Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации занятий 12 > 1 Театр игрушек 14 2 Картонный театр 19 (стр. 3 из 20)

Основная целевая группа - воспитанники приёмного отделения и отделения социальной реабилитации «Свеча», оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 4-х до 18 лет.

Предложенная программа основана на тесном взаимодействии сотрудников данных отделений.

1.5 Функции специалистов отделения социальной реабилитации «Свеча»

Социальная среда развития – условия взаимодействия ребёнка с другими людьми, сообщество, которое складывается в реабилитационном учреждении. Его участники – воспитанники, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников. Работая с детьми в разновозрастной группе, необходима координация деятельности всех сотрудников. Этой цели может служить организация кукольного театра. Разнообразие организационных форм способствует расширению спектра общения детей и взрослых, позволяет сотрудникам лучше понять чувства и переживания воспитанников, поддержать их в разных ситуациях.

Подготовка к спектаклю - это целый комплекс дел взрослого и детского коллективов. Любое зрелищное представление - это совместное творчество сценариста, режиссёра, актёров, художников и музыкантов, а также зрителей и всех участников. В нашем учреждении все роли распределены следующим образом:

Заведующая – создание условий организации и демонстрации кукольного спектакля, привлечение спонсоров, приглашение гостей.

Методист – выпуск печатных материалов, помощь в оформлении помещения, фотосъёмка, фоторепортаж после проведения мероприятия.

Психологи, логопед – отбор участников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, коррекционные занятия, эмоциональный настрой воспитанников.

Медицинский персонал – профилактика нагрузок, соблюдение режимных моментов.

Инструкторы по труду – изготовление декораций, необходимого реквизита, театральной ширмы, пошив кукол и сценических костюмов.

Библиотекарь – обеспечение представления музыкальным оформлением.

Воспитатели – разучивание с детьми текстов, проведение занятий по подготовке к выступлению, участие в спектакле.

Кастелянша, оператор машинной стирки – обеспечение воспитанников необходимой одеждой и обувью.

Социальные педагоги – оформление пригласительных билетов родителям, опекунам, бабушкам и дедушкам детей.

Социальный педагог (организатор досуговой деятельности) – написание сценария, подготовительные занятия и репетиции с воспитанниками, ведение программы представления.

2.Реализация методической разработки

2.1 История создания и реализации методической разработки, сроки начала и окончания основных этапов

1 этап (2008 год) подготовительный

1.) Осмысление накопленного ранее опыта;

2.) Изучение информационных источников по проектной деятельности;

3.) Разработка проекта в условиях ОСР «Свеча».

2 этап (2009год) внедренческий

1.)Работа над методической разработкой по организации кукольного театра «В гостях у сказки»;

2.)Уточнение места, роли, назначения методической разработки в системе работы с детьми;

3.)Внедрение методической разработки всеми участниками театральной деятельности.

3 этап (2010 год) стабилизационный

1.)Апробация методической разработки театральной деятельности;

2.)Моделирование, конструирование и оформление методической разработки;

3.)Разработка новых технологий организации и проведения кукольных представлений.

4 этап (2011год) итоговый

1.)Анализ и обобщение театральной деятельности; соотнесение результатов с поставленными целями.

2.)Оформление и описание результатов проекта.

2.2 Формы реализации методической разработки

Театрализованные игры - богатейшее поле для творчества детей, поэтому будет правомерно отнести их к разряду творческих игр. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованных игр (По Л.В. Артемовой):

• режиссерские игры (настольный театр) - в них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, т. к. он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой;

• игры - драматизации (инсценировка, игры с пальчиками) - в них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Картонный театр картинок. В таком театре все картинки - персонажи и декорации - изготовлены из картона или другого материала. Они плоские, двусторонние, у всех фигур имеются опоры, чтобы обеспечить их устойчивость, т.к. неизбежны повороты при действии с ними.

Драматизация - инсценировка. Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Игры - драматизации с пальчиками: атрибуты исполнитель надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширмой. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Особенность ее заключается в том, что ребенок может сам выбирать тему и сам же ее разыгрывать, либо ребята сами могут задавать друг другу темы, причем каждый участник игры изображает тему по-своему.

3. Методические рекомендации по организации занятий

Из разнообразных видов кукольного театра наибольшей популярностью в нашем учреждении пользуются театр игрушек, картонный и театр кукол – петрушек.

Ниже подробно описываются особенности каждого театра, объясняется, как сделать их оборудование, указывается, как пользоваться ими, как подготовиться и провести спектакль.

В конце программы прилагается репертуар для каждого вида театра кукол с режиссёрскими указаниями и методическими рекомендациями.

Советуем познакомиться с каждым видом кукольного театра и выбрать один из них для работы.

В отделении социальной реабилитации нельзя и не нужно требовать создании большого, сложного спектакля, который по силам профессиональным театрам. Пусть это будет маленькая сказка, небольшая сценка, показанная детскими игрушками, или коротенький спектакль картонного театра. Любое из этих зрелищ даст детям новые впечатления, доставит радость, внесет большое оживление на детских праздниках, а также в обычные дни, в часы, отведённые для детских игр.

Рекомендуя пользоваться кукольными театрами в специализированных учреждениях, мы, однако, предупреждаем, что необязательно каждое литературное произведение давать детям через театр. При самостоятельном выборе литературного произведения, в каждом отдельном случае следует подумать, в каком кукольном театре лучше его показать, и если оно окажется не подходящим ни для одного из них, то лучше данный рассказ или сказку не показывать в театре, а просто прочитать детям. Если же литературное произведение сценично и в данном детском учреждении есть хорошие изобразительные средства, то показать его детям очень желательно.

В организации кукольных самодеятельных театров в реабилитационных центрах большую помощь могут оказать методические кабинеты. Желательно, чтобы в них были образцы и оборудование различных видов кукольного театра, комплекты силуэтов, наборы игрушек и кукол-петрушек.

При методических кабинетах желательно организовать консультации и занятия по организации кукольного театра, в которых творчески могут работать сотрудники, интересующиеся этим видом искусства. Коллективно легче, лучше и быстрее, можно сделать силуэты, картонные фигурки, кукол-петрушек и оформление спектакля; гораздо успешнее будет проходить работа над текстом и техникой кукловождения.

Всё это значительно повысит качество спектакля. А воздействие спектакля на детей в большой степени зависит от умелого подбора репертуара, художественности персонажей, оформления и слаженной игры кукол.

3.1 Театр игрушек

В первом разделе методической разработки говорится о театре игрушек, в котором используются обычные детские игрушки. Место их действия - простой стол, поэтому при подготовке к показу спектакля игрушек не требуется почти никаких поделок.

Тем, кто впервые начинает работать с куклами, рекомендуется сначала выступить перед детьми с рассказом «Как покупали куклу» (см. Пакет документов 2, Приложение 1), затем провести театрализованную игру «Мишка - отгадчик» (см. Пакет документов 2, Приложение 1) и только после этого перейти к сценам.