Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 17 из 63)

Приведенное мною изречение относится к разряду таких, которые указывают на космические тайны, связанные со светом и с цветом. И, напротив, над тем, что люди часто говорят о поведении петуха и тому подобное, можно конечно только посмеяться, что и происходит с последней, только что приведенной мною, поговоркой. Но, с другой стороны, именно в крестьянских поговорках еще по сей день заключено нечто чрезвычайно глубокое, — эти поговорки постепенно приходят в забвение, — в них заключено нечто чрезвычайно глубокое, нечто очень мудрое. Не напрасно горюет крестьянин, если в марте еще идет снег, потому что есть определенная связь между мартовским снегом и семенами злаков.

Именно на таких вещах мы может видеть, что, проводя наблюдения на Земле, можно понять и весь остальной мир. Гораздо лучше, если берут пример с лягушки квакши, которая лезет то вверх, то вниз, в зависимости от погоды, чем брать пример с сурка, — что сегодня встречается чаще, — с сурка, который спит: так можно проспать все вселенские тайны.

Надеюсь, вам был понятен мой развернутый ответ на ваш вопрос. Это, конечно, сложно, тут парой слов обойтись нельзя. Я должен был сказать все это, а выводы сможете сделать вы сами. Ведь, не правда ли, очень интересно увидеть закономерности таким способом. (То есть судить об отдаленных и, казалось бы, чужеродных предметах, по их внешним проявлениям, по цвету, не прибегая при этом к сложным химическим и физическим исследованиям. Современная наука в вопросе об излучении и микрочастицах придерживается теории корпускулярно-волнового дуализма, математическим выражением которого является уравнение Шрёдингера; согласно этой теории все существующие в природе частицы материи наделены также и волновыми свойствами, что впервые было высказано Де Бройлем в 1924г. Тело весом в один грамм может рассматриваться как волна определенной длинны. Переход от уравнения Шрёдингера к классическим траекториям подобен переходу от волновой оптики к геометрической. Иными словами, одно и то же явление может иметь совершенно различную теоретическую интерпретацию; в области световых явлений речь идет о корпускулярно-волновом дуализме. Теория света и цвета по Гёте и Р.Штейнеру является третьей из возможных интерпретаций, подчеркивающей качественную сторону данных явлений. Более подробно на тему физики света, об электромагнетизме, теплоте и др. см. ПСС, том. 320, 321, 325 и другие из серии докладов о естественных науках, — прим. перев.).

В следующую среду продолжим.


ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 13 июня 1923 г.

Если ли у кого-нибудь вопросы?

Автор вопроса (господин Бурле): Мне хотелось бы описать одно переживание из моей юности, связанное с судьбой; в религии это трактуется как наличие у нас Ангела-хранителя. Однажды я, как помощник при игре в кегли расставлял кегли, мне тогда было девять или десять лет. Когда я был занят этой установкой кеглей, прозвучал голос: «Уйди!», — причем так интенсивно, что я быстро отпрыгнул в сторону. Через мгновение большой шар с огромной силой ударил туда, где я стоял. Я спросил: «Кто же говорил мне?» — но никого не оказалось, этот голос от присутствующих придти не мог.

Другой случай произошел в одной кузнице, где люди затачивали лемеха от своих плугов. Там было огромное колесо. Нас было пять-шесть мальчиков, и мы забавлялись там. Мне было около одиннадцати лет. Я забрался на спицу колеса, чтобы провернуть колесо вниз. Мне это нравилось. Я сказал другим мальчикам: «Вытащите тормозную щеколду, тогда я смогу забраться на другой уступ». Все начали вытаскивать изо всех сил, но ничего не получалось. Хотя я был самым младшим, я был там, чтобы присматривать за другими. Это колесо проворачивалось очень быстро и меня бы непременно убило, если бы им удалось приподнять тормозную щеколду. Я был бы рад, если господин Доктор сообщил, может ли такой случай быть проявлением высших сил?

Доктор Штейнер: Господа, мне хотелось когда-нибудь поговорить с вами об этих вещах, но при этом все это, разумеется, надо обсуждать так, чтобы это было оправдано с научной точки зрения. В антропософской духовной науке такие вещи воспринимаются не так, как это часто бывает среди людей, которые предаются всевозможным суевериям! Такие вещи, — поскольку они гораздо важнее для жизни, чем предполагают, — должны рассматриваться на научном уровне. Но прежде я, в качестве подготовки, хочу вам сказать следующее.

Видите ли, то, что человек замечает, на что он обращает внимание, и явления в сущности, лишь совсем небольшой частью жизни. Большая часть жизни остается для человека незамеченной, и поскольку она остается для него незамеченной, он считает, что этой части жизни вообще как будто не существует. Возьмем, например, следующее: если где-нибудь кто-то проходит мимо дома и сверху в этот момент падает кирпич и убивает его, то это попадает в центр внимания, и это, конечно, производит большое впечатление в том кругу, где был известен данный человек и даже шире. Об этом много говорят. На это обращают внимание и много говорят об этом.

Но возможен следующий случай: кто-то собирается утром уйти. В последний момент перед уходом он замечает, что он забыл что-то такое, что безусловно требовалось привести в порядок, и он задерживается на пять минут, затем он уходит. Кирпич падает вниз за пять минут до его ухода, так что когда он идет мимо, ему кирпич не вредит. Пройди он тут пятью минутами раньше, кирпич разбил бы ему голову. Но ни один человек не говорит об этом потому, что ни один человек даже заметить этого не может. Ни один человек не может знать — сам он такие вещи забывает, никто не обращает внимания на это, — что могло бы произойти, не задержись он на пару минут. Видите ли, хотя такие вещи не замечают, они, тем не менее, точно так же присутствуют в жизни. Бесчисленно множество таких вещей, когда мы, благодаря нашей судьбе, предохраняемся от несчастья, существует, но остается без внимания. Их не изучают по той причине, поскольку проследить их не так-то легко. Их исследуют только тогда, если это что-то бросается в глаза, слабо заметное, то, что привлекает к себе внимание. Тогда такие вещи исследуются.

Был однажды человек,21 который очень много времени просиживал за своим письменным столом (в бельэтаже), тогда как семья его жила внизу. Он часто поднимался наверх в свою верхнюю комнату. Один раз ему приснилось, что в определенный день его подстерегает большое несчастье, что он будет застрелен. Что же сделал этот человек? Он рассказал об этом другим; ему сказали, что он должен быть очень осторожен, так как в этот день его могут застрелить. Поэтому он никуда не выходил, но остался дома и весь день сидел в своей комнате. Но сон произвел на него очень неприятное впечатление, поскольку ему уже часто приходилось испытывать, — это происходило давно, в то время, когда люди еще обращали внимание на такие вещи, — что такие сны бывают правдивыми вещами. У него было неприятное чувство. Из-за этого неприятного чувства он был особенно внимателен к себе. Получилось так, что в какой-то определенный момент он почувствовал тревогу; из-за этой внутренней тревоги он встал со своего стула. В тот же момент прозвучал выстрел, и заряд пролетел именно около стула! Задолго до этого он приобрел старое ружье, они висело в передней, — дверь была открыта, — и слуга взял ружье в руки. Он не подумал о том, что ружье заряжено и обращался с ружьем так неосторожно, что нажал спуск, так что пуля прошла у того места, где только что сидел тот человек.

Итак, вы видите, здесь двойное сплетение судьбы. Сперва сниться какой-то банальный сон. И, с другой стороны, поскольку его судьба еще не исполнена, поскольку он еще должен жить, в самый решающий момент, благодаря внутреннему порыву он встает и отходит. Но теперь возникает следующая проблема. Видите ли, ведь в этот момент он тоже мог быть явственно услышать: «Уйди!» — как это услышали вы (обращаясь к господину Бурле). Он тоже мог бы точно так же это услышать. Как же это осуществляется? Видите ли, если говорят о духовном мире, надо ясно понимать, что нельзя говорить о духовном мире всяческие глупости. Но можно было бы наговорить о духовном мире глупостей, если верить в то, — а в это верят многие люди, особенно спириты, — что в духовном мире могут быть немцы, французы, англичане, испанцы или китайцы. Но ведь именно так должно было быть, если человек слышал бы из духовного мира слова «Geh weg!», «Уйди!»; ведь какое-то духовное существо должно было говорить по-немецки. К французу говорили бы по-французски, ведь если ему говорить по-немецки, то он, пожалуй, примет такую речь за ряд неартикулированных звуков, а сегодня мог бы принять и за что-то зловредное. Итак, весьма неумно представлять себе, что «Уйди!» говорил дух, так как дух не может быть немцем, французом или англичанином. Это придуманный поклонниками спиритизма вздор, что можно через медиума вступать в общение с умершим, получать от них ответ и думать, что так говорят духи. Этого они, конечно, не делают. Несмотря на то, что они существуют, этого они не делают. На самом деле происходит следующее.

Та форма общения с духовным миром, которая дает возможность научным образом говорить о духовном мире, располагает нас к тому, чтобы в первую очередь отвыкнуть от мысли, будто бы духи говорят на земном языке. Надо сначала познакомиться с духовным миром, надо уметь переводить на обычный язык то, что духи говорят на сверхчувственном языке. Если человек, который сидел за своим письменным столом услышал бы «Уйди!», то это тоже вполне могло произойти. Но дело вот в чем: вы слышали от меня, что человек в целом исполнен разума. Я уже излагал вам это однажды: печень воспринимает процессы, протекающие в нижней части тела, легкие воспринимают, весь человек является органом восприятия. Сердце воспринимает, посредством сердца человек воспринимает кровообращение. Но в обычной жизни эти органы не используются для восприятия. Используют глаза, используют нос, но эти органы для восприятия не используют. Эти органы имеют одно совершенно специфическое свойство. Возьмем, например, печень, господа! Видите ли, печень, извлеченная из тела, представляет собой такой же орган, который вы знаете у животных, ведь вам, вероятно, уже приходилось где-нибудь видеть печень, например, у гуся. Но этот орган имеет эфирное тело, которое связано с другим эфирным телом (рисунок 13 желтое), затем оно имеет астральное тело (фиолетовый). Кроме того, ее к тому же пронизывает «я». Следовательно, этот орган, эта печень, имеет и нечто духовное. В вашей голове вы воспринимаете это духовное, но в вашей печени на уровне сознания вы духовное не воспринимаете.