Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 19 из 63)

Во втором случае, который, как вы рассказали, произошел в вашей жизни, вы были удивлены тем, почему колесо не повернулось. Ведь если бы оно повернулось, вы должны были погибнуть. Другие не смогли запустить колесо, пустить воду, только вы могли это сделать. Отчего это зависело? Вы не могли увидеть внешним образом, в чем тут было дело? — господин Бурле: Нет! — Дело было в том, что вас уберегающие, хранящие вас, волящие духовные существа, парализовали волю других в этот момент. Это воздействие всегда идет через самого человека, а не каким-то внешним образом, не через что-то иное. В этот момент воля других (детей) оказалась парализованной, они не могли привести в движение свои мускулы. Вот как обстоят эти дела, вот как они взаимодействуют. Так что при желании говорить о духовном мире, надо всегда быть уверенным в том, что духовный мир действует через человека. Как без глаза нельзя видеть цвет, так без внутренней деятельности человека нельзя воспринимать духовный мир. Вот что всегда следует иметь в виду, если хотят оставаться в рамках настоящей науки, и не впадать в суеверие. Дело в том, что существующие на Земле различные языки не имеют больше значения в духовном мире; там имеет значение только такие средства общения, языку которых надо сначала обучиться. Желая вступить в духовный мир, — а я описывал, какие упражнения надо делать, чтобы проникнуть в духовный мир, — человек, прежде всего, должен, — в то время, когда он вступает в духовный мир, — должен смочь отвыкнуть от мышления. Не навсегда, — это было бы плохо, — но в те моменты, когда он хочет проникнуть в духовный мир. Ибо человеческое мышление ориентировано только на этот земной мир. Поэтому мышление сродни речи. В физическом мире мы, в сущности, думаем словами, и только постоянно привыкаем мыслить без помощи слов, приближаемся к духовному миру.

Теперь я хочу объяснить вам, как происходит тогда, когда человек смотрит в духовный мир непосредственно прямо. Представьте себе, что господин Бурле в тот момент, когда ему было сказано «Уйди!» оказался бы ясновидящим, настоящим ясновидящим: что бы тогда произошло? Если бы господин Бурле был ясновидящим, тогда ему не пришлось бы выполнять внутренне ту необычайно исполненную духом работу по переводу на немецкий язык того, что сказано ему духовным существом; в этом случае произошло бы нечто иное. В этом случае он бы научился тому, как то же самое духовное существо может объясняться, делая жесты, подавая знаки. Ибо духовные существа говорят не словами, но делают жесты. Конечно, не такие жесты как делают глухие, но, тем не менее, они делают жесты. Людей, по большей части не устраивают такие жесты, поскольку они, как спириты, непременно хотят что-то услышать. Но в действительности, духовный мир не таков, тут с помощью внешнего слуха ничего услышать нельзя. Даже непонятно, как разумный человек может представить, что он с помощью физических ушей слышит духов, ведь слышать их физическими ушами невозможно. Бессмысленно верить в то, что физическими ушами можно услышать духов. Несомненно то, что астральное тело должно иметь какой-то орган, который слышит духов. Это ни в коем случае не внешнее зрение и слышание; это знание о том, как надо понимать знаки, которые делают эти существа. Если бы господин Бурле был ясновидящим, он вместо того, чтобы услышать «Уйди!», увидел бы духовный образ, — причем, вы знаете, — так, как будто бы кто-то отодвинул его в сторону. Тогда он бы действительно воспринял это внутренне и ему не пришлось бы сначала переводить это в «Уйди!» Но все это происходит тихо, в покое, а люди не приучены к тому, чтобы воспринимать духовный мир в тишине, в покое и молчании. Даже если грозит опасность, у них не возникает желания успокоится. Человек в этом случае приходит в возбуждение, а как раз из-за возбуждения духовный мир не воспринимается. И все же если должна заговорить сама судьба, она говорит так, что человек сначала переводит это в себе.

Видите ли, как вы знаете, есть люди, обладающие математическим мышлением, а есть такие, кто не умеет мыслить математически; также, кто может хорошо считать, и такие, которые совсем не могут хорошо считать. Ведь есть различные способности. Но именно тот, кто прилагал усилия в области математического мышления, может с большей легкостью придти к настоящему ясновидению, нежели тот, кто не имеет понятия о математическом мышлении. В этом заключается причина, почему люди сегодня с таким трудом приходят к созерцанию духовного мира. Ибо те, кто получает образование сегодня, изучают по большей части греческий, латинский, литературу и тому подобные вещи, где можно мыслить неряшливо, небрежно. Большинство так называемых образованных, ученых людей учатся мыслить «неряшливо», поскольку они обучаются на материале, придуманном еще древними греками или римлянами; другие люди, в свою очередь, учатся у них. Сегодня существует страшно неряшливое мышление. Это не то мышление, которое имеет в себе настоящую силу. Из-за этого происходит то, что сегодня не могут правильно понять вещи, исходящие из духовного мира. Если бы люди обладали настоящим, острым мышлением, они стали бы гораздо тщательнее подходить к тому, что происходит в духовном мире. Внешние события, разыгрывающиеся в последнем (XIX) столетии, могут показать вам, как человек прямо-таки стремиться не попасть в духовный мир. Я хочу показать вам это на нескольких примерах.

Видите ли, когда известный Стеффенсон22 впервые обратил внимание на то, что можно сделать вагон с железными колесами, который поедет по рельсам, он обратился с таким предложением к ученым своего времени. Это происходило не так уж давно. Ученые начали подсчитывать, сделали необходимый расчет. И то же у них получилось? Они рассчитали: здесь находятся рельсы, а тут — колеса (изображается на рисунке); никогда не удастся сдвинуть вагон вперед, если колесо должно идти по рельсу сверху. Ничего из этого не выйдет. — Они рассчитывали дальше и вычислили: колесо именно тогда пойдет вперед, если рельс станет зубчатым, и колесо будет зубчатым как шестерня, необходимы зубцы, цепляющиеся друг за друга. — Итак, ученые рассчитали, что если у вагона будут зубчатые колеса и рельсы тоже будут с зубцами, приходящими в зацепление с зубцами колеса, тогда вагон сдвинется вперед: они доказывали, что только так можно сдвинуть с места железнодорожный поезд (решающую роль играет здесь сила трения колеса о рельс, а в случае зубчатых колес — сила зацепления; проектировщики сомневались, не будут ли колеса буксовать, проскальзывать на рельсах, из-за недостаточной силы трения между колесом и рельсом. Такие случаи иногда происходили при испытаниях, — прим. перев.). Вы видите, господа, что сегодня все происходит великолепно, без всяких зубчатых колес и зубчатых рельсов! Что же делали люди? Это происходит не так уж давно. Они рассчитывали. Но они держали эти расчеты в голове и не позволяли другим людям принять участие в этом деле. Расчеты оказались из-за этого бестолковыми. Именно расчет является тем, где можно получить просветление. Но в последнем столетии люди иногда выступали против расчетов. Но из-за этого и все остальное мышление становилось иллюзорным. В 1835 году, когда прекратились дебаты о зубчатых колесах и в Германии, проектировалась первая железная дорога из Фюрфи в Нюрнберг, была создана комиссия баварских врачей23 по вопросу, можно ли строить железную дорогу, как это отразиться на здоровье? Этот документ представляет исключительный интерес. Ведь это было не так давно, как вы думаете, даже ста лет не прошло. Коллегия ученых мужей составила документ о том, что не следовало бы строить железные дороги, потому что пассажиры станут чрезвычайно нервными. Если же люди, желающие так быстро передвигаться, добьются все же строительства железных дорог, то следовало бы справа и слева от путей устанавливать высокие дощатые заборы, чтобы проходящий мимо поезд, своим быстрым проездом не вызвал сотрясения мозга у крестьян. Вот какой документ составили эти ученые мужи.

Так рассуждали эти люди. Однако, не думайте, что они стали в настоящее время рассуждать иначе, относительно действительно прогрессивных вещей, проникающих в мир. Они и сегодня рассуждают не иначе. Сегодня кажется смешным, происходившее в 1835 г., это уже позади, но и над тем, что происходит сейчас, люди тоже будут смеяться через сто лет. Вообще, в связи с новшествами у людей возникает весьма специфические идеи. С железными дорогами дело шло далеко не гладко, так как мышление людей живо сопротивлялось этому новшеству. Когда, например, должна была строиться первая железная дорога из Берлина в Потсдам, генерал-почтмейстер получил запрос,24поскольку именно он осуществлял надзор за отправкой из Берлина в Потсдам и обратно четырех почтовых карет, — и должен был сделать экспертное заключение о целесообразности строительства такой железной дороги. Вот какое заключение он дал: четырежды в неделю он отправляет почтовую карету из Берлина в Потсдам, и туда почти никто не садится. Зачем строить железную дорогу, если даже в почтовую карету никто не садится? — Сегодня из Берлина в Потсдам ежедневно отправляется от десяти до двенадцати поездов и все они полные. Не именно сейчас, не в данный момент, но раньше они все были полные (имеется в виду послевоенная ситуация, — прим. перев.). Вы видите, с каким трудом люди в течение двух последних веков ориентировались в том, что происходило в мире. Поэтому то, что разыгрывается, остается не воспринятым, в лучшем случае доверяют отдельному человеку, такому, который, — я бы сказал, — имеет чисто внешний авторитет. Ему тогда доверяют. На эту тему я хочу рассказать вам одну историю.