Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (стр. 4 из 7)

Например, невербальные ассоциации слова семья (теплота, любовь, родственники, братья, родной), вербальные (я и мама с папой, мой брат, сестра, муж и жена и т.д.).

В культуре ислама концепт слова семья можно представить через те образы и понятия, которые представлены в тексте учебного пособия. Семья – опора, тепло, защита, покой, обязанность, труд, дети; любовь к детям, уважение к старшим.

При построении ассоциативных рядов важно соотнести собственные представление школьника о концепте слова и те представления, которые существуют в другой, не знакомой ему культуре. Это позволит уяснить духовные ценностей разных культур.

Прием «Построение информационной карты слова».

При построении информационной карты заполняются следующие её части:

Слова – родственники (синонимы); Слова – враги (антонимы); Родственные слова

Ассоциации; Крылатые выражения (высказывания, пословицы, поговорки); Словосочетания с заданным словом

Пример построения информационной карты


При составлении информационной карты важно также объяснить школьникам, в чем разница слов друг, приятель и товарищ. Так, приятель – это человек, с которым сложились хорошие, простые, но не близкие отношения, товарищ – человек, близкий по роду деятельности, занятий, связанный дружескими отношениями.

При изучении ценностей, существующих в разных культурах, важно провести анализ тех из них, которые имеют общее значение. Например, концепт богатство имеет разную концептосферу в культуре православия и в культуре ислама.

В православной культуре богатство зачастую ассоциируется с источником зла. Так у народов, исповедующих православие, существуют пословицы: «Богатому ни правды, ни дружбы не видать», «Чем беднее, тем роднее». «Евангелие не осуждает богатство, а учит, что нельзя уповать на него». «Неправедно полученное богатство ведет к несчастью», «Условие праведного богатства - милостыня, "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся"[6]

В мусульманской культуре «человек не должен избегать богатства как источника зла (как это трактовалось бы в христианстве): в богатстве нет никакого зла. Дело в том, что богатство (то же касается власти или высокого положения в обществе) надо использовать для того, чтобы оно «вело к Богу»: единственная опасность, которая может таиться в нем — это превратиться в самоценность и заставить человека забыть Бога».[7]

Работа с культурными концептам значительно расширит представления учащихся о мире, восприятии этого мира людям разных национальностей, принадлежащими различным культурам.

Рекомендации по организации преподавания учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Необходимо при решении вопроса введения ОРК и СЭ также учитывать следующее – внесение изменений в образовательную программу, учебный план и контроль за их реализацией – прямая компетенция образовательного учреждения (ст. 32.2, п.п. 6), 7), 8), 15), 23) Закона РФ «Об образовании»).

Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов введения курса, исходя из своих возможностей, условий, собственных ресурсов: организационных, кадровых, финансовых, т.к. дополнительных финансовых средств на введение комплексного учебного курса ОРК и СЭ не предусмотрено.

Первый тип решений объединен одним принципом: курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах вводится за счет часов регионального и школьного компонентов. Различия решений лишь в соотношении часов этих компонентов, отводимых на реализацию курса.

Данный вариант введения курса предполагает интегрировать учебное содержание курсов регионального компонента общего образования в состав предметов инвариантной части учебного плана (например, таких, как литературное чтение, музыка, ИЗО, окружающий мир). Такие действия предполагаются и по отношению к предметам школьного компонента.

В рамках данного решения можно рекомендовать три варианта:

1,5 часа регионального компонента (то есть все часы, отведенные на региональный компонент в 4 четверти) + 0,5 часа школьного компонента;

1 час регионального компонента + 1 час школьного компонента;

0,5 часа регионального компонента + 1,5 часа школьного компонента.

Такое решение наиболее приемлемо для образовательных учреждений, работающих по 6-дневной учебной неделе в 4-х классах, в которых региональный и школьный компоненты составляют 3 часа в неделю.

Данное решение требует на первом этапе проведения образовательным учреждением внутренней оценки возможностей интеграции содержания регионального и школьного компонентов учебного плана в учебные программы курсов федерального компонента государственного образовательного стандарта, что во многом может зависеть от специфики школьного компонента.

Так, например, если часы школьного компонента отводятся на усиление предметов инвариантной части учебного плана школы, то подобные изменения могут быть произведены безболезненно. С другой стороны, если образовательным учреждением выбрана программа по предмету, требующая большего временного ресурса, чем позволяет инвариантная часть учебного плана, то сокращение часов школьного компонента, отводимых на изучение данной программы, может серьезно сказаться на качестве усвоения содержания программы.

Оценка возможностей интеграции курсов позволяет выбрать один из представленных выше вариантов.

Следующим шагом должно стать изменение рабочих программ педагогов по предметам, где предполагается интеграция.

Второй тип решений основывается на изменении единиц учебного времени (урока, года). Так, в федеральном базисном учебном плане 2004 года указано, что продолжительность урока во II–IV классах может быть 35-45 минут. При этом в соответствии с п. 2.9.1. СанПин при 35-минутной продолжительности уроков во II–IV классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет 25 часов, при 6-дневной – 27 часов. Таким образом, изменение времени, отводимого на один урок, позволяет увеличить количество учебных часов в неделю и ввести в расписание три дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 5-дневной или два дополнительных учебных часа (по 35 минут) при 6-дневной учебной неделе.

Данный вариант фактически решает вопрос введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный план 4-х классов образовательного учреждения. Предложенный вариант требует изменений в поурочном планировании по всем остальным предметам учебного плана, а также, возможно, потребует изменений нормативной базы образовательного учреждения, в том числе Устава.

Организационный характер трудностей такого решения очевиден в школах, где вместе учатся младшие и старшие школьники. Для такого решения требуется разное расписание звонков. При данном режиме учебных занятий желательно выделить отдельную рекреацию в здании школы для учеников, имеющих уроки продолжительностью 35 минут (это уже не только первые, но и четвертые классы), так как время перемен у учеников разных параллелей не совпадает.

Другим возможным вариантом в рамках данного типа решений может стать увеличение числа учебных недель в году.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» продолжительность учебного года в IV классах составляет менее 34 недель, продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.

Третий вариант – увеличение продолжительности учебной недели в 4 четверти, что допускается федеральным базисным учебным планом: «Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года». При выборе такого варианта образовательное учреждение может изменить в четвертой четверти расписание уроков в 4 классе либо реализовывать курс «Основы религиозных культур и светской этики» в виде специально разработанных интенсивных курсов – погружений в шестой день. Подобное решение легко позволяет объединять детей из разных классов в группы для изучения отдельных модулей и экономить время педагогов и количество часов на их оплату. Такое решение может представлять интерес в образовательных учреждениях, где есть много классов в параллели и выбрано несколько различных модулей для изучения.

Третий тип решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает использование второй половины дня. Варианты таких решений можно перечислить:

– факультативное введение шестого урока после проведения спортивного часа или часовой перемены;

– использование индивидуальных часов и введение их в основное расписание;

– использование часов, отводимых на дополнительное образование.

Четвертый тип решений для введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» не исключает возможности организации подвоза учащихся 4-х классов из ближайших малокомплектных и малочисленных школ, являющихся филиалами, к базовой школе, в которой будут проводить единый урок для всех четвероклассников в рамках выбранного для изучения модуля.

Пятый тип решений – преподавание того или иного курса (модуля) в разных школах одним педагогом. Такой вариант преподавания курса возможен в условиях города (большого поселка).

Таким образом, введение нового учебного предмета предусматривает разделение проблемы на несколько уровней ее решения: организационно-управленческий и содержательно-технологический. Выбирая один из возможных вариантов введения в учебный план образовательного учреждения курса «Основы религиозных культур и светской этики», необходимо проработать изменение нагрузки педагогов в 4 четверти. Образовательным учреждениям при выборе возможного варианта преподавания курса следует учитывать эту составляющую возможных изменений.