Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 23 из 63)

Теперь совершенно ясно представьте себе следующее: здесь мы имеем (рисунок 14) физическое тело, здесь эфирное тело (желтое); последнее пронизывает физическое тело насквозь. И теперь, для того, чтобы мы могли с большей легкостью окинуть взором человека в целом, я рисую вам астральное тело, которое ночью (во время сна, — прим. перев.) находится здесь, снаружи (красное). Вверху оно очень маленькое, а внизу чудовищно пузатое. Затем идет «я», тело «я» (фиолетовое). Такими, следовательно, являемся мы ночью.

РИСУНОК 14

gelb - жёлтый

violet - фиолетовый

rot - красный

Мы, следовательно, представляем собою ночью двух человек. Вы, конечно, не должны рассматривать изображенного здесь второго человека (справа) как физического, нет, то, что снаружи целиком и полностью духовно. Мы бы снова слишком сильно впали бы в материализм, если бы представляли эти вещи не духовным образом. Отсюда вы можете получить представление о том, что человек, собственно, является в самом себе раздвоенным существом; духовно-душевная часть и физическая часть вместе с эфирным телом. Человек, который бодрствует, является таким, каков он есть лишь потому, что нормальным образом каждое утро астральное тело и тело-«я» как бы въезжают в физическое и эфирное тело (стрелки на рисунке 14).

Но представьте себе, что это не всегда происходит правильным образом, нормально. Примером такого рода может служить такой замечательный случай. Однажды была одна девушка — такие вещи всегда происходят сами собой, а не в результате упражнений, они происходят, когда человек немного ослабеет, так что у этой девушки все происходило в период созревания, на первом этапе женской зрелости, — так вот была девушка девятнадцати, двадцати лет, и с ней произошло следующее. У нее бывали дни, когда она хотя и говорила, но члены семьи ничего не могли понять из того, что она говорила, совсем ничего. Она говорила о совершенно неизвестных вещах. Это было очень необычно. Она могла, например, сказать: «Ах, добрый день, меня радует ваше посещение, ведь мы уже виделись два дня назад в (...), ах да, мы гуляли по прекрасному лесу. Там был источник». — Затем она выжидательно молчала. Это был прямо-таки телефонный разговор, когда голос другого мы не слышим, а слышим ответы. Это было так, как если бы она отвечала на что-то: ну да, конечно, вы взяли бокал и пили. — Это, следовательно, происходило так, что всегда было смешно то, что девушка говорила в качестве ответа на то, что должен был говорить ей кто-то другой. Люди, находившиеся вокруг, не видели этого другого. Девушка находилась как будто в совершенно ином мире и вела там разговор. Происходит, например, следующее; двигаться она не могла, она в такие дни оставалась совершено неподвижной. Но если, — когда она сидела, — ее толкали, она не говорила: «Почему вы толкнули меня?» — но говорила: «Какой ужасный ветер! Закройте окна, здесь такой страшный сквозняк!» — У нее возникала совершенно иное представление в случае, если ее, например, толкали. В таком состоянии она оставалась один или два дня. Когда же проходила пара дней, или более длительное время, она становилась вполне разумной, все знала, нормального говорила с людьми, но совсем ничего не знала о том, что происходило с ней в те другие дни. Она совсем не помнила об этом. Если же они рассказывали ей что-то об этом, она говорила, как если бы совсем ничего не знала про это. Это происходило только так, как если бы она спала. Но к этому присоединялось еще кое-что. Находясь в этом, ясном ином состоянии она помнила все то, что в этом ином состоянии с ней уже было, но совершенно не помнила о том, что происходило в ее обычном состоянии. Она могла окинуть взором всю жизнь, которую она переживала в некоем, — как говорили другие, — мире сновидений.

Что же было с этой девушкой? То, что я сейчас рассказывал вам, встречается в бесчисленных случаях и иногда происходит ужасным образом. Видите ли, у меня был один знакомый, с которым мы долгое время работали вместе. Он затем стал профессором в одной из Высших школ в Германии, но наступил день, когда он просто исчез. Ни один человек не знал, куда он исчез. Все поиски, в конечном счете, ни к чему не привели. Единственное, что удалось узнать, было то, что из того места, где он жил, он отправился на вокзал и взял билет. Но поскольку оттуда отправлялось множество людей, было неизвестно, куда он взял билет. Он куда-то уехал. Он очень долго не возвращался. Затем случилось так, что в берлинский приют для бродяг явился неизвестный человек и хотел, чтобы его приняли; когда же у него попросили документы, он представился: профессор NN, оттуда-то и оттуда-то. В Берлине он был помещен в приют для бродяг. Однако он снова вернулся оттуда и даже смог успешно продолжать свою профессорскую деятельность. Он продолжил ее автоматически; тут не помешало то, что временно она была приостановлена. Итак, он исполнял обязанности в дальнейшем. Но его родственники, — он ведь даже был женат, — провели расследование того, что происходило в тот промежуточный период. Было примерно так: человек этот купил билет до известной станции, не очень далеко. Он представил все это очень хитро. Он сошел, снова купил билет, — это происходило еще в то время, когда не требовали паспорт, — поехал в совсем другую сторону, затем опять в другую страну, затем по другой дороге, — был еще один южный город, где он побывал, — по другой дороге отправился в Берлин, в приют для бродяг. Там его приняли; он ничего ни о чем не знал, он находился в ином состоянии сознания.

Что же произошло с этим человеком? Видите ли, с этим человеком было то же самое, что и с моей девушкой. У такого человека происходило так, что если он должен был проснуться, астральное тело и тело-«я» входит не полностью, они только толкали снаружи, и тогда физическое тело с эфирным телом начинали действовать, все делали они. Такие люди ведут себя необычайно умно. Если еще вполне достоверная история, похожая на ту, которую я сам испытал со своим знакомым.

Вот эта другая история: сначала человек берет железнодорожный билет, делает то же самое, доезжает до станции, находящейся неподалеку. Затем он выдумывает разные трюки: все это делает его эфирное тело. Он добирается до Индии и пару лет остается там. И затем, позабыв о происшедшем, он дальше снова живет как прежде.

Видите ли, эти вещи действительно таковы, ибо надо сказать следующее: тут можно заглянуть в существо человека в целом. — Ведь что произошло с человеком, которого я хорошо знал, который совершил путешествие через две страны и попал в приют для бродяг? Он снова вернулся в свою Высшую школу, и даже бы приглашен в другую Высшую школу, чтобы защищать там одного знаменитого профессора. Однажды я побывал в том городе. Он больше со мной не общался, как вообще многие люди, общавшиеся со мною раньше, не хотели общаться со мной после того, как я стал читать антропософское лекции. Однажды стало известно: профессор NN снова ушел. — Но на этот раз он уже не появился снова, был обнаружен его труп. Он утопился. Что же произошло? Видите ли, произошло так, что он снова очутился в прежнем состоянии, когда астральное тело лишь подталкивало его. Тогда он в своем эфирном теле вспомнил о тех прежних событиях и был этим так напуган, что покончил с собой. Итак, надо подвергнуть существо человека весьма основательному осмотру, всмотреться в него, чтобы знать как взаимодействуют различные члены человеческого существа.

Однако, бывает и так: был однажды один человек, который тоже приходил в такое же состояние; при этом он опять-таки рассказывал так, как если бы становился совсем иным человеком, нежели сейчас, так что другие люди совсем ничего не понимали. Он описывал, — эта история происходила в XIX веке, — он описывал свое участие во французской революции (имеется в виду 1789—1794 гг., — прим. перев.). Он описывал целые сцены. Что происходило с ним? Ведь это так похоже на людей, о которых я вам рассказал. Но что же происходило с ним?

О том, что происходит в астральном теле и теле-«я», человек в обычном сознании знает не очень много, однако он очень многое переживает внутри. Представьте себе, что происходит следующее. Видите ли, я хочу описать вам, что происходит, когда такой человек пробуждается. Когда этот человек пробуждается, это астральное тело расщепляется, делится. Вот здесь (рисунок 14) оно разрывается, и одна часть входит в голову, а другая, нижняя — входит в остальное тело. Так это тоже происходит иногда. Представьте себе; если голова с большей легкостью, чем нижняя часть вбирает астральное тело и «я», тогда астральное тело может оказаться внутри головы раньше, чем в нижней части. В этом случае человек начинает говорить, что он совсем другой. Что наступает при этом? Видите ли, в этом случае на какой-то момент появляются способности заглянуть назад в прежнюю жизнь. Однако человек может это истолковать неверно, может не понять этого, он может иногда придумывать что-нибудь, что он изучал из истории. Тот, кто находился в таком состоянии, поскольку его астральное тело и его «я» вошли в его голову раньше, рассказывал, как будто бы он был французом, и переживал французскую революцию. На самом деле он ее изучал, только неправильно истолковывал (переосмысливал). Он переживал себя в одной из прежних инкарнаций, в одной прежней жизни, но не мог этого сразу понять; поэтому он неправильно истолковывал переживаемое.