Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 11 из 63)

Мы потому не в состоянии вывернуть наружу свой желудок, поскольку он имеет специфическую организацию, поскольку мы не состоим из более или менее однородного вещества как гидра, но состоим из различных веществ. Но, будучи внутренним органом, наш желудок тоже может дышать и может также втягивать имеющийся в нем воздух. Следовательно, наш желудок тоже есть своего рода гидра.

Из всех этих фактов, к которым можно было бы добавить еще многое, вытекает то, что может быть прослежено уже на простейших животных; существует нечто невидимое, что лежит в основе этих животных.

Но отсюда вы видите, господа: говоря о том, что приводит в движение всего человека, мы приходим к тому, что существует нечто невидимое. Ведь если вы возьмете внешнее движение, нашу ходьбу, то вы не будете приписывать совершения шагов своему большому пальцу на ноге, нет, вы скажете так: я иду, моя воля обусловливает то, что я иду. — Если дело идет о движении внутренних органов, — ведь двигается не только сердце, постоянные движения совершает кишечник; кишечник производит волнообразные движения, а иначе пищевая смесь не могла бы перевариваться. что внутри человека также все находится в движении, движения внутри производятся постоянно, - и, если дело идет о движении внутренних органов, то эти движения не вызываются тем, что является в нас материальным, вещественным; нет, они вызываются тем, что является в нас невидимым. Так что мы должны сказать: сердце — вовсе не помпа, сердце приводится в движение посредством астрального тела. — Итак, мы имеем астральное тело, и оно-то и приводит в движение наше сердце, а, учитывая то, что в нашем астральном теле находится также наше собственное «я», мы приводим в движение наше сердце посредством нашего «я», причем приводим в движение весьма специфическим образом.

Если вы рассматриваете сердце, то оно, — как это совершенно справедливо отметил господин Бурле, — у нормального человека немного смещено в левую сторону, не сильно, не так сильно, как обычно думают, но, тем не менее, оно несколько смещено в левую сторону. Здесь от сердца отходят крупные сосуды. Крупные артерии и другие сосуды выходят из сердца.

Дело обстоит так: когда я, например, вдыхаю, я, в некотором смысле, питаю себя кислородом. Когда я выдыхаю, я выделяю из себя углекислый газ. Когда я отдаю из себя этот углекислый газ, у меня мгновенно возникает кислородное голодание. Мне хочется снова вдохнуть. Сначала это не имеет никакого отношения к моему сердцу, но ко всему моему телу. Все мое тело испытывает кислородное голодание. Вследствие того, что оно испытывает кислородное голодание, в нем возникает побуждение привести в движение всю свою кровь, так как кровь должна иметь кислород. Посредством своего астрального тела организм посылает кровь туда, где она может получить кислород.

Возьмите случай, когда я иду или работаю. При этом питательные вещества во мне сжигаются. Это я вам уже сообщал однажды. Вследствие этого в крови возникает недостаток питательных веществ. Если человек работает, в крови всегда возникает недостаток питательных веществ. Чего же теперь хочет кровь? Кровь хочет снова получить питательные вещества. Кровь, в некотором смысле, урывает для себя те питательные вещества, которые вобрали в себя желудок и кишечник. Все это, воздушное голодание, голодание от недостатка питательных веществ, приводит кровь в движение. Кровь — это то, что, прежде всего, приводит себя в движение, и эта кровь тащит, увлекает за собой сердце. Мы должны сказать так: наш незримый, невидимый человек — вот то, что приводит сердце в движение.

Услышав это теперь, вы, господа, могли бы подбросить один вопрос. Видите ли, в нашей антропософии всегда получается так, что противники ее предполагают, что возражают именно они. Однако эти возражения давно заранее известны. Ведь человек заранее делает их себе сам. Вот почему и я всегда обращаю ваше внимание на эти возражения. Они могли бы возразить так: «Хорошо, но для чего же тогда мы имеем сердце, если оно не качает по телу кровь? Если эта кровь движется сама по себе, нам вовсе не нужно сердце, которое ей приходится увлекать за собой».

Видите ли, это говорят те люди, которые не овладели правильным пониманием человеческого тела в целом. Есть большая разница между человеческой головой и всем остальным человеком. Однажды я уже говорил вам кое-что об этом отличии. Допустим, что вы идете или работаете (физически). Конечно, голова не принимает участия в работе. Голова сидит на всем остальном теле, будто сидит в карете. Там можно сидеть совершено спокойно. Двигаться должны колеса кареты, кони должны тащить ее. Работать приходится нашим рукам, нашим ногам, тогда как голова сидит себе внутри, как тот, кто не участвует в работе, ведь, не так ли? В ином случае нам пришлось бы взять в ушные мочки веревки и с их помощью приводить в движение маховики у машин. Этого мы не делаем. Голова не участвует в такой работе. Представьте себе, что такие веревочки можно было бы привязывать за вихры: впрочем, для большинства современных людей это было бы невозможно, ведь они лысые... Как плохо было бы тогда человеку. Голова, в сущности, не участвует в работе, она тихо сидит на всем нашем остальном организме. Но почему же она так поступает? Видите ли, голова есть нечто совершенно иное, чем остальной человек. Остальной человек представляет собой некий двигательный аппарат. Голова же является двигательным аппаратом лишь настолько, насколько ей приходится участвовать в движениях и так далее: движения отзываются вверху в нашей голове. Но голова не является тем, что совершает движения.

Голова имеет направленные вовне органы чувств. Ими она воспринимает то, что находится снаружи. Но голова, кроме того, воспринимает еще и то, — хотя у большинства людей это происходит бессознательно, — что происходит во внутреннем. Если я хочу наблюдать за внешним, чтобы знать, что происходит вовне, мне необходимы мои глаза. Если же я хочу наблюдать за внутренним, за циркуляцией крови, мне нужно мое сердце. Сердце служит не для того, чтобы прокачивать кровь по всему телу, оно является органом чувств, которое, как и голова в целом, все воспринимает. Мы не могли бы знать о нашем кровообращении, — конечно, с помощью нашей «головушки» мы ничего не знаем о нем, хотя голове положено иметь знание, — итак, мы бы не получали информации о нашем кровообращении, если бы голова не воспринимала бы всего нашего кровообращения с помощью сердца.

Я говорил вам, что печень является воспринимающим органом, органом восприятия.13Подвижность в нижней части тела, например, воспринимает печень. Но что за движения производит человек в целом — это воспринимает сердце. Тем самым сердце включается в движение. Посредством движений, вызываемых дыхательным голодом и голодом от нехватки питательных веществ, сердце приводится в движение. И по движению сердца становится заметным, все ли в организме в порядке или порядок где-то нарушен.

Господа, это можно легко увидеть. Что делают, если человек болен? Первое — это щупают его пульс. Тот, кто привык исследовать пульс, может по ударам пульса узнать об очень многом. Пульс является настоящим барометром, как состояния здоровья, так и течения болезни в целом. Но удары пульса есть не что иное, как движения крови. То, что выполняют, щупая у больного пульс, наша голова тоже выполняет, причем постоянно. Посредством сердца голова постоянно чувствует на ощупь все кровообращение. И вообще все, что происходит в теле, чувствует голова посредством сердца.

Представьте себе, что кто-то как-то вечером выпил прямо-таки страшно много алкоголя, был, как говорится, основательно выпивши. Вследствие этого все кровообращение пришло в беспорядок. На следующий день голова благодаря сердцу замечает: нарушился порядок кровообращения. В голове возникает похмельный синдром, в голове, как известно, шумит с похмелья. Почему же в голове гудит? Видите ли, если на дворе прекрасный день, и я иду, обозревая местность, то и у меня создается прекрасное впечатление. Если же на дворе страшная непогода, то и впечатление я получаю плохое. Так вот, господа, если в крови все в порядке, все движется как надо, тогда в голове возникает хорошее впечатление, в этом случае и в голове все упорядочено. Но если в крови возникает непогода, — именно это и происходит, если кто-то напился вечером, — то тогда голова при посредстве сердца получает впечатление непогоды, когда все приходит в жуткий беспорядок.

То, чем является сердце, мы понимаем только в том случае, если мы знаем: сердце, в сущности, является внутренним органом чувственного восприятия, благодаря которому голова воспринимает все то, что происходит в организме.

Оглядываясь на мир, мы обнаруживаем, что человек посредством своей невидимой части, посредством того, что я вам назвал астральным телом, состоит в связи со всем мирозданием. Важнейшими светилами, в связи с которыми находится человек, являются Солнце и Луна. С Солнцем связана, преимущественно, человеческая голова, но остальной человек, фактически, связан с Луной. Можно сказать, что было бы страшным суеверием полагать, будто нынешними лунными фазами можно что-то делать (в современной космобиологии довольно широко используются лунные фазы: затмения Солнца и Луны, новолуния и полнолуния, фазовые лунары и тому подобное; применение их основано на статистических данных — прим. перев.). Но в человеке есть ритмы, находящие свое выражение в крови и сходные с лунными ритмами. Человек ориентирован на мир в целом. Можно констатировать, что фактически внутреннее движение крови зависит не только от питания. Если человек вполне здоров, — он в этом случае является, в некотором смысле свободным, эмансипированным существом, — тогда он становится в известном смысле независимым от внешних природных влияний, становится в известном смысле независимым от всего мира. Но в тот момент, когда человек хотя бы немного заболевает, он становится зависимым от всего мира.