Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией подготовительного факультета для студентов высших учебных заведений негуманитарного направления подготовки. Нижний Новгород 2008 г (стр. 20 из 23)

Полученные результаты обозначьте буквами: если большой палец левой руки сверху – Л, левый ведущий глаз – Л, левая рука сверху на груди - Л, удобнее хлопать левой рукой – Л. Если большой палец правой руки, правый ведущий глаз, правая руки – П.

Из этих букв у вас получится последовательность (одно из 16 возможных сочетаний). Если три или четыре буквы Л, то вы «левополушарник», а если три или четыре буквы П, то вы –«правополушарник». Если количество букв одинаковое – вы «лево-правополушарник».


Приложение 5.

Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах.

Образ предмета (зрительный, слуховой, обонятельный и т. п.) является для животного сигналом какого-либо безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как известно, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, мигающая электрическая лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (подачей пищи), в результате чего в головном мозге возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного— зрительная и пищевая — оказываются объединенными. Мигание лампочки для животного становится сигналом кормления, вызывающим слюноотделение, В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И. П. Павловым сигналами первой сигнальной системы (“первые сигналы”). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

У человека сигналы первой сигнальной системы (конкретные образы, .представления) также играют весьма важную роль, регулируя и направляя его поведение. Так, красный глазок светофора является для водителя автомашины сигнальным раздражителем, вызывающим ряд двигательных актов, вследствие которых он тормозит и останавливает автомобиль. Сигнальные раздражители (к примеру, красный, желтый и зеленый огни светофора) управляют поведением человека не сами по себе, механически, а посредством их образов-сигналов в мозге, которые сигнализируют о предметах и тем самым регулируют поведение человека.

У человека в отличие от животных наряду с первой сигнальной системой имеется вторая сигнальная система, составляющая его исключительное достояние и преимущество. Сигналами второй сигнальной системы являются слова произносимые, слышанные, прочитанные (“вторые сигналы”). При помощи слова могут быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Слово их сигнализирует, замещает, обобщает, и может вызвать все те действия, которые вызывают последние, т.е. выполняет роль “сигнала сигналов”. Необходимо различать сигнальные раздражители (звук речи, текст письменного сообщения) и сигналы как представленность этих словесных раздражителей в мозге в виде значения слова, которое, будучи понято человеком, управляет его поведением, ориентирует в окружающем, а, оставшись не понятым, лишенным своего значения, может воздействовать на человека лишь как сигнал первой сигнальной системы или оставить его вовсе безразличным.


Приложение 6.

Свойства ощущений.

1. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения. Выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.

2. Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

3. Интенсивность — количественная характеристика ощущений. Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя.

4. Продолжительность — временная характеристика ощущения, зависящая от функционального состояния органа чувств, от времени действия раздражителя и его интенсивности. Установлено, что ощущение возникает и исчезает позже, чем начинает или заканчивает действовать раздражитель. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения (для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс и т.д.). После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками).

5. Пороги чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Нижний и верхний пределы ощущений называются абсолютной чувствительностью. Она измеряется нижним и верхним порогом чувствительности. Минимальная величина раздражения, которая необходима для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений — это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений. Наряду с абсолютной различают относительную чувствительность — это чувствительность к изменению интенсивности воздействия.

Наличие порогов предохраняет нас от информационной перегрузки и некоторых биологически вредных воздействий. На пороги ощущений влияет мотивация, биологическая или социальная значимость раздражителя.

6. Сенсорная адаптация — это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. Адаптация (в переводе с латинского языка означает “приспособление”) — это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Такое приспособление проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности. Полная сенсорная адаптация вызывает отсутствие ощущения.

Данное явление предохраняет анализаторы от перераздражения и обеспечивает чувствительность к очень слабым воздействиям. Наиболее выраженная адаптация проявляется в тактильных температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, тогда как адаптация к звуковым и болевым воздействиям практически отсутствует.

7. Синестезия (в переводе с греческого языка означает “соощущения”) — это переход ощущений одного вида в другой. Синестезия — проявление взаимодействия анализаторов. Явление синестезии — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители. Явление синестезии — свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма.

8. Сенсибилизация (в переводе с латинского языка означает “чувствительность”) — это повышенная чувствительность анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана: взаимодействием ощущений (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); физиологическим фактором (состоянием организма); ожиданием того или иного воздействия; значимостью такого воздействия; специальной установкой на различение раздражителей; упражнениями (например, дегустатор вин). Компенсаторная сенсибилизация отмечается у людей, лишенных какого-либо вида чувствительности.


Приложение 7.

Основные процессы функционирования памяти.

1. Запоминание — это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Запоминание может быть произвольным (характеризуется наличием сознательной цели — запомнить материал) и непроизвольным (при котором человек не ставит цели запомнить какую-то информацию). Запоминание может быть механическим (основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения) и осмысленным (основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом между частями данного материала).

2. Воспроизведение — это процесс восстановления прежде воспринятого в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой) и произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий).

Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание:

а) узнавание — это процесс восстановления ранее воспринятого при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Основа узнавания — сличение наличного восприятия с информацией, хранящейся в памяти. Узнавание бывает полным и неполным. б) воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольное воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой; активными поисками решения. в) воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминания связаны с событиями общественной и личной жизни человека и обычно сопровождаются эмоциональными проявлениями.

3. Забывание — это процесс, приводящий к утрате материала, невозможности воспроизвести, а иногда даже и узнать то, что было известно. Установлено, что чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Согласно теории Р. Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал перемещается в долговременную память, где и хранится вечно.