При проведении эксгумации необходимо учитывать следующие моменты и обстоятельства:
- большая давность захоронения не является препятствием к проведению эксгумации;
- для проведения эксгумации на кладбище необходимо разрешение районной санитарно-эпидемиологической станции;
- перед эксгумацией уточняется место захоронения как по документам, так и на основе свидетельских показаний;
- перед началом раскапывания места захоронения необходимо провести фотографирование и видеосъемку места захоронения;
- фотографирование и видеосъемка должны проводиться в течение всего следственного действия с соблюдением всех требований;
- при откапывании тела (в гробу или без него) следует обращать внимание на все предметы, попадающиеся по ходу действия, они могут иметь отношение к событию преступления;
- при производстве работ необходимо исключить причинение повреждений инструментами;
- после извлечения трупа из могилы или из гроба следует предъявить тело для опознания;
- в случаях, когда личность погибшего не поддается опознанию или имеются сомнения по поводу произведенного опознания, следует одновременно с экспертизой эксгумированного трупа назначить экспертизу по идентификации личности погибшего человека;
- в протоколе следственного действия по поводу эксгумации необходимо отмечать, кроме обычных данных, еще и точное место захоронения, вид могилы и надгробного памятника, глубину захоронения, характер почвы, форму и материал гроба, его содержимое;
- описание трупа проводится в обычном порядке;
- при наличии подозрений на отравление необходимо взять образцы
грунта из разных мест около трупа (с шести сторон от него), куски гроба, если труп в гробу, куски ткани из обшивки гроба, части одежды, волосы и другие предметы, которые могут содержать яд;
- судебно-медицинская экспертиза эксгумированного трупа может быть проведена как непосредственно у места эксгумации, так и в морге, при этом выраженные посмертные изменения трупа не могут служить основанием для отказа от проведения судебно-медицинской экспертизы эксгумированного трупа;
- в обязанности специалиста – судебного медика не входит выполнение технических работ на месте эксгумации трупа, таких как откапывание трупа, извлечение его из могилы и т.п., поэтому для выполнения такого рода работ должны быть привлечены технические помощники;
- в дальнейшем к уголовному делу приобщается справка о том, где и когда, а также кем произведено захоронение ранее эксгумированного трупа.
Следует помнить, что эксгумация организационно и технически очень сложное следственное действие, к тому же может нанести серьезную моральную травму близким погибшего человека, поэтому назначать ее без серьезных оснований нецелесообразно. Перед назначением эксгумации следует полноценно проконсультироваться с судебными медиками по вопросам возможностей определения тех или иных данных на измененном трупе применительно к конкретному случаю. Эксгумация с последующим исследованием трупа (костных останков) может производиться в любые сроки после захоронения. При этом нередко могут быть получены весьма важные для следствия данные, позволяющие подтвердить или опровергнуть заключение эксперта, проводившего первичное исследование трупа, например, относительно механизма получения травмы при ДТП. Исследование эксгумированного трупа должно быть всегда полным. В своем заключении эксперт подробно описывает состояние трупа и его частей, все обнаруженные изменения и повреждения, в том числе разрезы и распилы, проведенные при первичном исследовании трупа, при этом исследование может производиться в морге или, если позволяют условия, на кладбище. Если из трупа для дополнительных исследований берутся отдельные органы, кости или ткани, об этом обязательно делаются записи в протокольной части документа.
В дальнейшем акт исследования эксгумированного трупа будет являться основой исследовательской части заключения экспертизы эксгумированного трупа.
Раздел 3
Анализ ошибок при установлении давности наступления смерти и пребывания трупа по ранним и поздним трупным явлениям при осмотре места происшествия и производстве медико-судебных экспертиз
Одним из важных и первостепенных вопросов, возникающих на этапах предварительного следствия при расследовании преступлений, связанных с противоправными действиями против жизни граждан, является определение давности наступления смерти. Оно базируется на оценке трупных изменений и их выраженности (охлаждение, трупные пятна, мышечное окоченение, переживаемость тканей, высыхание и пр.). Объективные сроки наступления смерти можно определить только при изучении достаточно большого числа трупных изменений с учетом ряда факторов (возраст, пол, масса тела, причина смерти, одежда, условия внешней среды и пр.).
Многие исследователи в основном рассматривают технологию диагностических приемов и методов исследования трупных изменений в целях установления давности наступления смерти (ДНС) без критической оценки достоверности полученных результатов.
Для суждения о качестве описания посмертных изменений на месте обнаружения трупа предлагается анализ данных о трупных изменениях, приведенных в протоколах осмотра места происшествия по материалам уголовных дел при расследовании органами следствия или судебного разбирательства[20].
Одним из ранних трупных изменений является охлаждение, которое определяют путем ощупывания открытых и закрытых одеждой частей трупа и термометрией. Для регистрации охлаждения тела судебно-медицинские эксперты на месте происшествия применяли пальпаторное исследование и термометрию. Однако при определении охлаждения трупа допускались ошибки, которые затрудняли установление ДНС. Так, чаще всего эксперты неоправданно отказывались от установления степени охлаждения кожных покровов на открытых и закрытых участках тела. Такие упущения чаще всего допускали врачи отделов судебно-медицинской экспертизы трупов, а также экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, где количество указанных случаев составило соответственно 57,8 и 20,8 %. Эти дефекты в 30 % случаев наблюдались у экспертов моргов с большим экспертным стажем (15 лет и более), имевших первую и высшую квалификационную категории, причем дефекты были систематическими. Аналогичный вывод получен и при анализе работы экспертов медико-криминалистических отделений со стажем менее 8 лет. Этот показатель составил 65,4 %.
Степень охлаждения трупа на месте происшествия, как правило, также устанавливали путем измерения температуры в прямой кишке. Лишь в 8 % наблюдений ректальную температуру не измеряли, и судить о причине этого не возможно. В равной степени данное положение относится к регистрации температуры воздуха на уровне трупа, сведения о которой в протоколе осмотра места события отсутствовали. Эти упущения обнаружены в равной мере в работе врачей-специалистов всех профилей независимо от стажа и квалификационной категории.
Инструктивные документы и методические рекомендации предусматривают измерение ректальной температуры трупа на месте происшествия не менее 2 раз с интервалом 1 час в целях установления конкретных условий охлаждения умершего. Вместе с тем ни в одном из изученных случаев не обнаружено сведений о двукратной термометрии в прямой кишке трупа.
В практической деятельности рекомендовано использовать ориентировочные диагностические таблицы, в которых приведены показатели снижения ректальной температуры в различных интервалах температуры окружающей среды и в зависимости от причины смерти. Из этих таблиц следует, что охлаждение трупа происходит в 1-е сутки неравномерно, но наиболее интенсивнее изменения наблюдаются через 6 часов. После 24 часов температура в прямой кишке приближается к температуре окружающей среды (если труп находился при комнатной температуре и относительной влажности воздуха 40 – 60 %). В 23 % случаев температура в прямой кишке трупа не соответствовала срокам постмортального периода.
Анализ материала показал, что температура в прямой кишке чаще бывает одинаковой независимо от причины смерти, ДНС и условий внешней среды. Так, например, при одном и том же длительном агональном периоде, обусловленном тупой травмой, и при давности смерти до 2-3 часов ректальная температура трупа колебалась от 34° до 35° С, что по ориентировочным таблицам и практическим наблюдениям должно соответствовать 4 – 5 часам посмортального периода.
Более наглядно эта разница показателей отмечена у погибших от механической асфиксии, трупы которых были осмотрены в первые 4 часа после смерти. В этих случаях температура в прямой кишке, измеренная спиртовым термометром, колебалась от 35 до 24,5 С, что, согласно данным Г.А. Ботезату должно соответствовать ДНС от 3,9 до 20 часов.
Нужно отметить, что эксперты не обращали внимания на ректальную температуру, которая противоречила ДНС, даже тогда, когда на месте происшествия осматривали несколько трупов лиц, погибших при одних и тех же обстоятельствах, с теми же анатомо-коституциональными особенностями и находившихся в одинаковых условиях.
Иногда эксперт по неясным причинам даже не пытался перепроверить полученные им сомнительные значения ректальной температуры при заведомо известной ДНС (например, при констатации летального исхода врачом скорой помощи или лечебного учреждения, проводившим реанимационные мероприятия).
Нарушения в измерении ректальной температуры допускали врачи-эксперты различных специальностей независимо от стажа работы по избранному профилю и квалификационной категории. Чаще всего такие нарушения допускали врачи моргов (58,1 %), реже – специалисты амбулатории (29,4 %) и медико-криминалистических отделений (20 %). Так, 12,5 % экспертов моргов со стажем работы 10 – 15 лет, имевших 1-ю и высшую квалификационные категории, допускали несоответствие ректальной температуры ДНС, а среди специалистов со стажем более 30 лет этот показатель достиг 11%. Аналогичная закономерность отмечена в работе врачей медико-криминалистических и гистологических отделений.