Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации и проведению лыжной подготовки в общеобразовательном учреждении Составители (стр. 7 из 9)

VII класс.

Задачи по развитию выносливости в VII классе те же, что и в V—VI классах: дальнейшее развитие функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Значит, здесь целесообразно использовать те же игры, что и в V—VI классах. Однако в связи с улучшением функциональных возможностей орга­низма несколько изменяется методика проведения игр. Дистанция пробежек увеличивается и доходит до 1200—1300 м для мальчиков и до 900—1000 м для девочек. В этом возрасте резче проявляются различия между мальчиками и девочками, что надо учитывать при установлении дистанции и темпа бега.

В VII классе больше внимания уделяется развитию способности бежать в заданном темпе. Для решения данной задачи применяют такие игры.

«Кто точнее?». Класс делят на 4—5 групп. Все преодолевают одинаковую дистанцию в задан ном темпе, например, 100—150 м; 100 м пробегают 5—6 раз, а 150 м — 4—5 раз. Темп бега должен быть таким, чтобы у ребят не возникало чрезмерно неприятных ощущений. Время фиксируют по последнему бегуну в группе. Поэтому школьников, ведущих бег, надо каждый раз менять. Важно, чтобы в этой роли побывали все ученики. Группа, которая покажет время, наиболее близкое к заданному, получает I очко; остальные команды в соответствии с занятыми местами — 2, 3, 4 очка и т. д. Команда, набравшая после всех пробежек наименьшее количество очков, выигрывает. Стартуют команды поочерёдно. Ожидание своей очереди — это отдых (около 2 мин) между пробежками, что необходимо учитывать при выборе длины пробегаемого отрезка.

«Кто меньше?». Данная игра служит вариантом предыдущей игры. Класс делят на 4—6 групп, в которых выбирают капитанов. Всем командам назначают одинаковое время на преодоление общей для всех дистанции (100—150 м), приемлемой для учащихся соответствующего возраста. Пробежки выполняют­ся командами до тех пор, пока занимающиеся не уложатся точно в заданное время или с ошибкой в 0,2—0,5 с, что зависит от подготовленности групп. Побеждает группа, которой понадобилось для это­го меньшее число пробежек. Время фиксируют по последнему бегуну. Капитаны могут переизбираться после каждой пробежки. Группы могут быть состав­лены как отдельно из девочек, мальчиков, так и быть смешанными.

VIII—IX классы.

Основная задача в VIII—IX классах — дальнейшее повышение функциональных воз­можностей сердечно- сосудистой и дыхательной систем, для ее решения подходят все игры, которые использовались в V—VII классах. Однако длительность бега у мальчиков увеличивается до 1600—1800 м, у девочек — до 1000—1200 м. Подвижные игры с таким длительным бегом обычно проводят в конце урока, однако игры «Круговорот», «Смена лидеров» в VIII—IX и далее в X—XI классах часто применяют в начале урока для разминки. В играх «Кто меньше?», «Кто точнее?» длина дистанции для девочек-восьмиклассниц равна 600 м, для мальчиков — 800 м с повторением не более двух раз; темп невысок (4 мин на 800 м и 3 мин на 600 м). Благодаря последовательному применению длительного бега расширяются возможности организма, и есть смысл вводить интервальный бег. Отличным средством для этого служит игра «Эстафета-преследование».

«Эстафета-преследование». Участвуют две команды (например, белые и чёрные) с неограниченным числом игроков. Каждая команда делится на две группы — чётные и нечётные. Беговая дорожка стадиона размечена так. Белые с чётными номерами находятся на линии Б, а с нечётными номерами — на линии А. Чётные номера чёрных стартуют с линии А, а нечётные — с линии Б. Первые номера стартуют одновременно с линий А и Б, бегут полкруга по своей дорожке и передают эстафетную палочку своим вторым номерам, вторые номера на противоположной прямой передают палочку своим третьим номерам и т. д. Команда, догнавшая своих соперников (или при­близившаяся к ним), выигрывает. Затем игру можно повторить. Количество повторений зависит от длины беговой дорожки, однако сумма отрезков, пробега­емых одним учеником, не должна превышать дистан­ции 400-600 м.

X—XI классы. У старшеклассников наряду с общей выносливостью важно развивать выносливость скоростную. Для этого в сочетании с перечисленными применяют новые игры.

«Бесконечный эстафетный бег». Участвуют две команды и более. На беговой дорожке чертят не­сколько линий на одинаковом расстоянии одна от другой, обозначающих этапы (100 или 200 м). Все участники команд рассчитаны по порядку, только на первом этапе сзади первых номеров стоят последние номера. По сигналу учителя первые номера бегут ко вторым и передают им эстафету, а сами остаются на их местах. Последние номера занимают места первых. Вторые номера передают эстафету третьим, те — четвёртым и т. д. Каждый участник, передавший эстафету, остаётся на этапе принявшего её. Эстафету повторяют несколько раз (решение принимает учитель). Количество повторений зависит от длины эта­пов: при этапе 100 м — 6—8 раз, 200 м — 3—4 раза.

Паузы отдыха здесь короткие, а скорость пробежек высокая, в результате чего организм учеников испытывает большую нагрузку. Количество этапов должно быть на один меньше по отношению к числу игроков в команде. Эту игру не следует использовать на первых уроках в I и IV четвертях.

«Следуй за лидером». В группе из 5 человек и более назначается старший, который по заданию учителя (или самостоятельно) определяет, когда, где и на какой дистанции бегущие будут выполнять ускорение. На дорожке стадиона проводят линии старта и финиша. Помощник на финише (освобожденный от занятий ученик) каждый раз снимает с дистанции последнего, а при большем количестве бегунов — двух последних участников, которые получают задание самостоятельно выполнять медленный бег на поле стадиона. Остальные продолжают бежать «трусцой» по дорожке к следующему месту ускорения. Игру продолжают до тех пор, пока не останутся два участника. Они получают индивидуальные задания, а те, которые вышли из игры, снова начинают её, и всё повторяется. Ускорение выполняют на отрезке длиной не более 100 м. На круге можно реализовать два ускорения или три-четыре при меньшей длине дистанции скоростного бега. В качестве индивидуальных заданий используют различные метания, прыжковые упражнения.

«Бег в соревновательном темпе». Для игры требуются 2—4 секундомера. Группа из четырёх и более человек, равных по силам, бежит в заданном темпе, соответствующем возможностям участников группы. Дистанция бега 150—300 м. На финише оп­ределяют время первого и последнего бегунов. Если время последнего ближе к заданному, первый бегун снимается с соревнования. Если к заданному ближе время первого, снимается последний бегун. При большом количестве участников в группе можно снимать с состязания по два бегуна. Школьники, не участвующие в соревновании, получают задание (например, пробежать «трусцой» 400—600 м). Оставшийся бегун становится победителем. Теперь он получает задание от учителя, а остальные снова возобновляют игру. Темп бега должен быть высоким, поскольку число пробежек в этой игре невелико. После каждой пробежки ученики «трусцой» (или шагом) возвращаются к месту старта.

Общие указания по проведению игр. Во всех случаях, когда задачей урока служит развитие выносливости, игры используют в конце его основной части. Лучше всего проводить данные игры после метаний. При делении класса на группы надо стремиться к тому, чтобы группа состояла из учеников, более или менее равных по силам. В играх «Смена лидеров», «Круговорот» число учеников в группах должно быть таким, чтобы каждый побывал лидером.

В эстафетах число групп зависит от количества учеников в классе, числа дорожек, секундомеров, а также от времени, которым располагает учитель на уроке. Для экономии времени комплектуют группы только один раз — в начале разучивания данной игры. В дальнейшем состав групп не меняют. Однако некоторых игроков можно переводить из одной груп­пы в другую. В V—VI классах можно формировать смешанные группы (мальчики и девочки вместе), в остальных классах мальчики и девочки (юноши и девушки) играют раздельно.

Надо всегда оставлять 2—3 мин на подведение итогов игры. В тех играх, где есть паузы («Кто точнее?», «Кто меньше?», игры-эстафеты), замечания делают во время пауз. Учитель объявляет команду-победительницу или ученика-победителя, поощряет слабых и подбадривает слабовольных. Здесь уместно привести интересные примеры из спортивных биографий известных бегунов. В холодную погоду подводить итоги игр целесообразнее в помещении.

Проведение перечисленных мною игр требует таких временных затрат: игры «Смена лидеров», «Следуй за мной», «Круговорот», «Следуй за лидером» — до 5 мин (V—VI классы), до 6—7 мин (VII—IX классы) и до 8—9 мин в X—XI классах; игры «Кто точнее?», «Кто меньше?», «Бег в соревновательном темпе» —от 10 до 15 мин в зависимости от количества и длины рабочих отрезков, а также интервалов отдыха (примерно такое же время затрачивается и на проведение эстафет). В каждом конкретном случае количество повторений игры в одном уроке устанавливают в зависимости от подготовленности учеников.

Каждую игру не следует повторять более чем на трёх уроках подряд.

3.3. Применение круговой тренировки для развития выносливости

При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты.