Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации занятий 12 > 1 Театр игрушек 14 2 Картонный театр 19 (стр. 7 из 20)

Потом пьеса делится на куски. Отдельные, наиболее трудные в смысле исполнения, куски повторяются по нескольку раз. На этом этапе работы ищут наиболее интересные и характерные движения для каждой куклы. Кукла на ширме должна всё время двигаться, «жить». Это не значит, что она беспричинно переходит с места на место, мечется и «трепыхается» — последнее считается очень плохой манерой игры в кукольном театре. Когда говорят, что кукла «живет»- это значит, что она реагирует на всё происходящее вокруг, т. е. на приход и уход других кукол, на их обращение, разговор. Чтобы показать, что кукла смотрит, слушает, надо иногда чуть заметно наклонить голову, слегка повернуть туловище, шевельнуть рукой, приблизить или отодвинуть её от другой куклы. Нужно также показать отношение куклы к различным предметам, которые в данный момент находятся в центре внимания: она должна смотреть на предмет, о котором говорят, немного нагнуться к нему, потрогать его и т. д. Если кукла разговаривает с детьми, она поворачивается в разных направлениях зала. Эти незначительные, еле уловимые движения куклы делают её живой, очень занятной для детей: если же кукла остаётся без движения, «застывает», она сразу становится неинтересной. При подготовке к спектаклю надо добиваться также слияния текста с движениями куклы - и характерности речи, присущей данному образу.

Для репетиций на ширме должны быть готовы декоративные детали и бутафория. Надо научиться «куклой» брать, переносить и класть вещи, с которыми ей придётся иметь дело во время спектакля.

В это же время подбирается музыка. Музыка является неотъемлемой частью кукольного спектакля: она может быть в начале спектакля и служить фоном для его отдельных эпизодов. Музыка подчёркивает ритмичность движений кукол; кроме того, редкий спектакль кукольного театра проходит без песен и плясок кукол, которые очень любят дети.

Когда отдельные куски пьесы отработаны, можно репетировать всю пьесу от начала до конца. Текст должен быть выучен наизусть и совпадать с движениями кукол. К этому времени всё должно быть готово: куклы, оформление, бутафория.

На последних репетициях с полным оформлением и музыкой распределяются по спектаклю: установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

После генеральной репетиции спектакль показывают детям.

Театр петрушек можно демонстрировать в помещении и на воздухе. И в том и в другом случае свет должен падать на ширму со стороны зрителей. Перед ширмой, на расстоянии 2—3 м, ставятся стулья для зрителей. Дети должны проходить на свои места так, чтобы им не видно было приготовленных за ширмой кукол, декорации и бутафории.

Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть ни стульев, ни скамеек, ни столов, чтобы не стеснять их движений. Стол или стулья, на которых раскладываются куклы, декорации и бутафория, ставятся приблизительно на метр от ширмы и накрываются чем-нибудь мягким, чтобы не было стука, когда на них будут класть куклы и предметы оформления.

Желательно, чтобы на ногах у кукловодов были мягкие туфли.

В результате тщательной подготовки спектакль проходит успешно и доставляет большое удовольствие зрителям всех возрастов.

4. Возможность практического распространения опыта, полученного в ходе реализации методической разработки

Методическая разработка предназначается для педагогов, незнакомых с этой работой, поэтому каждый раздел начинается с очень простого и лёгкого материала.

Распространение опыта, полученного в рамках реализации методической разработки, будет осуществляться посредством издательской деятельности и оказании помощи при подготовке и проведении обучающих семинаров.

5.Ожидаемые результаты

Для детского коллектива:

· удовлетворение от совместной творческой деятельности;

· способность к творческому самовыражению;

· повышение самооценки и уверенности в себе;

· пробуждение интереса к театральной деятельности;

· получение новых знаний, расширение кругозора.

Для коллектива сотрудников учреждения:

· удовлетворение от совместной творческой деятельности;

· выявление интересов и склонностей воспитанников;

· обогащение профессионального опыта.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова. - М: Просвещение, 1989. - 286 с.

2. Алексеевская Н. А. Домашний театр [Текст]. - М.: Лист. 2000. - 192 с.

3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

5. Афонькипа Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Ю.А. Афонькина, Г.П. Урунтаева. - М., 1995.

6. Галигузова Л. Застенчивый ребенок [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - с. 116.

7. Генов Г.В. Театр для малышей [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. -154 с.

8. Зимбардо Ф. Застенчивость [Текст]. - СПб.: Питер-пресс, 1996. - 256 с,

9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст]. - СПб: Питер, 2002. - 752 с.

10. Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1955. - 110 с.

10. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. - 144 с.

11. Клюева II. В. Учим детей общению [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.

12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 1998. - 132 с.

13. Маханева,М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

14. Медведева И. Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст]. - М.: Линка -пресс, 2002. - 240 с.

15. Орлова Ф.М., Нам весело [Текст] / Ф.М. Орлова, Е. Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1973.

16. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок [Текст]. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 48 с.

18.Румнев А. Пантомима и ее возможности [Текст]. - М.: Просвещение, 1966.

19. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]. - М.: Аркти, 1999.- 160с.

20. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст]. - М.: Аркти, 2004. - 288 с.

21. Шишова Т. Л. Застенчивый невидимка [Текст]. - М: Искатель, 1997.- 94 с.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ 1

Приложение 1

Предварительные установочные театрализованные этюды

(составлены по аналогии с психокоррекционными этюдами и установочными ролевыми играми И. Медведевой и Т. Шишовой)

Пояснение к этюдам: небольшие сценки, составленные с ориентиром на содержание театрализованных игр-занятий и проигрываемые с застенчивыми детьми в свободное время в процессе подготовки к этим занятиям; разыгрываются куклами на ширме; герои-участники: робкий и застенчивый котенок Пушок, хозяин, друзья котенка (щенок Дружок, козленок Непоседа, цыпленок Солнышко), обезьянка.

Цель: отвлечь застенчивых детей от мыслей о своей несостоятельности, способствовать преодолению эгоцентризма привлечением внимания к переживаниям застенчивого героя - котенка Пушка, вызвать желание посочувствовать и помочь отыскать способы преодоления скованности и робости в различных ситуациях, способствовать повышению самооценки, подготовить к активному участию в театрализованных занятиях.

Продолжительность использования: 1 месяц, по одному в неделю.

Этюд 1. «Знакомство»

Однажды хозяин вышел во двор, чтобы вывести на прогулку своего котенка, которого звали Пушок. Во дворе было много животных. Увидев котенка, они очень обрадовались и захотели с ним познакомиться, но Пушок даже не поздоровался с ними, а сразу залез под скамейку и просидел там до вечера. «Какой невоспитанный!» - сказали все, кто был во дворе. Хозяин очень расстроился. Что он сказал котенку? Что ответил ему котенок?

На следующий день они снова вышли во двор. Звери окружили Пушка и спросили, как его зовут и как можно ласково произнести это имя. (Они ведь хотели сделать ему приятное и обратиться к нему ласково). Что ответил им Пушок? (Пушочек, Пушенька и т. д.) Какое у всех стало настроение? Для чего сушествуют ласковые формы имен? Как вас ласково называет мама?

Этюд 2. «Друзья пришли в гости»

Котенок приобрел во дворе много друзей, но все равно очень редко выходил гулять. Однажды хозяин сказал ему: «Пригласи их к нам в гости и познакомь меня с ними». Котенок сначала очень обрадовался, а потом ушел в свою комнату, забился в угол и загрустил. «Эх, ты!» - сказал хозяин. - «Я всегда знакомлю тебя со своими друзьями, они приходят к нам в гости и играют с тобой, а твои друзья меня совсем не знают. Наверное, у тебя от меня есть какие-то секреты. Наверное, ты совсем не любишь меня». Котенок опустил голову, подошел к окну и увидел, что все его друзья собрались во дворе на скамейке и смотрят на его окно. Котенок заулыбался от радости, замахал и стал им показывать, чтобы они зашли к нему домой. Какие жесты он делал? Звери поняли его и через пять минут уже входили в квартиру. От радости Пушок улыбался во весь рот и представлял хозяину своих друзей ласковыми именами. Как он их называл? Как он представил хозяина?

Этюд 3. «Кошачья гимназия»

Однажды диктор в теленовостях сообщил: «Внимание! Информация для владельцев кошек. Объявляем набор в кошачью гимназию. Все желающие должны явиться завтра на вступительный экзамен».

- Ты хочешь в школу? - спросил хозяин котенка.

- Очень! - радостно ответил он.

На следующее утро они пришли на экзамен.

- Сколько будет один плюс один? - спросила кошка-экзаменатор.

Котенок ничего не ответит.

- Где ты живешь? - задала кошка-экзаменатор следующий вопрос.