Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией подготовительного факультета для студентов высших учебных заведений негуманитарного направления подготовки. Нижний Новгород 2008 г (стр. 22 из 23)

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Приложение 11.

Стратометрическая концепция групповой активности

А.В. Петровского.

Первоначально названная «стратометрической концепцией групповой активности», она пред­ставляет комплексный подход к изучению группы, как бы состоящую из четырех страт (сло­ев), каждая из которых характеризуется определенным прин­ципом построения отношений между ее членами.

А.В.Петровским были выделены три критерия оценки группы как коллек­тива: 1) выполнение коллективом основной общественной функ­ции (успешность участия в общественном разделении труда); 2) соответствие группы социальным нормам; 3) способность группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гар­монического развития. Все психологические характеристики кол­лектива оказываются зависимыми от этих социально обусловлен­ных образований. Выделение указанных блоков оценки коллек­тивной предметной деятельности позволяет определить социаль­но-психологические параметры групп разного уровня развития, отнеся (при достаточно высоких показателях по каждому из трех критериев) данную группу к коллективам.

Центральное звено групповой структуры (А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экокомическая и социально-политическая характеристика. По сути своей, это хотя и ядерное — по отношению к психоло­гическим стратам, — но не только психологическое образо­вание. Это предметно-деятельностная характеристика груп­пы как коллектива, являющегося частью общественного це­лого. В настоящее время выделен набор эмпирических ин­дексов: сведенные к наиболее общим показателям в блоки оценок предметной коллективной деятельности, они пред­ставляют собой как бы общую характеристику этого ядра груп­повых процессов в коллективе.

Следующая за описанным выше слоем — вторая ядерная страта (Б), психологическая по своей сущности, фиксирует отношение каждого члена группы к групповой де­ятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

В третьей страте (В) локализуются характери­стики межличностных отношений, опосредствованных содер­жанием совместной деятельности (ее целями и задачами, хо­дом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые, в конечном счете, являются проекцией идеологических конструкций, фун­кционирующих в обществе. Именно сюда следует отнести различные феномены межличностных отношений (например, коллективистическое самоопределение и др.), о которых мы будем говорить дальше.

Наконец, последний, поверхностный слой межличностных отношений (Г) предполагает наличие связей (глав­ным образом, эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для кол­лектива ценностные ориентации не выступают в качестве ос­новного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные. Вряд ли можно предположить, чтобы отно­шения любых двух людей не имели опосредствующего звена в виде тех или иных интересов, вкусов, эмпатических тяготений, суггестивных влияний, привычных ожиданий и т.д. Но содер­жание групповой деятельности, по существу, не сказывается на этих связях либо обнаруживается в очень слабой степени.

Подобно тому, как недопустим перенос на коллектив зако­номерностей, свойственных «диффузной группе», было бы не­правомерно универсализировать выводы, полученные при изу­чении феноменов поверхностного слоя межличностных отно­шений в коллективе, считая их (выводы) необходимыми для сущностной характеристики этих межличностных отношений. Точно так же связи в третьей страте (В) являются необходимы­ми, хотя и недостаточными для характеристики коллектива без учета данных о страте (Б), т.е. без выяснения социального смыс­ла деятельности ее участников, мотивов деятельности и т.д.


Приложение 12.

Пространство развития группы (по А. В. Петровскому)

Представление о многоуровневой структуре групповых от­ношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой груп­пой как последовательное включение все более глубоких слоев групповой структуры в их отношения. Конечно, не следует уп­рощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии ка­кой-либо конкретной группы как присутствие в ней одного ка­кого-то слоя отношений. Векторы, образующие пространство, в котором можно раз­местить любую группу, показывают, с одной стороны, сте­пень опосредованности межличностных отношений (С), а с другой — содержательную сторону опосредствования, разви­вающегося в двух противоположных направлениях: А -- в направлении, соответствующем об­щественно-историческому прогрессу, и В — препятствующем ему. Обозначим вектор А как просоциальное развитие опос­редствующих факторов, а вектор В — как их антисоциальное развитие. Теперь, используя три вектора (А, В, С), построим изображение и рассмотрим его компоненты на рисунке.

Фигура 1 несет на себе необходимые признаки коллектива, отвечаю­щие требованиям общественного прогресса. Высокая социальная значимость фак­торов в максимальной степени определяет и опосредствует межличностные от­ношения, делает коллектив высокосплоченным. Фигура 2 представляет общность, где высокий уровень развития социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредствует групповые процессы. Возможно, это только что созданная группа с далеко еще не сложившейся совместной деятельностью. Здесь успех одного человека не определяет успешности деятельности других, и неудача одного не влияет на результаты другого. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но они не отработаны в процессе общения и совместного труда, а при­внесены из широкой социальной среды. Их дальнейшая судьба зависит от того, будет ли налажена коллективная деятельность, которая их повседневно создает и укрепляет. Это просоциальная ассоциация.

Фигура 3 представляет группу, где налицо высокий уровень опосредствования взаимоотношений индивидов, но факторы, которые их опосредствуют, являются глубоко реакционными, враждебными со­циальному прогрессу. Позицию фигуры 3 может занять любая ан­тиобщественная корпорация. Фигура 4 показывает общность, где взаимоотношения людей фактически не опосредствуются общими факторами совместной деятель­ности, а обнаруживают зависимость от асоциальных взглядов и представлений. Это асоциальная ассоциация. Наконец, фигура 5 представляет типичную диффузную группу, где на нулевой отметке оказывается и социальная ценность опосредствующих факторов, и степень их выраженности в системе межличностного взаимо­действия. Такова, например, собранная из случайных людей экспериментальная группа, которой предлагают незначимые в социальном отношении задания.

Итак, выделяются следующие 5 крайних позиций (при бес­конечном числе промежуточных положений, в которых может находиться каждая конкретная группа), характеризующих соот­ветственно наиболее выраженные уровни группового развития.