Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации занятий 12 > 1 Театр игрушек 14 2 Картонный театр 19 (стр. 5 из 20)

Образ Мишки резко отличается от образа Зайки. Мишка добродушен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать. Он хладнокровно относится к тому, что ему надо «водить». Ищет Зайку без волнения и не беспокоится, что последний может выскочить и выручиться.

При неправильной трактовке образа Зайки, можно было бы показать его тоже спокойным, однако также неправильно было - бы показать Зайку весёлым и живым, но недоброжелательным по отношению к своему товарищу. Зайка мог бы смеяться и поддразнивать Мишку за то, что ему надо водить, что он медлителен, неповоротлив, недогадлив. Но всё это было бы неправильно, потому что сценка в целом — весёлая игра в прятки двух друзей.

Образы Зайки и Мишки определяются текстом данной сценки. Это не значит, что они должны быть такими всегда; в других сценках и пьесах они могут быть совсем иными: Зайка—плаксивым, трусливым, Мишка — жизнерадостным и весёлым.

После того, как разобран текст и определены образы, надо подумать о манере говорить за каждого персонажа, о его походке и движениях. Для каждого персонажа желательно найти характерные особенности. Например, движения у Зайки быстрые, голос звонкий, задорный.

Текст обязательно заучивается наизусть, во время показа читать с листа, конечно, нельзя. При работе над текстом педагог учится читать его внятно и выразительно.

Одновременно с работой над тестом надо подбирать игрушки.

Для показа спектакля нужны игрушки - « актеры» и игрушки для оформления.

Игрушки - «актёры» не должны быть очень большие или очень маленькие: лучше всего использовать игрушки средней величины, т. е. 25—30 см. Разница в величине между игрушками может быть небольшая, но всё же девочка-кукла должна быть больше кошки, лиса больше зайца, медведь больше волка.

Желательно, чтобы игрушки - «актёры» были бы однофакторные, т. е. все мягкие или все из папье-маше, или все резиновые. Иногда при отсутствии какой-нибудь игрушки можно сделать замену, т. е. вместо зайки взять собачку, обезьянку и т. д. Но такие замены можно делать не всегда. Иногда следует брать игрушки в соответствии с текстом, так как содержание его строится на характерных особенностях и привычках именно данного персонажа.

3.2 Картонный театр

Другой из видов кукольного театра называется картонным потому, что в нём всё картонное – сцена, декорации, задник и фигурки. Для демонстрации спектакля театр ставится на стол.

Картонные театры продаются в готовом виде. По размеру сцены и фигурок они хороши для семьи, но в большинстве своём мелки для показа их даже одной группе детей. Поэтому сотрудники нашего отделения социальной реабилитации делают реквизит к театру сами. Сцена и фигурки таких самодельных театров значительно больше.

Передвижение фигурок педагоги осуществляют с помощью рук. Они садятся перед детьми за стол и без сцены и декораций, не маскируя рук, двигают фигурки и читают текст. В данном случае фигурки послушно передвигаются в нужном направлении и не падают. Но руки педагога привлекают к себе слишком много внимания, так как они больше самих фигурок.

Чтобы закрыть от детей руки педагога, из картона делается барьерчик (длина 40 - 50 см и высота 8 см). Его можно оформить в виде бугорка, покрытого травой и цветами; в виде снежного сугроба. Это зависит от места и времени действия. Чтобы бугорок не заслонял собой фигуры, их надо прикрепить к подставкам (похожи на катушки ниток), которые поднимут их от стола тоже на 8 см. Благодаря устойчивости подставки, герои произведения будут стоять самостоятельно, без поддержки их руками. Это даёт возможность одному педагогу управлять несколькими фигурками.

Задник делают однотонным или расписывают, в зависимости от общего оформления сцены.

Кулисами называют однотонные полотна, которые оформляются по бокам сцены. Из – за них выходят со сцены «актёры». Чаще кулисы делают в виде ёлок, кустов, забора. Из - за них тоже удобно фигурке выйти и уйти со сцены. Одновременно они служат оформлением спектакля.

Несравненно ярче и красочней будет представление, если сцену осветить.

Чем больше действия, движения на сцене, тем интереснее спектакль. Поэтому, чтобы фигурки могли двигаться по всей площади сцены, поворачиваться к зрителям обеими сторонами, приходить и уходить в любую сторону, их делают двусторонними.

Оформление сцены и фигурки для картонного театра не делаются объёмными. Но там, где есть возможность, желательно, делать накладные части, т.е. не прорисовать их, а вырезать отдельно, наклеить на нужное место и только после этого раскрасить. Например: двери, карнизы, наличники, брёвна у домов, ветки на деревьях, отдельные детали костюмов у персонажей.

Первый ряд стульев для детей в зрительном зале ставится на расстоянии 3 - 4 м. В первых двух рядах не надо ставить более восьми стульев, иначе дети, сидящие по краям, не увидят всю сцену. В следующих рядах можно поставить 10, а потом 12 – 14 стульев.

Работа над спектаклем

Выбранная сказка читается вслух, анализируются действующие лица, их поступки и взаимоотношения. Распределяются роли и обязанности всех участников в спектакле. Показывать представление может один или два педагога (или старшие воспитанники). Это зависит от количества фигурок, находящихся одновременно на сцене и от их действий и движений. Лишняя пара рук и второй голос улучшат качество спектакля.

После распределения ролей начинаются коллективные читки, во время которых надо постараться найти манеру говорить для каждого персонажа, соответственно его образу. Текст заучивается обязательно наизусть: чтение с листа помешает водить фигурки по сцене.

Считаем необходимым использование музыкального оформления в постановках картонного театра, т.к. музыкальное сопровождение служит украшением спектакля. Важно определить, каким оно будет и, где будет звучать.

По окончании работы над текстом расставляется оформление и начинается репетиция. Распределяется, кто и какими фигурками будет управлять; как и где для этого нужно сесть, откуда и какие фигурки выходят на сцену, куда они идут, где останавливаются, когда и где говорят, что делают. Репетиции продолжаются до полной слаженности в работе, после чего спектакль можно показывать воспитанникам.

3.3 Театр кукол – петрушек

Третий раздел посвящен театру петрушек, названному так по имени старинного народного героя Петрушки. Петрушками называются куклы, которые надеваются на руку. Сценой в театре петрушек служит ширма. Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них.

Театр петрушек — народный театр. Он имеет свою историю. Лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, приглашая посмотреть их незатейливое представление.

Главный герой театра — Петрушка, по имени которого и называются куклы, хвастливый, развязный весельчак, с длинным носом, ярким колпаком на голове, с дубинкой в руках, пронзительным голосом собирал около ширмы толпы народа.

Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием: в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты, как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек, живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором,— всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище.

Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать их горестям, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением, без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Сохранив от старого театра петрушек портативность, примитивность формы и приёмов, эти театры после революции начинают новую жизнь. Они получают стационарные помещения, для их руководства привлекаются опытные режиссёры, репертуар создаётся драматургами, над оформлением спектаклей работают художники, куклами управляют артисты.

Такой интерес к кукольному театру объясняется подлинной театральностью кукол и их исключительным воздействием на зрителей, особенно на детей. Общая миниатюрность театра и размеры самих кукол-актёров, несложные декорации, простая бутафория делает его доступным большой массе детских учреждений.

Удобен этот театр и по количеству занятых в спектакле кукловодов: два-три кукловода, управляя за ширмой по очереди разными куклами, могут показать спектакль, в котором участвует много действующих лиц. Для театра петрушек не надо даже специального помещения со сценой и зрительным залом: его можно показывать в здании или на воздухе, везде, где можно найти место для ширмы и зрителей.

Во многих случаях у кукол на ширме имеются большие возможности, чем у актёров на сцене. В кукольном театре персонажи без всякого труда могут пролететь на аэроплане, проехать на поезде или автомобиле, проскакать на лошади. Лить слёзы в два ручья, превратиться в великана на глазах у зрителей, раздуться, как пузырь, и даже лопнуть, снять свою голову и надеть другую и многое, многое другое могут только куклы в театре петрушек.

Наряду с этими преимуществами и большими возможностями театра петрушек, у него есть недостатки. Куклы-петрушки не имеют мимики, выражение их лица застывшее. Руки куклы, надетые на пальцы кукловода, очень ограничены в движениях: они не вгибаются в локте и кисти; неподвижность пальцев куклы не позволяет ей взять предмет одной рукой, она не может опустить руки вниз и держит их всё время горизонтально. Кукла - петрушка видна зрителям не во весь рост, а только немного ниже талии, поэтому часто ноги кукле не делают совсем.