Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Для студентов всех специальностей Таганрог 2005 (стр. 22 из 27)

2. Какое содержание вы вкладываете в формулу «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого?».

3. Какие варианты противоречий между «хочу», «могу» и «надо» вы готовы найти? «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон). Как вы понимаете это высказывание?

4. Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным – не будучи нравственным?

5. У каждого ли человека есть свобода выбора? Всегда ли у человека есть свобода выбора?

6. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

7. Помните знаменитую фразу А. де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? Согласны ли вы с этим? И что значит «приручить» кого-то? А вы «приручали»? А вас «приручали»?

8. Справедлива ли формула «Ты отвечаешь за все?»

9. Студентка И. Ш. задает вопрос: «В каком возрасте родители должны предоставить ребенку свободу, чтобы он мог почувствовать свою ответственность? И нужно ли это?» Что вы думаете по этому поводу?

10. Может ли существовать свобода в условиях общественного мнения, нетерпимо относящегося к тем, кто с ним не согласен? Студентка Ю.Б. считает, что свободы поэтому вообще быть не может. А что думаете вы?

11. Что такое судьба и как соотносится с ней свобода воли?

12. Всегда ли у человека есть выбор? Зависит ли выбор от места, времени, условий и ситуации?

13. Какая нравственная коллизия содержится в следующем высказывании Овидия: «Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного»? Почему, на ваш взгляд, так происходит?

14. Согласны ли вы с утверждением Вл. Соловьева: «Высшая нравственность требует некоторой свободы и для безнравственности»?

15. Прокомментируйте высказывание Ж.-П. Сартра: «Я отвечаю за все, кроме факта моей ответственности».

16. Оцените следующие высказывания выдающихся людей о свободе и ответственности. Согласны ли вы с ними?

· Свобода – как воздух горных вершин – для слабых людей непереносима (Акутагава Рюноскэ, японский писатель, 1892-1927).

· Настоящая отверженность бывает только личной. Человек краснеет один (Ф. Искандер, современный российский писатель).

· Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнять (Т. Карлейль, английский философ, 1795-1331).

· Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить (О. Бисмарк, немецкий канцлер и дипломат, 1815-1898).

· Свободным я считаю того, кто владеет самим собой (Демокрит, древнегреческий философ).

· Свобода выбора всегда была привилегией тех, кто мог позволить себе платить за нее (Э. Франкфорт).

· Мошенники, ханжи и сумасброды,

Свободу невзлюбив, шипят со всех сторон.

Но если гений стал врагом свободы,–

Самоубийца он. (P. Бернс, шотландский поэт, 1759 – 1796).

Добро и зло

1. Существует ли абсолютное добро? А абсолютное зло? Что означает выражение «Из двух зол выбирать меньшее»? Что значит меньшее или большее добро?

2. Раскройте сущность и содержание основных характеристик добра и зла.

3. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли вы подставить левую щеку, если вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

4. В чем заключается смысл борьбы добра со злом? Как вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

5. Герой романа П. Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Ты должен сделать добро из зла, потому что сделать его больше не из чего». Какие свойства добра и зла обыгрываются автором в этой фразе?

6. Пользуясь древнекитайскими символами «Ян» и «Инь», проясните диалектику взаимосвязи и борьбы добра и зла.

7. Студентка И.Б. утверждает, что преимущество добра или зла обеспечивается за счет расширения, разбухания «зародышей» добра в зле и зла в добре, которые тем самым поглощают своих антагонистов. Студент К.У. считает, что победа одного над другим происходит за счет увеличения «количества» одного, перемещения в результате этого диафрагмы и вытеснения тем самым другого. А как думаете вы?

8. Что, на ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло? Смертная казнь в обществе – добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения. Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет с собой зло и беды для человечества. Согласны ли вы с этим?

9. Какое понимание добра заключено, на ваш взгляд, в словах А. Швейцера: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»?

10. «В политике, как и в морали, нежелание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо). Почему?

11. Возможны ли добродетели без пороков?

12. Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие вашей точке зрения.

13. На семинарском занятии развернулась дискуссия по поводу утверждения Сократа о том, что причина зла – в невежестве. Но студент Е.Р. считает, что многие просвещенные люди сознательно творят зло, следовательно, причина – не в невежестве. Более того, по мнению И.Д., творящий зло может быть глубоко уверен в своей правоте. И вообще, невежественный человек счастлив в своем неведении, а образованный осознает свое ничтожество. «Тогда является ли знание добром?» – спросил А.П. Кто же прав: студенты или Сократ? На чьей стороне вы?

14. Как вы объясните такое понимание диалектики добра и зла Ф. Ницше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного»?

15. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?

16. Что побуждает человека делать зло?

17. «Я считаю, что добро и зло будут всегда в равных количествах», – утверждает студентка М.Т. А как считаете вы?

18. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают НАСИЛЬНО?

19. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда – добро, а ложь – зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

20. «Пусть раньше все базировалось на страхе, но народ точно знал, что плохо и что хорошо. Сегодня же в условиях свободы он растерян», – считает студент П.К. Можно ли точно знать, что хорошо и плохо? И для чего в таком случае человеку свобода?

21. «Неужели Дон Кихот с его бестолковыми поступками может быть идеалом борьбы со злом?» – спросила у группы студентка В.З. Что бы ответили ей вы?

22. «Возможна ли победа добра над злом? Ведь всегда и везде мы сталкиваемся с торжеством зла», – утверждает студент П.К. А как считаете вы?

23. «Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?» – спрашивает студент Б.К. Что ответите вы?

24. Как вы объясните с позиций гуманистической этики следующее утверждение Горация: «Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы»?

25. «Что лучше, – спрашивал в свое время Микеланджело, – зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и вы на этот вопрос.

Страдание

1. Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

2. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

3. Как вы считаете, почему кришнаиты относят к «кругу страданий» не только болезнь, старость и смерть, но и рождение человека?

4. Если человек оценивает свое страдание как заслуженное, имеющее смысл, то формой его отношения к страданию становится его принятие, но оно может быть разным:

· если человек принимает страдание как справедливое наказание за грех или преступление, то одна из возможных реакций – смирение и покорность;

· если человек к тому же видит в страдании возможность искупления;

· своей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с облегчением;

· если человек принимает страдание во имя веры или идеи, то он не просто героически претерпевает все муки, но и сознательно идет на них.

5. Какие исторические или жизненные примеры вы можете привести в подтверждение различных форм принятия страдания?

6. Почему страдание является средством познания других людей?

7. Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

8. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

· «Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана»;

· «Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного – более высокая потенция сострадания»;

· «Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость при счастье ближних им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают неудовольствие».

9. На семинаре разделились мнения студентов по поводу известного высказывания Аристотеля: «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Часть студентов соглашалась с этим, считая, что страдание делает человека способным к состраданию. Другие утверждали, что страдание озлобляет и вызывает желание причинять такие же страдания другим. Третьи считали, что способными к состраданию могут быть и люди, не перенесшие страдания. От чего зависят различия во взглядах студентов на страдание и сострадание?