«Основы религиозных культур и светской этики».
Культуроведческий подход. Понятие культурного концепта.
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин в том числе и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для не родной, личности, ориентированной на ценностное отношения к родной стране, ее истории и традициям.
В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.
Анализ культурного концепта позволяет выявить, какое оценочное, эмоционально-экспрессивное отношение вызывает конкретная реалия (слово) у носителей языка, представителей культуры.
К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом.
Культурный концепт выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Установлено, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка.
Так, в разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму. Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом образе Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) – совсем иная картина: Бог – это, прежде всего, идея (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно-логического мышления.[4]
Или, например, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому языкам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, действием напоказ и прославленностью.
По-русски подвиг - не искусство, а защита родной земли иногда и ценой собственной жизни. Специфика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо – это прежде всего нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем неожиданно приятное, для немцев – нечто волшебное и притягательное, для русских – таинственное, божественное и прекрасное. Разница в представлении этой идеи состоит в едва заметных нюансах соотношения между рациональным и эмоциональным восприятием чуда. В английской культуре отношение к чуду носит более рациональный характер, в русской культуре – более эмоциональный, в немецкой культуре мы видим промежуточную позицию в языковом представлении чуда[5].
Таким образом, концепт включает, помимо непосредственного предметного содержания, различные ассоциации (вербальные, невербальные), а также культурологическое содержание.