Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 16 из 63)

Вы можете сказать себе: красное возникает из-за того, что мы смотрим на светлое сквозь темное (подобно красному цвету зари; мы смотрим на светлое Солнце сквозь темный утренний воздух, — прим. перев.). Итак, светлое, будучи рассматриваемо сквозь темное, становится красным. Если я смотрю на железо в его обычном состоянии, то оно вначале темное, то есть отбрасывает, испускает волнистые линии (Wellenlinien). Но если я долгое время подвергаю железо действию воздуха, если железо долгое время находится на воздухе, то воздух проникает в железо; железо, находясь на воздухе, начинает оказывать воздуху внутреннее сопротивление. Железо противостоит воздуху и начинает излучать свет (то есть, становясь ржаво-рыжым, приобретает свойства теплой, желто-красной части спектра, хотя первоначально было серо-голубым, — прим. перев.). А то, что излучает свет, светится, как натриевое пламя, — где вокруг присутствует темнота, — становится желтым или красным. Так что вы можете сказать: отношения железа и воздуха таковы, что железо внутренне начинает становиться беспокойным, испытывает внутренний зуд, и начинает излучать. Железо «нервничает» и излучает (стихия воздуха является носителем ощущающей астральности; проникая в железо, воздух придает ему животность, нервозность, — прим. перев.).

Вы, конечно, знаете, что железо присутствует в организме человека, причем даже является там очень важным веществом. Железо содержится в крови человека, является важнейшей составной частью крови. Если в крови железа слишком мало, тогда мы, люди, теряем возможность нормально передвигаться, быстро устаем, становимся вялыми, дряблыми. Если же мы имеем слишком много железа в крови, мы становимся возбужденными, чрезмерно экспансивными людьми. Мы, следовательно, должны иметь в крови нормальное количество железа, иначе нам будет плохо. В настоящее время, господа, этими вещами занимаются недостаточно, хотя я уже обращал ваше внимание вот на это: если исследовать, как человек связан со всем мирозданием, то обнаруживается, что кровь у человека связана с воздействием Марса. Марс своими движениями всегда побуждает в нас активность крови. Это происходит из-за его родства с железом. Вот почему древние ученые, знавшие об этом, приписывали Марсу природу, которое обладает железо. Следовательно, Марс можно рассматривать как нечто подобное нашему железу. Но, в то же время, он мерцает желто-красным светом, что означает, что в своем внутреннем он носит светоизлучающий характер. Мы видели Марс как тело, которое внутренне излучает.

В целом это станет понято только тогда, когда на основе данного изучения человек скажет себе: Марс относится к ферроподобному типу, является подобной железу субстанцией; но он постоянно проявляет «внутреннюю нервозность», «внутренний зуд», он постоянно хочет быть излучающим. Как железо под влиянием воздуха, так и Марс под влиянием своего окружения хочет постоянно излучать. Он имеет природу, которая постоянно проявляет нервозность, беспокойство, зуд, что значит — он хочет стать живым. Марс постоянно хочет перейти к жизни, ожить. — Это можно увидеть по его окраске, по типу или образу его действий. Имея дело с Марсом, надо знать, что он является таким мировым телом, которое постоянно стремится ожить.

Иначе обстоит дело с Сатурном. Сатурн мерцает голубым цветом, что означает, что он не излучает (свет), но постоянно окружает себя волнами. Он представляет собой противоположность Марсу. Сатурн постоянно хочет умереть, перейти в смерть, постоянно становится мертвецом. Глядя на Сатурн видно, что он окружен светлым, так что его темноту сквозь светлое мы видим как голубую.

Обратите внимание на следующее: вы можете наблюдать очень красивое явление, если однажды в не совсем темную, но сумрачную ночь вы идете через ивовый лес, идете через лес, где есть ивы, вербы. Там вы время от времени можете увидеть то, что дает вам повод спросить: черт возьми, что же это там светиться? Что это такое, что так светиться? — Затем вы подходите ближе и то, что светится, оказывается гнилушкой, гниющим деревом. Итак, гниющее становится светящимся. Если вы отойдете подальше и посмотрите назад, причем, если позади светящийся гнилушки будет темнота, тогда светящаяся гнилушка не покажется вам не светлой, а голубой. То же самое происходит в случае Сатурна. Сатурн, в сущности, постоянно разлагается. Сатурн разлагается. Из-за этого вокруг него есть светлое, хотя сам он темный. Вследствие этого он кажется голубым, поскольку его темноту мы рассматриваем, глядя сквозь продукты его разложения (светящиеся), которые его окружают. Итак, у Марса видно, что он постоянно хочет ожить, тогда как у Сатурна видно, что он постоянно хочет умереть.

Интересно, что, рассматривая мировые тела, можно сказать о них: те мировые тела, которые мерцают голубым светом, погибают, а те, у которых мерцание красноватое, желтое, находятся в стадии возникновения. Так обстоит дело в мире: в одном месте что-то возникает, в другом месте что-то погибает. Как на Земле в одном месте есть ребенок, а в другом — старик, так и во Вселенной. Марс еще юноша, полон стремления жить. Сатурн — древний старик.

Видите ли, древние люди все это изучали. Мы должны снова изучить это. Но мы сможем понять взгляды древних только в том случае, если откроем все это заново. Вот почему, — об это я уже говорил в последний раз, — так глупо говорить, что в антропософии просто на просто компилирует то, что находят в древних книгах. То, что написано в древних книгах, совершенно невозможно понять! Видите ли, понять то, что стоит в древних книгах и происходит из настоящей древней мудрости, можно только тогда, когда это будет открыто заново. В средние века, еще до открытия Америки, существовало одно изречение.20Оно было очень интересно, его повторял почти каждый отдельный человек. Если бы вы жили тогда, вы бы тоже знали это изречение. В средние века это изречение повторяли самые разные люди, потому что это изречение тогда учили, подобно тому, как сегодня — как мне известно, разучивают агитационные лозунги. Вот как звучит это изречение:

О, Солнце, в мире ты царишь!

А ты, Луна, твой род хранишь.

Меркурий ловкость нам придаст,

А без Венеры — не было бы нас.

Март избран ею, чтобы мужем быть,

Март — это Марс. Итак, изречение означает: Венера, образ юности, выбирает себе в мужья Марта, то есть Марса. Тем самым указано, что и Марс еще юноша там, в мире всего пространства.

Юпитер не дает нам согрешить.

Это указание на Юпитер, на то, что он вмешивается во все. А затем, в конце говорится:

Чтоб старику Сатурну в сединах

Явить себя во всех своих цветах.

Представьте себе, как красиво в этом средневековом изречении юность Марса противопоставлена старости Сатурна!

О, Солнце, в мире ты царишь!

А ты, Луна, твой род хранишь.

Меркурий ловкость нам придаст,

А без Венеры — не было бы нас.

Марс избран ею, чтобы мужем быть,

Юпитер не дает нам согрешить,

Чтоб старику Сатурну в сединах

Явить себя во всех своих цветах.

Итак, вы видите, что это непонятно; да и люди обнаруживают свое непонимание. Ведь если современный ученый прочтет такое изречение, то скажет: все это глупое суеверие! — Он посмеется над этим. И если кто-то затем откроет истину такого изречения, ученый скажет: «Он просто переписал все это». Не правда ли, даже трудно себе представить, насколько глупо ведут себя эти люди, если им что-то не удается понять. Ни один современный ученый не поймет содержание этого изречения. Но если человек способен проводить духовное исследование, то тогда он заново приходит к этому, только тогда он понимает это содержание. Надо самостоятельно открывать такие вещи, иначе эти древние изречения, плод народной мудрости, так и останутся совершенно бесполезными. Но все же прекрасно то, если такие вещи вновь открывают путем духовных исследований; ведь тогда в простых народных изречениях, поговорках, раскрывается необъятная мудрость! Это доказывает, что старинные народные изречения происходят от того, чему учили в древних школах мудрости. Вот откуда исходят эти изречения. Сегодня народ не может таким же образом общаться с учеными; на основе современной науки такие изречения не возникают! Наука дает человеку лишь немногое, применимое в жизни. Но было время, когда люди знали о тех вещах, о которых я сегодня снова говорил вам. Эти знания складывались в прекрасные изречения такого рода. Затем из них возникало разное, в том числе и непонимание, искажение. Изречение обо всех планетах, приведенное мною теперь, было забыто, а другие изречения были искажены.

Конечно, дело обстоит так, имеет значение даже поведение животных. Они связаны со Вселенной. По поведению лягушки квакши мы можем знать об изменениях в погоде, если квакша лезет вверх. Не так ли, лягушку квакшу используют в качестве предсказателя погоды: когда лягушка квакша поднимается или сползает вниз по своей лесенке (в террариуме, где устанавливают маленькую лесенку; квакша то залезает вверх, то сползает — по ее поведению предсказывают погоду, — прим. перев.). Это происходит потому, что все живое связано со Вселенной, со всем Космосом. Однако в более позднее время такие вещи подвергались искажениям: так что вполне справедливо, если смеются над некоторыми из таких изречений, поскольку эти изречения стали попросту глупы. Если кто-то скажет, например: «Кукарекает петух на навозной куче: погода не изменится, а может, — станет лучше», — то это показывает, что не все можно беспорядочно смешивать в одну кучу, что разумное не следовало бы перемешивать с глупостью.