Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 18 из 63)

РИСУНОК 13

gelb - жёлтый

violet - фиолетовый

Будучи организованы для обычной жизни, вы не можете в данном случае усмотреть духовное, аналогично тому, — о чем я вам недавно говорил, — как не можете вы воспринять это духовное в вашем маленьком хрусталике в глазу. Но с помощью этого маленького глазного хрусталика вы можете видеть все небо. Посредством всех органов головы духовные существа почти не говорят. Тут говорит мир в целом, небесные тела, звезды с их движениями и так далее, — они говорят посредством органов головы. Но через другие органы, например, через печень, духовные существа действительно говорят. С печенью говорит желудок, но, кроме того, говорят духовные существа; с легкими происходит то же. Со всеми органами, которые человек не использует в обычной жизни, говорят духовные существа.

Господа, если назначение головы является восприятие того, что она видит во внешнем мире, то внутри человека органы нижней части тела предназначены для того, чтобы воспринимать духовный мир. Эти органы, однако, исключительно тонкие. Они действительно очень тонки. То, что они тонки, чувствительны, вы можете установить, наблюдая состояния, в которых они находятся. На эти состояния по большей части даже не обращают внимания; не обращают внимания оттого, что медицина наша крайне несовершенна. Видите ли, вам, может быть, приходилось испытывать когда-нибудь, что от сильного страха возникает диарея. На это не обращают внимания, поскольку не могут представить себе, как может эта диарея возникать от страха. Но ведь она возникает от этого. Так проявляется влияние внешнего мира. Но это влияние может приходить также и из духовного мира. Под влиянием духовного мира осуществляется то, что эти органы на самом деле воспринимают, хотя воспринимают они совсем иначе вещи, нежели те, что находятся во внешнем мире.

Теперь мне хотелось бы вполне открыто сказать: мы как люди проходим через различные земные жизни. Если бы люди до сих пор должны были бы проходить различные земные жизни без поддержки, то им не удалось бы это сделать. Здесь на Земле человек, будучи еще мал, должен развиваться под опекой старшего, должен иметь руководителя, то есть воспитателя или учителя и тому подобное, а иначе он остался бы глупым. Но такого руководителя, такого вождя человек имеет и в духовном мире; этот руководитель ведет его от одной земной жизни к другой; он к тому же действительно оберегает человека в отдельной земной жизни, но не в тех делах, где нам предоставлена свобода, о которых мы и сами способны разумно судить, но в тех делах, о которых мы рассуждать не можем, но с которыми, тем не менее, связана наша человеческая организация. Происходит так, что если кто-то сидит и боится, он становится особенно чувствителен к тому, что ему предстоит. Но надо правильным образом судить о том, что представляет собой такая чувствительность. Надо совершенно точно отличать имеет ли эта чувствительность отношение к духовному, или же она вполне объясняется чисто физическими причинами. Если у человека отсутствует критический подход, он не сможет правильно говорить о таких вещах.

Я хочу привести вам один пример на эту тему. Одна больная жила на пятом этаже дома и к ней должен был ежедневно приходить врач, даже когда она выздоравливала, поскольку случай был довольно опасный. Врач посещал больную не регулярно, каждый день, но в разные часы, тем не менее, больная, находясь на пятом этаже, каждый день совершенно точно узнавала: сейчас придет врач. —, Причем она знала об этом, когда он находился еще внизу на лестничной площадке дома, еще до того, как он поднимался по лестнице. Люди сообщили об этом врачу и сказали: она ясновидящая, она знает об этом, благодаря ясновидению. Врача это сначала немного покоробило. Врачи — недоверчивый народ, они верят не сразу. Но, когда он все снова и снова общался с людьми, они ему говорили: да, наша дочь ясновидящая, она знает, когда вы появляетесь внизу. — Тогда он сказал: что ж, эту историю стоит проверить! И один раз, перед тем как войти в ворота, он потихоньку снял свои сапоги. И вот на этот раз она ничего не узнала! Так что видите, такие случаи бывают, и их надо как следует проверить. Ведь у этой больной из-за долгого лежания очень сильно обострился слух, так что она воспринимала шаги внизу, которые обычно сразу не были слышны. Если кто-то сразу говорит о ясновидении, то он просто не имеет права говорить о духовных мирах. Надо совершенно точно различать между тем, что еще может быть воспринято чувствами и тем, что чувствами воспринято быть не может.

Разыгрывающиеся при этом события показывают, что чувства могут обладать исключительной остротой. В обычной жизни человек, естественно, не способен сразу же услышать шаги внизу, если сам он находится на пятом этаже. Но так же как находящиеся в голове органы чувств, и иные органы чувств могут стать чувствительными, так и внутренние органы, тоже представляющие собой органы чувств, могут стать чувствительными для духовного. И если, например, печень находится под таким впечатлением: сегодня меня могут застрелить, — она становится особенно чувствительна: вследствие этого печень может услышать предупреждение от реально присутствующего духовного существа, хотя и не на итальянском или немецком языке.

Представьте себе, однако, насколько удивительным образом это происходит: ведь печень должна сначала передать эту информацию в голову, а иначе человек последнюю не воспримет; и вот на этом пути от печени до головы информация должна быть переведена на язык, которым говорит человек. Это наиболее удивительное в этом процессе, здесь есть нечто загадочное. Вы могли бы только сказать при этом: каким все же замечательным существом является человек. Он не только способен иметь предчувствия, но, что гораздо удивительнее, он может подсознательно перевести на свой язык то, что приходит к нему из духовного мира.

Но отсюда вы можете усмотреть следующее: все то, что заимствовано в некоторых спиритических кружках, говориться к нижней части тела. Но люди не соглашаются с этим. Они верят, что духи говорят по-итальянски и по-французски, хотя все это приходит из самого человека. Хотя в этой ситуации (то есть, при спиритизме, — прим. перев.) тоже происходит общение с духовным миром, только лишь наихудшим образом. Затем это переносится и на другие дела.

Но из этого вы видите, что если мы имеет дело с таким явлением, как «Уйди!», нам должно быть ясно: общение с духовным миром само по себе остается для данного человека еще сумрачным, темным. Было бы неверным представлять себе, что Ангел-хранитель, дух-защитник шепчет ему на ухо, — тут надо знать на каком окольном пути происходят подобные вещи. Тогда становится понятным и другое. Становится понятны те вещи, против которых люди очень легко могли бы возразить. Ведь для обычных людей, случай с человеком, снявшим сапоги, становится поводом для такого возражения. Этот человек (врач) сказал: «Люди верят, что есть ясновидение, яснослышание, на самом деле никакое это не яснослышание, а обычный слух. И в других случаях, мол, происходит то же самое».

Именно это, господа, и надо бы исследовать в первую очередь! Тогда при соблюдении необходимой предусмотрительности можно будет увидеть, что на самом деле таким окольным путем из духовного мира производится постоянная работа с человеческой судьбой, что особенно сильно происходит в детстве. Почему в детстве? Дело в том, что в детстве астральное тело гораздо активнее, астральное тело работает с большей интенсивностью. Позднее оно уже не работает очень интенсивно. Когда печень у ребенка еще мягкая, астральное тело может переносить на печень то, что оно слышит в духовном мире. Позднее, когда печень становится жестче, астральное тело уже не может переносить слышанное.

Вы должны понять, какое значение имело событие, пережитое господином Бурле: когда человеку, в сущности, грозит смерть, и все же не наступает, хотя и была вполне предопределена внешней природой вещей. Ведь когда вы услышали «Уйди!», вам удалось отойти? (г. Бурле подтверждает). Итак, вы отошли в сторону оттуда. Такие случаи часто встречаются в жизни человека. Но многие из них он не замечает. Но это такой случай, который оказался для вас очень заметным.

Вы, однако, прежде чем приступить к свершению нынешней земной жизни, прошли много прежних жизней. Да, господа, совершенное прежде в земных жизнях стремится, хочет изменить себя правильным образом. Оно хочет изжить себя так, что человек, например, в этой жизни живет весьма долго для того, чтобы смогло изжиться все то, что обусловлено более ранними жизнями. Внешняя же природа может даже противоречить этому. Я могу в какой-то день, вследствие чисто внешних обстоятельств, подвергнуться несчастному случаю, который должен привести к смерти; дело могло бы обернуться так, что я, скажем, в случае смерти, в соответствие с моей прежней земной жизнью, умер бы относительно рано. По отношению к прежней жизни это не было бы правильно, — моя ранняя смерть, — поскольку я должен еще кое-что исполнить на Земле. Но я мог бы и умереть. Не думайте, что, мол, смерть безусловно должна быть предотвращена! Я мог бы и умереть, несчастный случай мог бы произойти. Я мог бы умереть, но вся моя судьба была бы изменена. Я бы не имел тогда того кусочка земной жизни, который мне еще следовало пережить. Вся судьба была бы изменена! И вот тут вмешивается та духовная мудрость, которая ведет человека от одной земной жизни к другой, она вмешивается и может предупредить, предостеречь его. Вот в чем причина, по которой эта мудрость может предостеречь человека. Однако, отношения такого рода весьма запутаны, они в некоторых случаях могут быть таковы, что та мудрость, которая хочет защитить, — если мы хотим употребить это слово, — хочет защитить человека, уступает другим существам, которые задерживают ее, которые ее отстраняют. В духовном мире может происходить такая борьба. Но если злые существа, — если мне будет позволено так выразиться, — не проявляют особого интереса, то предупреждение доходит до цели. Оно тогда осуществляется. Могут происходить совершенно особые вещи, также и внешним образом, случаев таких бесчисленное множество.