Содержание
Введение
1. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
2. Преступления в сфере денежно-кредитного обращения
3. Преступления в сфере финансовой и фискальной деятельности государства
Заключение
Список нормативных источников и литературы
Глава 22 УК РФ, посвященная преступлениям в сфере экономической деятельности, включает в настоящее время 35 статей. Все включенные в нее преступные посягательства совершаются в сфере экономической деятельности, которая представляет собой деятельность в экономике, носящую различный характер: деятельность по созданию материальных благ или оказанию услуг, координация различных отраслей экономики, обеспечение нормального функционирования экономических субъектов.
Родовым объектом данной группы преступлений являются экономические отношения, строящиеся на принципах реализации экономической деятельности, под которыми, в свою очередь, понимаются исходные положения, выработанные практикой общественно-экономической жизни, лежащие в основе любой экономической деятельности. В экономике такие принципы называют по-разному: рыночные правила, принципы рыночной экономики, принципы предпринимательского или хозяйственного права и т.д. Видовым объектом являются общественные отношения и интересы, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.
Цель работы - дать общую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть виды и содержание преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
выявить особенности преступлений в сфере денежно-кредитного обращения;
проанализировать преступления в сфере финансовой и фискальной деятельности государства.
Непосредственный объектэтой группы преступлений - право на свободу законной предпринимательской и иной экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст.2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом имманентно присущими любой предпринимательской деятельности являются интересы свободной конкуренции, поэтому любое ил преступлений этой группы так или иначе посягает и на это уголовно охраняемое благо.
Объективная сторонавоспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч.1 ст.169 УК РФ) носит формальный характер - данное преступление окончено при совершении должностным лицом, использующим свое служебное положение, любого из следующих деяний:
1. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Порядок регистрации юридических лиц установлен в Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"[1].
2. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, т.е. безосновательное избежание должностным лицом осуществления такой регистрации.
3. Отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности.
4. Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной предпринимательской деятельности; перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"[2].
5. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, например, при принятии должностным лицом решений, определяющих конкурирующему хозяйствующему субъекту необоснованные льготы.
6. Ограничение самостоятельности либо иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Субъективная сторона - прямой умысел.
Квалифицированный вид этого преступления (ч.2 ст.169 УК РФ) образуют те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб. Размер крупного ущерба в соответствии с примечанием к ст.169 УК РФ определен в сумме более 250 тыс. рублей.
Особенностью непосредственного объектарегистрации незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ) является то, что это преступление посягает на интересы экономической деятельности, связанной с землепользованием и оборотом земли. Земельный кодекс РФ 2001 г. разрешил свободный оборот земли, в связи с чем земля приобрела не только экономическую, но и юридическую ценность как предмет уголовно-правовой охраны[3].
Состав данного преступления - формальный, а объективная сторонапоследнего выражается в совершении должностным лицом любого из альтернативных действий:
1. Регистрация незаконной сделки с землей, т.е. сделок купли-продажи, аренды, залога и т.д.
2. Искажение учетных данных государственного земельного кадастра, например, внесение в него ложных сведений о качестве земельного участка либо иное нарушение положений об учетных данных государственного земельного кадастра, установленных Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О Государственном земельном кадастре"[4] и соответствующих подзаконных актах.
3. Занижение размеров платежей за землю, т.е. снижение ставок на земельный налог, арендной платы или нормативной цены на земли, совершенном в нарушение положений Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" (в ред. от 26.06.2007) [5].
Объективная сторонанезаконного предпринимательства (ч.1 ст.171 УК РФ) состоит в совершении виновным какого-либо из следующих действий:
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации; в соответствии со ст.23, 51 ГК РФ и рядом иных законов и подзаконных нормативных актов хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру государственной регистрации, и только с момента регистрации предпринимательская деятельность признается законной и допустимой. Рассматриваемое деяние имеет место в том случае, когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
2. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения; при этом такие сведения могут касаться как целей и видов деятельности юридического лица, так и организационной структуры, уставного капитала и прочих реквизитов юридического лица.
3. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случае обязательности такого разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен в упомянутым Федеральном законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. [6].
4. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий; например, осуществление предпринимательской деятельности в течение какого-либо срока, не установленного в лицензии; нарушение условий осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности; передача лицензии другому хозяйствующему субъекту и пр.
Согласно приговору суда первой инстанции Е. с ноября 1997 г. по декабрь 1998 г. с целью получения дохода незаконно осуществлял предпринимательскую деятельность без регистрации и специального разрешения (лицензии): оказывал платные услуги ОАО "Малоархангельский райпищекомбинат" по автоперевозке грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ по договору аренды транспортного средства от 3 января 1998 г. (подписанному от имени администрации ОАО генеральным директором Г. и женой предпринимателя Е) и за названный период времени получил доход, подпадающий под признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ.
Как указал Верховный Суд РФ, в силу ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Деятельность Е. в упомянутом ОАО не являлась самостоятельной, так как он выполнял указания руководства комбината по перевозке грузов. Он не нес ответственности и не рисковал при недостаче или порче товара (который, как это видно из материалов дела, при перевозке находился в подотчете у других лиц), из его заработной платы бухгалтерией производились различные виды удержаний (подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд), велся график учета его рабочего времени. Следовательно, действия Е. признаков предпринимательства не содержат, поэтому специального разрешения (лицензии) на перевозку грузов при таких обстоятельствах не требовалось.
Е. по трудовому соглашению фактически приступил к выполнению возложенных на него администрацией пищекомбината обязанностей, связанных с доставкой на автомобиле кондитерских изделий, а также с разгрузкой и погрузкой товара, с 16 ноября 1997 г. Договор аренды на принадлежащий ему автомобиль был заключен администрацией пищекомбината с его женой И. 3 января 1998 г., тогда как Е., продолжая выполнять свои обязанности, 3 января 1998 г. вновь заключил трудовое соглашение. За период с 16 ноября 1997 г. по 31 декабря 1998 г. в ОАО "Малоархангельский райпищекомбинат" ему начислялась заработная плата, из которой производились удержания подоходного налога и отчисления в Пенсионный фонд. При таких обстоятельствах Е. находился с ОАО "Малоархангельский райпищекомбинат" в трудовых отношениях.