Однако, господа, вам должно быть ясно, что если эти вещи объясняют таким образом, то это объяснение таково, как если бы в одного физического человека был вставлен другой физический человек, как если бы здесь был один круг, а другой был побольше, как если бы можно было выскользнуть отсюда наружу и разгуливать подобно физическому человеку. Однако было бы сильным суеверием, объяснять это подобным образом. Такие суеверия очень распространены сегодня среди образованных людей, а иначе не происходили бы такие вещи как с Оливером Лоджем, о котором я рассказывал вам. Дело в том, чтобы узнать: так что же тут произошло в действительности?
В действительности происходило следующее. Мать сидела с дочерью и ухаживала за ней. Тут было то, что называют исполненной любви заботой, и дочери было очень, очень приятно, что мама заботится о ней. Она чувствовала любовь матери. В такой момент, господа, когда один чувствует столь сильно любовь другого, и к тому же сам очень слаб, происходит нечто особенное: он перестает думать посредством своего астрального тела. Его астральное тело становится тупым, и астральное тело другого человека обретает власть над его собственным астральным телом. Тогда может даже случиться то, что человек начинает мыслить мыслями другого человека, находящегося рядом с ним. Произошло так, что когда мать, еще ухаживая за дочерью, это развившееся в ней чувство так распространила, перенесла на дочь, что дочь стала полностью и чувствовать и думать как мать. И вот мать вышла. Подобно тому, как шар, если я ударю его, покатится прочь, так и дочь думала теперь не своими собственными мыслями, но мыслями матери. Пока мать проходила через две комнаты, дочь непрерывно думала мыслями матери. И в то же время, когда мать читала вслух, дочь думала посредством мыслей матери.
На самом деле дочь, естественно, оставалась тихо лежать на софе, но она постоянно думала посредством мыслей матери. Когда же мать забеспокоилась и снова вернулась назад, тут дочь мысленно тоже вернулась назад. Вы не должны удивляться, что дочь побледнела (бледность говорит о том, что отступает внутрь или уходит не астральное тело, но «я»-организация, — прим. перев.). Вы только подумайте: если вы какое-то время лежите как в обмороке, вы тоже побледнеете. Ибо если человек мыслит мыслями другого человека, то это содействует наступлению состояния, подобного обмороку. Когда же мать снова вернулась, это подействовало на дочь как потрясение, так что она снова смогла обрести свои собственные мысли. Итак, вы видите, правильным объяснением в данном случае будет то, что один человек, — именно своей духовной составляющей, — может чрезвычайно сильно воздействовать на другого человека. Но особенно это происходит в том случае, если тот, на кого воздействуют, сам очень слаб. Итак, если он сам не может развить душевные силы, тогда он с легкостью подпадает под влияние душевных сил другого.
Но в жизни это нередко происходит. Часто даже и не думают о том, какое огромное влияние оказывают друг на друга люди. Как вы считаете, если один рассказывает что-то другому и этот другой верит ему, всегда ли он имеет для этого причины, разумные причины, на основании которых он дает себя убедить? Ведь это совсем не так. Если человек любит кого-то, то он и доверяет ему больше, чем тому, кого он ненавидит. Эта история про то, как душа одного человек оказывает исключительно сильное влияние на душу другого. Надо рассуждать так: надо знать, как сильно один человек влияет на другого. Надо точно знать, как это связано с духовностью, если вообще хочешь говорить на эту тему.
Теперь я хочу продемонстрировать вам другой пример, который я рассказывал с определенной целью. Ведь теперь кто-нибудь мог бы сказать: «Да ведь доктор Штейнер вообще не верит в то, что человек может выходить из себя, он верит лишь в то, что один человек может влиять на другого». — Но это не так: просто я привел вам пример, который дает вам возможность ясно увидеть, как один человек может влиять на другого; в данном случае мать влияет на дочь.
В другом примере не может быть и речи о том, что человек подвергался влиянию. Два студента жили вместе с одной комнате. Это у студентов бывает сплошь и рядом. Один из них — студент-математик, другой — студент-филолог и не знает математику, даже понятия не имеет о математике. Однажды вечером они вкалывали как быки и страшно много зубрили, как это называют иногда на студенческом сленге. Один зубрил свою латинскую грамматику, другой решал математический пример, вычислял, но не мог его решить, свести концы с концами. Он ничего не мог подумать. У первого с языком дело шло терпимо, так что он довольный улегся в постель. Но студент-математик лег в постель очень недовольный, так как со своим заданием он не справился. В работе над языком, как правило, неизвестно, справился ты или нет. Можно наделать ошибок, но сначала кажется, что все правильно. В случае математики бывает так, что если ты не справляешься, то просто ничего не выходит. Тут есть разница. Итак, они улеглись спать: примерно половина двенадцатого или в двенадцать они улеглись спать.
Примерно в три часа ночи, студент-математик встает, — студент-филолог посмотрел на часы, — садиться за свой письменный стол и начинает вычислять, вычислять и вычислять. Студент-филолог в высшей степени удивлен этим, но у него достаточно выдержки, присутствия духа, чтобы тихо ожидать, что будет. Другой считает, считает, снова встает со стула, ложится в кровать и спит себе дальше.
Утром в восемь часов оба встают. Студент-математик говорит: «Черт возьми, у меня сегодня трещит голова, будто весь вечер гудели в кабаке, а ведь мы были дома!» — Другой говорит: «Меня это не удивляет! Почему ты ночью встал и работал?» — «Что? Я работал? Мне бы и в голову не пришло! Я всю ночь проспал в постели», — сказал студент-математик. — «Да, но ведь ты еще вставал!» — говорит другой. — «Ведь ты взял карандаш и все время считал!» — «Полно», — возражает другой, — «об этом не может быть и речи». — «Что ж, давай-ка, посмотрим», — говорит студент-филолог, — «ведь там осталось то, что ты написал». Студент-математик смотрит. Вся задача была решена до конца; было сделано все, что не удавалось ему сделать вечером.
Видите ли, тут перед вами пример, где нет сомнений в том, что другой не слукавил, потому что он и подавно не мог бы решить эту задачку. Он был всего лишь студентом-филологом, и, кроме того, он видел, она это все произошло. Итак, следовательно, этот математик, сам того не сознавая, встал, и правильно решил весь пример. Не могло быть и речи о том, что он мог подвергнуться влиянию со стороны другого. Так как этот математик действительно, фактически вставал ночью.
При объяснении происходящего обнаруживаются нечто очень необычное. Видите ли, как вам известно, мы имеем в первую очередь наше физическое тело, затем эфирное тело, астральное тело и тело-«я» (Ich-Leib). Я называю их «телами», хотя это, конечно, не внешние тела, тем не менее я называю эти четыре части человека «телами» Когда мы спим, господа, в постели лежит наше физическое тело и наше эфирное тело; астральное тело и тело-«я» находятся снаружи. Их ты видим вокруг физического тела и эфирного тела. Все это я уже рассказывал вам. То же самое происходило и со студентом-математиком. Он улегся в постель. Он смог как следует заснуть, следовательно, вывел наружу свое астральное тело и тело-«я», но он испытывал беспокойство из-за нерешенного математического примера. Если бы теперь астральное тело и тело-«я» проскользнули бы обратно в его физическое тело и его эфирное тело, он бы проснулся и снова ничего не сумел бы решить, по всей вероятности он снова не смог бы решить задачу. Но астральное тело и тело-«я» не сделали этого (то есть не вошли в физическое и эфирное тела, — прим. перев.); однако, вследствие беспокойного состояния, в котором он находился, они только пихнули, подтолкнули его. Астральное тело может подтолкнуть, пихнуть, оно может немного толкнуть даже кожу. Но это может произойти лишь на уровне воздуха, не физически, ибо астральное тело не является физическим. Но воздух оно может привести в движение. Оно особенно воздействует на глаза, меньше на уши, нос и рот. Повсюду, где находятся органы чувств, очень сильно действует такой удар, толчок со стороны астрального тела. Так вот, следовательно, студент-математик лег в постель, и астральное тело постоянно стучалось, толкало его снаружи, но не входило внутрь. В результате полученного от астрального тела толчка, физическое тело и эфирное тело ощутили побуждение встать автоматически, подобно машине, машинально встать. Однако астральное тело оставалось снаружи, так как если бы оно вошло внутрь, студент бы пришел в сознание. Но оно не вошло. Его астральному телу и телу-«я» совсем не импонировало входить обратно. Так кто же производил вычисления? Теперь вычисляло именно физическое тело и эфирное тело и эфирное тело было в состоянии произвести весь расчет, который не удавалось сделать, когда астральное тело и тело-«я» находились внутри.
Отсюда вы видите, господа, что все вы в вашем эфирном теле несравненно более умны, нежели в вашем астральном теле и высшем «Я». Если бы вы умели делать все то, что может ваше астральное тело, то, черт возьми! Вы были бы умнейшими парнями! Ведь все обучение, в сущности, состоит в том, что мы поднимаем в наше астральное тело то, чем мы уже обладаем в нашем эфирном теле.
Так что же по существу происходило с эти студентом-математиком? Вы знаете, что в прежнее время среди студентов почти совершенно отсутствовали абстиненты и противники спиртного, но все они обычно пили, причем весьма изрядно. Так вот и эти парни не каждый вечер занимались зубрежкой, но им доводилось немалое время просиживать в кабаках и вследствие этого, — из-за воздействия алкоголя на кровь, — их астральное тело разрушалось. Эфирное тело подвергалось разрушению в меньшей степени. А следствием было то, что студент-математик, — если бы он меньше шлялся по кабакам, — мог бы отлично справиться с задачей, мог бы ее решить, но поскольку он подверг свое астральное тело (разрушительному) влиянию, он не мог решать данную задачу в состояние бодрствования. Он должен был сначала выделить изуродованное, испорченное астральное тело; тогда он смог усадить себя за стол, и его эфирное тело, которое оставалось разумнее, — смогло решить эту математическую задачу. Мы, следовательно, можем прямо делать с помощью эфирного тела то, что делает разум. Любить эфирным телом мы не можем, это должно делать астральное тело, но все, что делает рассудок, разум, можно делать с помощью эфирного тела, тут эфирное тело может оказать поддержку. Итак, мы можем сказать: на этом примере нам совершенно очевидно, что никакого влияния со стороны не оказывалось, но этот студент-математик действовал лишь сам по себе.