Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации занятий 12 > 1 Театр игрушек 14 2 Картонный театр 19 (стр. 6 из 20)

Но, несмотря на все эти недостатки, дети любят театр петрушек: их увлекает живая игра кукол, и они с большим вниманием следят за развитием действия, радуются успехам одних и неудачам других. Кукла в руках педагога имеет особое значение. Педагог может надеть куклу на руку и подойти с ней к детям, кукла может поговорить с воспитанниками, пошалить, приласкать, утешить ребёнка, попросить что-нибудь сделать.

К сожалению, самодеятельных театров петрушек в детских учреждениях мало, они существуют большей частью там, где имеются наборы готовых кукол. Часто же есть и куклы, но они лежат без употребления, потому что сотрудники не умеют надеть куклу на руку, не знают, как ею управлять, как сделать ширму и оформление, что показывать детям. Некоторые педагоги не верят в свои силы, думают, что не сумеют управлять куклой, что у них ничего не получится. Это, конечно, неправильно. Это вполне доступно каждой воспитательнице, каждому детскому учреждению. Даже тот, кто никогда не держал в руках куклу – петрушку, после непродолжительной подготовки может показать детям сценку – игру «Обезьянка» и «В гостях у детей» (см. Пакет документов 2, Приложение 3). Это очень интересный приём, который позволяет кукле - петрушке находиться в непосредственной близости с детьми, разговаривать с ними и обращаться к ним. После этого даются небольшие сценки: сначала - для одной куклы на ширме, потом для нескольких (см. Пакет документов 2, Приложение 3) «Петрушкины друзья», «Заинька простудился», «Усатый - полосатый»). И, наконец, работа подводится к небольшому кукольному спектаклю «Рукавичка» (см. Пакет документов 2, Приложение 3).

Так постепенно педагоги познакомятся со спецификой театра петрушек и овладеют техникой кукловождения; они убедятся, какое хорошее развлечение театр петрушек для разновозрастного состава воспитанников и как он помогает в повседневной реабилитационной работе.

Упражнения с куклой - петрушкой

Для показа спектакля кукол нужны специальные куклы-петрушки.

Кукла – петрушка отличается от обычной куклы тем, что черты её лица значительно крупнее, выражение характернее. Туловища у куклы-петрушки совсем нет: его заменяет специальная перчатка и рука кукловода, на которую кукла надета. Для показа спектакля петрушек можно пользоваться готовыми, покупными куклами, можно сделать их и самим.

Начинать работу с куклой надо с упражнений. Наденьте куклу на правую руку так, чтобы указательный палец или два пальца – указательный и средний - вошли в шею куклы; одну руку куклы наденьте на большой палец, другую - на мизинец; свободные пальцы прижмите к ладони. Следите за тем, чтобы руки куклы были вытянуты не по сторонам и не вверх, а перед куклой и по возможности опущены вниз. Рука кукловода, на которую надета кукла, должна быть от локтя вытянута в вертикальном положении так, чтобы голова и туловище куклы не запрокидывались назад, не наклонялись вперёд или набок.

Попробуйте сделать разные движения головой куклы, руками и туловищем. Наклоните голову куклы вперед: для этого надо согнуть первые - два сустава пальцев. Потом поверните голову в разные стороны; это возможно только в том случае, если голова надета не на один указательный, а на два пальца — на указательный, на средний. Для поворота головы налево средний палец выдвигается вперёд, указательный назад; для поворота головы направо средний палец идёт назад, указательный вперёд.

Для движений рук куклы под счёт (раз, два, три, четыре) поднимайте их вверх, потом опускайте в исходное положение, затем руки вперёд, перед куклой, в стороны и опять вперёд. Так несколько раз, потом попробуйте сначала одной, потом другой рукой куклы почесать за ухом, потрогать нос, закрыть лицо и пр.

Взять какой-нибудь предмет одной рукой кукла не может, потому что у неё не сгибаются пальцы, она всё берёт двумя руками; фактически же, это делает кукловод кончиками пальцев, на которые надеты ручки куклы. Попробуйте брать куклой различные предметы, большую книгу, кубик, посуду и пр. Затем сделайте следующие упражнения корпусом куклы: поверните всю куклу влево, потом вправо; следите, чтобы при повороте она сохраняла бы вертикальное положение и не опускалась вниз; наклоните куклу вперёд: для этого согните кисть руки, а пальцы оставьте вытянутыми.

После этих упражнений можно начать работу на ширме. Зайдите с куклой за ширму. Кукла выводится не сразу, не «из-под земли», а постепенно. Сначала издали появляется её голова, затем плечи, грудь и т. д., и только при приближении куклы к грядке она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть всё время. Очень важно выработать ощущение пола: кукла должна как бы ходить по полу, не проваливаться и не подниматься вверх. Проведите куклу по ширме, вдоль грядки, около которой происходит обычно основное действие. Но помните при этом, что если куклу провести по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что дна скользит, катится, но не идёт. Чтобы передать походку куклы, надо продвигать её ритмично вперёд. Если идёт маленькая девочка, она может слегка подскакивать; если это старик, он ритмично наклоняет согнутый корпус вперёд. Можно также слегка покачивать куклу из стороны в сторону или заставить её делать небольшие движения руками. При беге эти движения делаются более резко и часто.

Проведите куклу вдоль ширмы несколько раз и уведите её с ширмы. Уходя, кукла не проваливается сразу вниз, а удаляется в глубину и постепенно опускается. Выведите куклу еще раз на ширму, остановите её на середине грядки ширмы и повторите все упражнения, которые делали без ширмы. Потом сделайте упражнения с предметами. Когда кукла берет предмет с ширмы, её не надо всю опускать вниз, нужно наклонить только верхнюю часть её туловища — это достигается сгибанием кисти кукловода.

Когда кукла кладёт что-нибудь на ширму, она тоже не спускается вниз, а наклоняется, т. е. рука кукловода сгибается в кисти. Иногда необходимо помочь кукле свободной рукой. Например, кукла кладёт на ширму кубик. Чтобы он не упал, придержите его снизу, незаметно для зрителей свободной левой рукой. Когда кукла возьмёт его, левую руку можно опустить. Но вот кукла опять кладёт кубик на ширму. Сейчас же надо снова придержать его снизу левой рукой.

Потом научитесь сажать и класть куклу на ширму. Посадить куклу можно двумя способами. Если у куклы есть ноги, её поворачивают лицом к зрителям, перекидывают ноги через ширму и немного опускают; если у куклы нет ног, её ставят к зрителям в профиль; немного опускают вниз, и кукловод свободной рукой расправляет платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги.

Если кукла должна лечь, её сначала нужно посадить, а потом уже положить на ширму, после чего кукловод свободной рукой расправляет её платье на ширме. Чтобы показать, что кукла спит, кукловод кладёт ее на ширму затылком к зрителям — так они не видят её открытых глаз. Эти упражнения рекомендуем начинающим работу с куклами делать в течение нескольких дней. Очень хорошо поработать с куклой перед большим зеркалом.

В театре петрушек часто приходится одному работать двумя куклами, т. е. с куклой на каждой руке. Первое время это делать нельзя, но надо упражнять отдельно и левую руку.

Сделайте следующие упражнения: два педагога (или две старшие воспитанницы) берут петрушек. Одна надевает куклу на правую руку, другая — на левую. Взрослые становятся лицом друг к другу; та, у которой кукла на правой руке - справа, у которой кукла на левой руке — слева. Куклы идут навстречу друг другу, встречаются, останавливаются, здороваются за руки, обнимаются, целуются и начинают разговаривать. При разговоре куклы должны «смотреть» друг на друга, т. е. стоять одна против другой. Кукла, которая «говорит», слегка двигается или немного жестикулирует. Вот одна кукла уходит, другая смотрит ей вслед. Вскоре кукла возвращается с кубиком и передаёт его другой кукле. Потом вторая возвращает его пе­вой. Так делается несколько раз. После этого участники меняют руки, т. е. та, у которой кукла была на левой руке, надевает ее на правую, другая с правой надевает на левую и меняются местами.

Куклы-животные, если они одеты в платья, ходят и двигается, как куклы, изображающие людей. Если они не очеловечены, то положение их туловища почти горизонтальное и их передние лапки касаются ширмы.

При переходе с места на место они перебирают лапками по грядке.

Работа над спектаклем

После разыгрывания отдельных сценок можно перейти к небольшим, пьескам. Выбранная для показа пьеса зачитывается вслух в присутствии всех участвующих: определяется время и место действия, характеристики действующих лиц и их взаимоотношения, распределяются роли, затем начинаются читки по ролям, за столом.

Не надо говорить за кукол «писклявым» тоненьким голосом. Деланный, искусственный голос не убедит детей в том, что это говорит сама кукла. Убедительность достигается простой, выразительной, ясной речью и хорошей игрой куклы. На репетиции надо добиваться большой чёткости произношения текста, так как голоса кукловодов в какой-то степени заглушаются ширмой.

Во время читок продолжается более глубокий и детальный разбор пьесы. Одновременно каждый работает отдельно над своей ролью. Потом все участники спектакля переходят к работе с куклой на ширме: намечают мизансцены, откуда кукла выходят, где останавливается, что делает, куда идёт дальше и куда уходит. Если на ширме одновременно находятся несколько кукол, то для каждой из них намечаются определённые места. Надо стараться использовать всё игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. Каждая перемена места и переход кукол должен делаться обоснованно, с определённой целью. При переходе кукол с места на место заранее устанавливается, какая из них идёт ближе и какая дальше от грядки. При перемене мест кукол меняют места и кукловоды; надо это делать очень чётко.

Пока ещё текст не выучен наизусть, можно говорить своими словами. Это даст простор творческой инициативе и будет способствовать выработке естественного тона, а также позволит постепенно «войти» в свою роль.