Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией подготовительного факультета для студентов высших учебных заведений негуманитарного направления подготовки. Нижний Новгород 2008 г (стр. 11 из 23)

В психологическом понимании деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Источником активности че­ловека, как и любого живого существа, являются его потребно­сти, т.е. состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития.

Потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естествен­ными (органическими) и культурными. Естественные потребно­сти связаны с необходимостью сохранения и поддержания жиз­ни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода или жары и т.д.). Объекты культурных по­требностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения какой-либо естественной потребности (вилка, та­релка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели чело­века, но вызывает смерть социальную.

Признаки потребностей:

1. Любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.

2. Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

3. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

По характеру предмета потребности могут быть разделены на материальные, связанные с предметами материальной куль­туры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.), и духов­ные, выявляющие зависимость от продуктов общественного со­знания (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.п.). Вполне очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между со­бой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению — либо материальной, либо духовной по пред­мету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Осознанная потребность стано­вится мотивом поведения, т.е. непосредственным побуждением к деятельности. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, не­посредственная причина его поведения. Потребности людей диктуют их поведение.

Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мо­тива могут формировать разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.

Цель деятельности — это идеальное представление ее буду­щего результата, которое как закон определяет характер и спо­собы действий человека.

Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну, а целую систему подчиненных друг другу целей. Мы можем выделять цели близкие и далекие. Если человек руководствуется только близкими целями, у него может не быть перспектив в деятельности. Человек, руководствующийся далекой мотивацией, рассматри­вает ближайшие цели только как необходимый этап, как сту­пень на пути к достижению главной цели своей деятельности. Трудности не побуждают таких людей отказываться от работы, отдельные неудачи не ослабляют, а только усиливают их стрем­ление к решению поставленной задачи, которая нередко явля­ется целью всей жизни.

Если попытаться объяснить связь между внутренним планом и внешними проявлениями деятельности, то необходимо отве­тить на вопрос: как отражаются результаты не совершенных еще действий в психике? Возможность этого возникает благо­даря закономерности явлений, существующих в окружающем мире. Человек познает эти закономерности и может использо­вать их в своей деятельности. Внешняя предметная деятель­ность в этом случае как бы предваряется внутренней деятель­ностью. Предметные действия над объектами заменяются иде­альными (психическими) операциями. Процесс такого перехо­да от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называют интериоризацией. Схематично данное явление можно представить следующим образом: сначала человек выполняет некоторое действие с предметом (реальным или идеальным); это действие является внешним (например, манипулирование с вещью), затем оно интериоризуется, как бы «вращивается» в субъекта и становится подлинно внутренним, т.е. подлинно пси­хическим действием. При этом происходят свертывание дейст­вия, его редукция и видоизменение. Наиболее наглядным при­мером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки (или пуговки и т.д.), перекладывая их внешним, практическим образом. Затем он пе­реходит к счету без перекладывания палочек, лишь наблюдая их перед собой. Наконец, наступает время, когда палочки ста­новятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего дейст­вия с ними. Объектом оперирования становятся символы: сло­ва и числа.

Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, потому что человек в деятельности всегда реализует ее идеально представлен­ный план. Внешняя деятельность контролируется внутренним пла­ном действия. Человек сравнивает производимое действие с запла­нированным, существующим в виде образов и мыслей.

Если попытаться схематизировать процесс деятельности, то развертывание структур во внутреннем плане идет в следующей последовательности: потребность => мотив => цель => задача, в то время как во внешнем плане наблюдается такая картина: деятельность => действие => операция => движение. Но при этом надо помнить, что нет деятельности чисто внешней, как и нет деятельности чисто внутренней. Любая реальная актуальная де­ятельность имеет и внешнее и внутреннее (внешний и внутрен­ний план или стороны), и они связаны между собой неразрыв­но. Любое внешнее действие опосредуется процессами, проте­кающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или ина­че проявляется вовне. Вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее. И задача психологии заключается в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психи­ки в деятельности.

Строение деятельности человека.

Деятельность челове­ка осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной про­стой текущей задачи, называют действием. Любое предметное действие, как мы уже говорили, складывается из определенных движений. Ана­лиз последних показывает, что, несмотря на внешнее многооб­разие, все они складываются, как правило, из трех простых эле­ментов — взять, переместить, отпустить — в сочетании со вспо­могательными движениями корпуса, ног и головы. С точки зрения качества движения характеризуются силой, точностью, меткостью, скоростью, ловкостью и координированностью.

Кроме предметных действий, в деятельности человека участвуют дви­жения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, пе­ремещение и коммуникацию. К средствам коммуникации от­носятся выразительные движения (мимика, пантомимика), смыс­ловые жесты и, наконец, речевые движения. Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи благодаря органам чувств (сенсорный контроль). Выполнив то или иное действие, человек изменяет состояние предмета деятельности. Возникающий при этом сигнал не только несет информацию о том, решена ли задача (достигнута ли цель). Образ этого сигнала сличается с образом-целью.

Итак, всякая деятельность имеет кольцевую структуру и может быть пред­ставлена следующей схемой: ...объект => рецепторы => сенсор­ный синтез => сличение с образом-целью => коррекция => мыш­цы => объект...

Сначала, приступая к какой-нибудь новой деятельности, че­ловеку приходится сознательно выполнять и контро­лировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Образующиеся в результате упражнения, тренировки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятель­ности человека получили специальное обозначение — навык. Навыки бывают разных видов, и это понятие распространя­ется не только на двигательные, но и на всякие действия или акты, в том числе и на мыслительные операции. Таким обра­зом, помимо моторных, или двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счета, чтения, показаний при­боров, заучивания и пр.).

Мно­гократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и кор­ректировкой, называют упражнением.

Помимо навыков непременными компонентами деятельно­сти являются умения. Умения относятся к навыкам так же, как программа дейст­вия к его реализации. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий. Так, один из вариантов реализации в силу его адекватности повторяющейся задаче может закре­питься, автоматизироваться, т.е. стать навыком. Е.А.Милерян выделяет сле­дующие виды умений: познавательные, общетрудовые, конст­руктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные.

Другой разновидностью автоматизированных действий яв­ляются привычки. Основное отличие заключается в том, что на­вык — это умение совершать автоматизирование, т.е. без спе­циального контроля сознания, те или иные операции, а при­вычка — это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Так, например, ребенок овладел та­ким навыком, как мытье рук. Однако этого мало — важно, что­бы у него выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, после прогулки, перед сном. Привычки побуждают человека по­ступать определенным образом; как и навыки, они могут быть полезны и вредны. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу же закреплялись полезные привычки, оказывающие положитель­ное влияние на личность. Чтобы выработать желательную при­вычку, необходимо неуклонно, никогда не отступая от приня­того решения, действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что мы так привыкли.