Смекни!
smekni.com

Томский государственный университет Факультет психологии Кафедра социальной и гуманистической психологии Л. В. Шабанов социализация (Учебно-методическое пособие) (стр. 7 из 8)

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Системный подход к развитию личности. Предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимность и взаимообусловленность. Система — это совокупность частей и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий. Каждый из нас представляет собой целостную систему, состоящую из различных подсистем. Как у психологической системы, у нас есть физическая, умственная, социальная и эмоциональная подсистемы. Основное требование системного подхода — рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру — к семье, к друзьям, к школе и другим социальным институтам. Понять ребенка мы можем только тогда, когда изучим его отношения в семье, в обществе, наконец, физическую среду, которая его окружает. Например: школа воздействует на детей, прививая им различные жизненно необходимые навыки — это непосредственное влияние. Но школа может воздействовать и опосредованно, через родителей, с которыми учителя проводят беседы, и т.п. Также важно физическое окружение дома, в школе, например цвет стен, температура, коммунально-бытовые удобства, качество пищи и т.д., так как все это влияет на поведение детей и их общее развитие.

С точки зрения современной западной психологии, социализация — это процесс усвоения правил поведения и приобретения системы представлений и установок, позволяющих человеку эффективно функционировать как члену общества. В некоторых отраслях психологии и смежных социальных дисциплин социализация часто рассматривается как процесс, формирующий или ограничивающий индивида таким образом, чтобы он мог вписаться в общество, к которому принадлежит. Социализация видится чем-то, что «надо делать» с податливым материалом или, наоборот, с потенциальной угрозой, чтобы добиться приемлемого поведения. Исследования в области социальной психологии развития самым серьезным образом ставят такое толкование под сомнение.

Обсуждая некоторые концептуальные моменты, Шаффер (Schaffer, 1984) указывает на то, что традиционные модели представляют социализацию как в значительной степени однонаправленный процесс, когда стимул к изменению и регуляции дается индивиду, подвергающемуся социализации, извне. Как мы уже говорили, ранний американский бихевиоризм приводит наиболее весомые примеры такого подхода (например, Watson, 1928), но с другой стороны, существуют теории социализации, которые рассматривают ребенка как субъекта, входящего в общество с набором инстинктов и желаний, которые он расположен проявлять или удовлетворять, первоначально мало считаясь с чувствами и желаниями окружающих (А. Фрейд). Обе эти теории обладают известной притягательностью на интуитивном уровне. В начале жизни дети недостаточно информированы о шкале ценностей, существующей в данной культуре, их учат этому другие. Мы знаем, что люди, выросшие в различных сообществах, приобретают совершенно разные ценности и особенности поведения (Shweder, 1991; Triandis, 1994). С другой стороны, если вы когда-нибудь пробовали справиться с двухлетним малышом, находящимся в непосредственной близости от шоколадки, конфет или их эквивалента, вы согласитесь с тем, что юные представители вида Homo sapiens имеют собственную волю и при необходимости могут яростно сопротивляться любым воздействиям, если те стоят на пути немедленного удовлетворения желания. В конце концов, мы можем переломить ребенка, но, может быть, люди действительно изначально импульсивны, склонны к гедонизму и нуждаются в ограничении? - Получилось, что мы столкнулись с двумя прямо противоположным понятиями социализации.

Как уже говорилось выше, в развитии и проверке наших теорий многое зависит от выбора предмета наблюдения. Технологии исследования начала социализации (первые взаимодействия между детьми и теми, кто за ними ухаживает), обрели почву новые представления, которые Шаффер (Schaffer, 1984) назвал моделью взаимозависимости. В отличие от обеих теорий однонаправленной социализации, модель взаимозависимости представляет ребенка активным участником процесса собственного социального развития и подчеркивает взаимную зависимость в социальных взаимодействиях родителей и детей. «Многие родители могут найти, что это утверждение противоречит повседневной реальности, а многие исследователи обнаружили, что оно противоречит поспешно получаемым свидетельствам» (цит. по Rijt-Plooj and Plooj, 1993). Эта модель не отрицает влияния взрослого на ребенка, но она подчеркивает, что разносторонние процессы, вовлеченные в социальное развитие, первоначально приводятся в движение посредством взаимного исследования и взаимостимуляции. Давайте рассмотрим начало этих процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

Важным аспектом формирования личности является культура (Н. Смелзер, 1994 С. 101).

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, имитация, идентификация, стыд, чувство вины.

Несмотря на широкое употребление, термин «Социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности (Л.С. Выготский, 1960). В разных концепциях социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения и инстинкты к условиям существования в обществе (З. Фрейд), на другом – видят в личности пассивный продукт социальных влияний (А. Бандура).

Однако, с точки зрения эклектической (или холономной) психологии, социализация, это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Содержание стадий социализации и конкретные ее механизмы имеют психо-исторический (генетический) характер, существенно варьируются от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ (И.С. Кон, 1988).

При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Ergo, социализацию нельзя рассматривать, как механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых обществ, форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной деятельности сообщества, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки (Л.П. Буева, 1968). Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализации в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение социализации в разных обществах и культурах), педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде – психологией, социологией и философией.