Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией подготовительного факультета для студентов высших учебных заведений негуманитарного направления подготовки. Нижний Новгород 2008 г (стр. 2 из 23)

Основные направления в психологии. (Приложение 1.)

1) Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс, Б.Скиннер).

Основными задачами классического бихевиоризма являлись: изучение поведения, управление им, его моделирование, адаптация, приспособляемость к окружающим условиям, выработка навыков (постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта).

Необихевиоризм (Э. Толмена) рассматривал формулу поведения, включающую не два, а три члена: стимул — промежуточная переменная — реакция. Под промежуточной переменной понимаются недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Э.Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение предваряют познавательные (когнитивные) карты, ожидания и гипотезы — именно они служат регулятором действия.

Работы бихевиористов обогатили психологию правилами об общих нормах выработки навыков, о роли подкрепления, о динамике перехода от одних форм поведения к другим.

2) Фрейдизм

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З.Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм преобразовался в общее учение о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны социальной среды (“цензура” сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п.

З.Фрейд выделил в душевной жизни человека системы Я (Эго), Оно (Ид), Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализуются в сфере бессознательного.

3) Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление, возникшее в Германии в первой трети 20 века, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части, в том числе целостность психической жизни, ее внутренняя связанность. Будущие гештальтисты практически воспитывались в двух лабораториях: у ученика Ф.Брентано — К.Штумпфа (Берлин) и у Г.Мюллера в Геттингенском университете, где профессором был Э.Гуссерль. Последний видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы, родоначальниками которой были М.Вертхеймер, В.Келлер и К.Коффка, основавшие в 1921 г. журнал “Психологические исследования”, а также Д.Катц, Е.Рубин и др.

Гештальтизм претендовал на общую теорию психической жизни в целом, хотя его реальные достижения группировались в пределах исследования одной из сторон психического — той, на которую указывает категория образа. Пытаясь распространить свои объяснительные схемы на явления, которые не могут быть представлены в категории образа, он сразу же наталкивался на огромные трудности, обусловленные, разъединением образа и действия. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

4) Генетическая психология

Генетическая психология, основоположником которой являлся Жан Пиаже, предусматривала изучение психологической деятельности с позиций системно-структурного анализа. Используя системно-структурный анализ, Ж.Пиаже подчеркивает, что, взятый сам по себе, он не может служить достаточным орудием научного объяснения какого-либо явления. Лишь исследуя условия появления и законы развития структур, можно объяснить их природу и закономерности функционирования. В результате Ж.Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Ж.Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. Основной задачей Ж.Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур.

При исследовании интеллекта Ж. Пиаже использовал так называемый метод срезов: он предъявлял детям различного возраста одну и ту же задачу и сравнивал результаты ее решения. Такой метод позволял уловить определенные сдвиги в интеллектуальной деятельности ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение предпосылок и некоторых элементов последующего этапа. Однако этот метод не мог обеспечить раскрытие психологического формирования у ребенка нового интеллектуального приема, понятия, знания.

Концепция Ж.Пиаже убедительно доказывала, что истоки, зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Однако, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

5) Когнитивная психология

Когнитивная психология (англ. cognition — знание, познание) возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии — Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.

6) Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — подобно когнитивной психологии, возникла как антитеза бихевиоризму и психоанализу. В качестве предмета исследования данное направление утверждает понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация.

Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был А. Маслоу. Основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков он считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность, т.е. стремление приносить людям добро (по сущности человек добр). А. Маслоу по-своему интерпретировал теорию Ч. Дарвина. Он не был согласен с тем, что выживают агрессивные и сильные животные, считая, что это не основной инстинкт животных (сытый лев не набрасывается на жертву). Агрессия животного — лишь вынужденное средство приспособления. А.Маслоу подчеркивал, что у животных не менее выражен инстинкт сохранения своей популяции, т.е. инстинкт, который заставляет их помогать друг другу.

Второе важное положение, заключающееся в понятии “самоактуализация”, — это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать. Человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. А. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации, эта высокая гуманоидная потребность, возникает всегда у здоровых людей. У невротиков она не возникает, они лишены этой потребности, и, собственно, сам невроз, по мнению А. Маслоу, возникает именно у людей, лишенных по тем или другим причинам потребности в самоактуализации, возможной только у здоровых, умственно полноценных людей.

Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, а если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, который может приводить к неврозам.

По мнению А. Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоидными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности.

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.