука и жизнь" начал печататься только что законченный роман о Петре І.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 392

- 83.3(2Рос=Рус)6 Войтинская,О.С. Даниил Гранин О.С.Войтинская. – М., 1966 Чз

- 83.3(2Рос=Рус)6 Плоткин,Л.А. Гранин. Очерк творчества / Л.А.Плоткин. – Л., 1975. Чз

- 83.3(2Рос=Рус)6 Стархов,А.Н. Нравственный поиск героев Даниила Гранина / А.Н. Стархов. – М., 1981. Ч/з 2 3

- 92 Школьный биографический словарь. – М., 2002. – с.151-152. с/б

- 83.3(2Рос=Рус)6 Финк,Л. Необходимость Дон Кихота / Л. Финк. – М., 1988 Аб Чз 3

- Гранин,Д. "Сильно прибыло красоты..." / Д.Гранин // Вокруг света. - 2003. - N12. - С.122-131.

- « С большим волнением читала вашу повесть...» // Звезда. – 2001. - №6. – с.156-164.

1 января 90 лет со дня рождения Д. Сэлинджера (1919), американского писателя

Сэлинджэр Джером Дэвид (Salinger, Jerom David) (р. 1919), американский прозаик. Родился 1 января 1919 г. в Нью-Йорке. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище и трех колледжах. Его первый рассказ Молодые люди (Young Folks) был опубликован в журнале «Стори» в 1940 г. Одиннадцать лет спустя выпустил свой единственный роман Над пропастью во ржи (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, видящих в герое, Холдене Колфилде, выразителя своих взглядов и настроений.

В 1951 вышел сборник Девять рассказов (Nine Stories). В конце 1950-х годов Сэлинджер опубликовал еще четыре повести, все в журнале «Нью-Йоркер», – Френни (Franny, 1955), Выше стропила, плотники (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), Зуи (Zooey, 1957). В 1961 две повести появились отдельной книгой под названием Френни и Зуи (Franny and Zooey), две другие вышли вместе в 1963. В этих повестях членов высокоинтеллектуальной, утонченной семьи Глассов Сэлинджер делает проводниками своих идей – синтеза дзен-буддизма и христианского мистицизма Л. Толстого. После 1965 Сэлинджер прекратил печататься и вел жизнь затворника, сочиняя только для себя и отказываясь давать интервью.

- 91.9:83 Горбунов,А.М. Зарубежный роман 20 века / А.М. Горбунов. – М., 1982. – с.319. С/б

- Краткая литературная энциклопедия. В 8 т. Т.7. – М., 1972. – с.299-300. С/б Ч/з

- 83.3(7Сое) Стулов,Ю.В. 100 писателей США / Стулов Ю.В.. – Мн., 1998. – с. 248-251. С/б

- 92 Школьный биографический словарь. – М., 2002. – с.509. С/б

- Борисенко,А. О Сэлинджере, "с любовью и всякой мерзостью" / А.Борисенко // Иностранная литература. - 2001. - N10. - С.260-271.

- Менанд,Л. "Над пропастью во ржи" 50 лет спустя / Л.Менанд // Иностранная литература. - 2005. - N10. - С.260-263.

- Онуфриенко,Г.Ф. Я выбрал себе судьбу... / Г.Ф.Онуфриенко // Мир библиографии. - 2004. - N3. - С.37-40.

3 января 260 лет со дня рождения И. Богдановича (1744-1803), русского поэта.

- 83.3(0) Литература: Энциклопедия. – М., 2001. – с.57. с/б

4 января 175 лет со дня рождения В. Перова (1834-1882), рус. художника.

Перов Василий Григорьевич (21 декабря 1833 (2 января 1834) - Тобольск 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в Москве), российский художник. Одна из центральных фигур русского реализма 19 в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета.

Незаконный сын прокурора барона Г.К.Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 (как пенсионер Академии художеств) в Париже. Испытал особое влияние П.А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.

Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.

Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же).

Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А.Н.Островский», 1871; «В. И. Даль», «М.П.Погодин», оба 1872; все Третьяковская галерея). Его портрет Ф.М.Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881). В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории.

Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882) были Н.А.Касаткин, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин.

- 85.143(2)1 Долгополов,И. Мастера и шедевры / И. Долгополов. – М., 1987. – с.277. Ч/з

- 85.14 Липатов,В. Краски времени / В. Липатов. – М., 1983. – с.182. Ч/з

- 85.143(2)1 В.Г. Перов: Альбом. – М., 1977. - М., 1997. А

- 85.143(2)1 Прытков,В. Любимые русские художники / В. Прытков. – М., 1963.К А

- 85.143(2)1 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. – М., 1958. К

- 85.14 Художники. – М., 2001. – с.428. С/б

- 92 Школьный биографический словарь. – М., 2002. – с.405-406. С/б

- Ермошкина,Е.Г. Взгляд состраданья и любви / Е.Г.Ермошина // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. - 2007. - N9. - С.84-88.

- Кенько,Т. Заглянуть в детские глаза: образ ребенка в произведениях передвижников / Т.Кенько // Бiблiятэка прапануе. - 2007. - N5. - С.2-7.

- Василий Перов: Драма из русской жизни // Крестьянка. – 1996. - №5. – с.63.

- Пискун,С. Василий Перов / С.Пискун // Смена. - 2003. - N6. - С.22-37.

- Петрова,М. "Поэт задушевных движений" / М.Петрова // Москва. - 2004. -N4. - С.193-208.

- Фатхутдинова,И.А. "Человек есть тайна..." / И.А.Фатхутдинова // Литература в школе. - 2007. - N6. - С.42-44.

4 января 135 лет со дня рождения Ядвигина Ш. ( 1869-1922), бел. писателя.

- 83.3(4Беи) Гарэцкі, М. Гісторыя бел. літ.: У 2х ч. Ч.2 / М.Гарэцкі. - Мн., 1989. - с.274-297. Ч/з А 1 2 3 5

- 83.3(4Беи) Гісторыя бел. літ. 19 - пачатак 20 ст. - Мн., 1981. - с. 339. К

- 83.3(4Беи) Хромчанка, К. Бел. мастацкая проза / К.Хромчанка. - Мн., 1979. - с.51-69. А

- 83.3(4Беи) Шупенька, Г. Прага мастацкасці / Г.Шупенька. - Мн., 1996. - с.199. Ч/з

- Максімовіч,В. Алегарычнае апавяданне Ядвігіна Ш. / В.Максімовіч // Роднае слова. - 1998. - №6. - с.49.

- Нямковіч, Н. Некаторыя рысы стылю Ядвігіна Ш. / Н.Нямковіч // Роднае слова. - 1998. - №2. - с.86.

- Хромчанка,К. Р. З кагорты пачынальнікаў / К.Р.Хромчанка // Бел. мова і літ. у школе. - 1988. - №6. - с.41-44.

4 января 80 лет со дня рождения И. Серкова (р. 1929), бел. писателя.