Методические рекомендации
Подготовку по теме следует начинать с выяснения смысла употребляемых терминов «монголы», «монголо-татары» и «монголы», встречающиеся в источниках по истории Монгольской империи.
Особое внимание должно быть уделено таким вопросам, как социально-экономические предпосылки возникновения Монгольской империи, особенности функционирования верховной власти у монголов и места Монгольской империи в ряду других государств, созданных кочевыми народами.
При изучении вопроса о появлении улусов Монгольской империи, следует обратить внимание на монгольские завоевания и их значение для самих монголов и завоеванного населения Евразии.
Последний вопрос требует отдельного рассмотрения способов и результатов правления монгол в Иране и в Китае. Остановиться особо на процессах ассимиляции монгол в странах древней государственности и культуры.
Тема 6. Средневековые путешественники X – XV века
1. Путешествия как важный фактор международного и межкультурного общения.
2. Особенности источников и подходов исследования: «свой - чужой» или ксенология.
3. Географические представления, сухопутные и морские путешествия арабо-исламского мира: Ибн Фадлан (X в.), Абу Хамид ал-Гарнати (XII в.), Ибн Батута (XIV в.).
4. Европейские путешествия к монголам XIII в.: Плано Карпини, Гильом Рубрук, Марко Поло.
5. Держава и двор Тимура в записках европейского путешественника Р.Г. де Клавихо.
Источники и литература
Клавихо Р.Г. де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). – М., 1990
«Книга» Марко Поло. – М.,1965.
Книга странствий/ Пер. с лат. и ст.-фр., сост., статьи и ком. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 320с.
Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. «История татар» брата Ц. Де Бридиа. – СПб.,2002.
Мельникова Е.А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе V-XIV вв. – М.,1998.
Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПБ.: Алетейя, 2001.
Лучицкая С.И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры) // Одиссей.1993. – М.,1994.
Лучицкая С.И. Мусульмане и христиане в Святой земле. (Частная жизнь западноевропейских рыцарей сквозь призму взаимных представлений мусульман и христиан)// Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы. – М., 2000.
Мельникова Е.А. Формирование и эволюция географических представлений в средневековой Западной Европе//СВ. – М.,1990. Вып.53.
Райли-Смит Дж. Умонастроения крестоносцев, идущих на Восток. 1095-1300 // История Крестовых походов/Под ред. Дж. Райли-Смита/ Пер. с англ. Е.Дорман. – М., 1998.
Райт Д.Ж. Географические представления в эпоху Крестовых походов.- М., 1988.
Методические рекомендации
Средневековые путешествия играли выдающуюся роль в международном общении, особенно в обмене культурными ценностями: научными знаниями, техническими изобретениями, достижениями художественной культуры и быта. Особенностью средневековых путешественников было то, что они совмещали различные функции и были, в первую очередь, миссионерами и дипломатами, а затем – торговцами и учеными.
На практическом занятии в качестве источников используются переводные работы и их фрагменты, составленные европейскими и арабоязычными путешественниками. Ряд работ таких путешественников, как: Гильом Рубрук, Плано Карпини, Марко Поло, де Клавихо имеются в библиотеке в электронном виде.
Знакомство со специфической литературой в виде дневников и записок путешественников требуют использовать современные исследовательские подходы, которые получили научное название «ксенология». Именно с освещения метода ксенологии или «свой-чужой» необходимо начать изучение темы и соответственно характеристику источников. А также обязательно познакомиться с работой Мельниковой Е.А. об особенностях географических представлений средневекового общества на Востоке и Западе Старого света.
Изучение материалов отдельных путешествий должно происходить строго по плану с соблюдением хронологической их последовательности. Это позволит в итоге выявить процесс изменения взглядов не только путешественников, но и их современников относительно не только своих ближайших соседей, но и достаточно далеких и часто легендарных странах и народах.