Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 21 из 63)

Видите ли, тем самым вы имеете яркий пример того, насколько строго надо мыслить, если хочешь заглянуть в духовный мир. Надо как следует знать, а где же, так сказать, «собака зарыта», в ином случае можно быть крупным ученым мужем, и все же совершенно ложно истолковывать духовный мир. Последнее имеет самое непосредственное отношение к сэру Оливеру Лоджу,27который был одним из крупнейших физиков Англии. Именно с Оливером Лоджем случилось так, что он неправильно истолковал феномен духовного мира. Его сын погиб в одном из боев Мировой войны. Он был страшно опечален потерей сына, Раймонда Лоджа; и тут он запутался в сетях, расставленных медиумами. Он имел дело с одним очень ловким ученым медиумом; дело было аранжировано так, что через этого медиума его сын, Раймонд Лодж, после смерти, якобы, говорит с ним. Естественно, что это произвело большое впечатление и очень утешило отца, который находился под впечатлением гибели своего сына на германском фронте.

Но поскольку Оливер Лодж был исключительно крупным ученым, он не брал ничего на веру просто так. Но в данном случае происходило нечто такое, во что он мог, — не имея другой возможности, — мог только верить. Так вот, смотрите, происходило следующее. Медиум, войдя в так называемый транс, то есть, будучи в полусознательном состоянии сообщил ему, что его сын в последние дни перед смертью сфотографировался; медиум рассказал отцу, что как будто есть две фотографии.

Очень часто бывает, что при такой фотосъемке несколько снимков делается друг за другом, причем, по большей части, люди на разных снимках сидят несколько иначе. Медиум сказал, что сын сидит на обоих снимках по-разному, причем совершенно верно описал, чем этот второй снимок отличается от первого. Оливер Лодж тотчас же сказал: «Черт возьми! Если бы то, что мне описали, оказалось правдой: фотосъемка за два дня до смерти, в двух разных положениях!» Тогда в Англии еще никто не знал, что это правда, потому что фотосъемка произошла как раз незадолго перед смертью, ведь медиумический сеанс состоялся через дней четырнадцать или через три недели после смерти сына. И вот, смотрите, через восемь дней после того, как состоялся медиумический сеанс, приходит по почте, — а тогда бандероли ходили очень медленно, — в Лондон приходят по почте две фотографии, и все совпадает, абсолютно совпадает! Итак, он не мог себе и представить ничего иного, — по своим взглядам, как то, что сын с того света рассказал ему об этом.

И все же в этом случае это было не так: медиум, войдя в транс, в другое состояние, смог предвидеть то, что произошло: итак, он имел только предвидение. Персоны, сидящие вокруг медиума узнали о фотографиях только спустя восемь дней, когда фотографии были получены. Однако, медиум благодаря предвидению видел фотографии на восемь дней раньше (то есть на медиумическом сеансе, — прим. перев.). Следовательно, в данном случае не было общения с потусторонним, но все происходило на Земле. Медиум обладал только предвидением, и Оливер Лодж был введен в заблуждение. Насколько же осторожным надо быть! Конечно, правильно, что человек живет после смерти, что он может давать сообщения, но необходимо быть осторожным. Если Раймонд Лодж сообщает на английском языке: незадолго перед моей смертью я дважды фотографировался в немного разных положениях, — то надо спросить, от него ли исходит такое (сообщение). Ведь после смерти общение на английском языке прекращается; в ином случае дух должен был бы знать английский. Эти данные должны проистекать из подсознания медиума, из того, что не осознается в обычной жизни.

Поскольку мне благодаря вопросу господина Бурле пришлось сегодня рассказывать о столь деликатных вещах, я хотел бы при этом сказать и о том, как надо быть осторожным; ведь человек несет ответственность за это, что говорит. Я хотел показать, что нельзя принимать без разбора любые понятия, во всем надо разбираться. И только тогда, когда долго размышляют над этим, могут сказать: да, тут говорил именно Ангел-хранитель, дух-защитник. — Но для того, чтобы его слова облеклись в выражения немецкого языка, обязательно необходимо посредничество человека. Если же какие-либо люди не могут что-то сделать, то сначала их мышцы парализуются из духовного мира. Все это должно идти через человека.

После того, как будут изучены эти основы, можно будет двигаться дальше. Давайте поговорим об этом дальше в следующую субботу.


ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах 16 июня 1923 г.

Может быть вы что-то придумали, господа?

Господин Доллингер: Я хочу спросить о человеческой судьбе. Из-за Мировой войны погибли миллионы людей. Они принесли это в мир как свою судьбу? Как это выглядит в духовном мире в связи с мировым развитием?

Доктор Штейнер: Об этом мы можем поговорить в связи с другим, потому что необходимо, чтобы в антропософии такие вещи не объяснялись попросту, так как это иногда делают кое-какие люди. Такие вещи должны обсуждаться на научном уровне. Сегодня мне хотелось бы кое-что сказать вам о том, что постоянно приводит нас к пониманию того, как стала возможной нынешняя величайшая катастрофа, страшное бедствие, охватившее мир и множество людей. В настоящее время обычно больше не обращают внимания на то, как один человек связан с другим. В настоящее время происходит так, что все люди в мире разобщены, изолированы друг от друга. Сегодня если кто-то даже знает и наблюдает те вещи, о которых я рассказал вам на последнем занятии, то судит он о них или традиционным образом, или на основе каких-либо сохранившихся пережитков, суеверий и, как правило, объясняет их неверно.

Я хочу рассказать вам одну простую историю,28 которая может показать вам, что сегодня больше совершенно не думают о том, что один человек может быть каким-либо образом связан с другим. Однажды произошло следующее: это столь же достоверно, как и научный факт. В одной семье самым младшим членом была восемнадцати или девятнадцатилетняя девушка, она была больна, причем не настолько больна, чтобы быть прикованной к постели, однако ей все снова и снова приходилось прикладываться к постели. Долгое время мать находилась при ней и обслуживала ее. Девушка лежала на софе, мать ухаживала за ней, и когда однажды девушка немного задремала, мать вышла в другую комнату и читала там вслух книгу своему мужу и другим членам семьи. Это происходило в комнате, достаточно отдаленной от той, где лежала больная.

С сознанием больной происходило следующее. Когда мать вышла из комнаты, дочь вдруг почувствовала побуждение встать. Она встала и пошла за матерью через две комнаты в третью, где она нашла мать, которая читала вслух. Дочь была крайне изумлена тем, что ее приходу совсем не удивились. Больная, которая едва могла ходить, и которую оставили только что задремавшей, появилась в комнате, где незадолго до этого, хотела быть мать, поскольку матери хотелось позаботиться и о других членах семьи. Дочери показалось странным, что все они не реагировали. Вдруг мать, которая читала, сказала: «Теперь мне надо посмотреть, как дела с моей дочерью!» — и вышла из комнаты. Дочь снова пошла за ней. Мать опять прошла через две комнаты и обнаружила, что дочь лежит на софе, причем она страшно бледная. Сначала мать не обращалась к ней. Когда же она обратилась, дочь не отвечала и была совсем бледной. Дочь все время ходила вслед за матерью и видела, как мать зашла туда (в ее комнату), причем она, то есть дочь, увидела саму себя лежащей на софе. Дочь снова была крайне удивлена, во-первых, тем, что увидела саму себя лежащей на софе, а, во-вторых, что мать к ней обращалась. В этот момент дочь получила нечто подобное страшному удару; затем оказалось, что она лежит на софе, и цвет кожи у нее лучше; так что все стало, как прежде.

Это очень хорошо проверенное сообщение, эти вещи действительно имели место. Но вот теперь разные люди пытаются объяснить произошедшее. Они объясняют, то что случилось, например, таким образом: ну да, ведь эта дочь кроме своего физического тела имела астральное тело. — Вплоть до XVI века, то есть еще лет четыреста тому назад люди говорили об астральном теле так, как сегодня мы говорим о своем носе или о своем ухе. Но эти представления не сохранились до настоящего времени, они были в общем и целом забыты. Итак, люди, говоря об астральном теле, могли бы сказать так: ну что же, астральное тело просто-напросто вышло, прогулялось через комнаты, приняло участие в общем чтении и так далее; снова вернулось и проскользнуло на место в тот момент, когда мать обратилась к девушке.