Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 3 из 63)

Кроме того, если мы углубимся подальше в Азию, мы найдем, что там проложены огромные каналы. Ведь, не так ли, если мы здесь имеем Европу (изображается на рисунке - рисунок отсутствует) — я уже рисовал это для вас однажды, — то здесь у нас будет Африка. Здесь находились бы Нил и Египет, а здесь, выше, мы имели бы Азию. Это необъятный континент, простирающийся все дальше. И здесь население прямо-таки кишело, оно строило пирамиды и тому подобное. Здесь выше располагается древнехалдейский регион в Азии. Вы знаете, в Библии об Аврааме говорится, что он пришел из Ура Халдейского (Бытие 11.31 «И взял Фарра Авраама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Авраама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского…» — прим. перев.). Эта страна халдеев существовала тогда. И в этой стране в древности — до сих пор еще существуют остатки — велось строительство гигантских каналов, для чего требовались огромные массы людей. Вы должны понять, что эти простые факты доказывают нам наличие огромных людских масс в Африке и Азии за несколько тысяч и за тысячу лет до Рождества Христова.

Далее вам надо обдумать следующее: когда европейцы пришли в Америку, они стали поселяться там. Но Америка не была незаселенной. То древнее индейское население, о котором я уже рассказывал вам,1 население с медно-красным цветом кожи, целиком вымерло. (Большей частью древнее население Америки было зверски уничтожено европейскими пришельцами, см., например, Де Ласкасас, «История Индий» — прим. перев.) Если посмотреть на частью рассеянные и лишенные прав остатки, можно придти к выводу, что тут было огромное население, которое не ужилось с европейцами.

Итак, совершенно неверно, что раньше на Земле людей было гораздо меньше. Представьте себе, что даже о современном населении точных данных нет, а есть только данные по известным районам. Разве современная статистика знает, как обстоит дело с населением в Китае в настоящее время и тысячи лет тому назад! Все то, что рассказывают об этом путешественники, указывает на то, что население в прошлом совсем не было меньше, как обычно считают, но было время, когда Земля была заселена исключительно плотно. Во всяком случае, затем наступило время, когда в некоторых областях население уменьшалось, но особого значения это не имело. Итак, в общем, даже на основе того, что может быть известно благодаря внешней науке, может быть отстранено возражение, состоящее в том, что если считать людей вновь воплотившимися из древних эпох, то их в настоящее время чересчур много. Но тут приходится рассматривать кое-что другое. Видите ли, рассматривая современных людей, приходишь к тому, что один, скажем, проводит, живя в духовном мире, между смертью и нынешним рождением тысячу лет, другой, может быть, пятьсот лет, еще один, возможно, тысячу пятьсот лет. Так люди, живущие сегодня, не все жили (в прошлом) в одно и то же время, но в разное время. Если иногда население Земли уменьшалось, то души дожидались вверху, пока снова население увеличится.

Это вполне согласуется с фактами, когда речь идет об инкарнации и реинкарнации, повторной инкарнации. Я часто говорил — ведь такое возражение в течение долгих лет моей лекционной деятельности делалось все снова и снова, — вот всего лишь один пример расчета: допустим, что в 800 году по Р.Х. где-то был один человек; затем в 1000 году после Р.Х. был другой человек (изображается на рисунке - рисунок отсутствует). Теперь у нас 1923 год. Теперь могло бы оказаться полезным, чтобы человек отсюда встретился, сошелся с человеком оттуда, поскольку он ведь проделал более короткий путь. Сейчас здесь в (1923) мы имеем двоих, тогда как здесь (800 и 1000 по Р.Х.) в разное время было по одному. Итак, нет необходимости всем появляться в одно и то же время и снова приходить в одно время. Так что для того времени, когда Земля была населена меньше, вполне могло быть так, что на Землю спускалось меньше душ.

Не правда ли, если человек не фантазирует, а мыслит правильным образом, ему должно быть совершенно ясно, что дело обстоит не так просто, когда вместо двух людей затем появляется четверо, затем — шестеро и так далее; нет, чем дальше мы уходим назад, исследуя население Земли, тем больше мы приходим к тому, что этот процесс протекает ритмически. Есть времена, когда на Земле находится много людей, и времена, когда людей на Земле снова становится меньше. Мы никогда не придем, возвращаясь назад, к «одной единственной паре», как это дано в Библии. Это не следует рассматривать таким образом. Об «одной паре», как это стоит в Библии, не может быть и речи. Если мы должны допустить, что когда-то существовало два человека, то их и всегда должно было бы быть только двое, а в промежуточное (между инкарнациями — прим. перев.) время вообще ни одного, но это не так. Здесь истинная наука вступает в противоречие с тем, во что верит сегодня наука, основанная на фантастике.

Но есть и еще нечто другое. Видите ли, необходимо иметь ясность относительно того, что должно пройти известное время, пока человек снова сойдет на Землю. Вы могли бы спросить: когда же он сходит снова, снова приходит вниз? Тем, кто действительно в полном объеме исследует эти вещи, открывается следующее: один человек, будучи на Земле, имел очень много дела, занимался с духовным миром, он легче врастает в духовный мир после смерти. Поскольку он имел много дел с духовным миром, ему затем требуется относительно долгое время между смертью и новым рождением. Вы можете быть удивлены тем, что я говорю: долгое. Он может пребывать в духовном мире долго, поскольку уже здесь он научился многому, касающемуся духовного мира. Те люди, которые здесь имели много дел с духовным миром, могут там развиваться лучше, они остаются там дольше и позднее возвращаются назад. Напротив, те, кто был занят лишь материальным миром, относительно скоро возвращаются. Вот так меняется эта ситуация.

Так обстоит дело с одним возражением. Но, кроме того, есть и совсем иное возражение. Я уже обращал на него ваше внимание. Оно таково: почему человек не вспоминает о своих более ранних инкарнациях?2 Видите ли, господа, это так: если кто-то скажет, что человек умеет считать, то тут сомневаться не приходится — человек может считать. Но кто-нибудь скажет: а я докажу тебе, что человек не умеет считать. — Как ты это сделаешь? — Он приносит маленького ребенка, который не умеет считать. Но ведь ребенок тоже человек — говорит он.

Так обстоит дело и с прежними земными жизнями. Человек постепенно может научиться, и он будет учиться вспоминать себя в прежних земных жизнях, по мере своего дальнейшего развития на Земле. Духовная наука говорит о том, что человек в настоящее время, в современности еще не зашел настолько далеко, чтобы он мог помнить о том, что он переживал в предшествующей жизни. Но это вполне согласуется с тем, о чем мы можем говорить с позиции духовной науки. Видите ли, господа, с утра до вечера вы находитесь в состоянии бодрствования. Подумайте о том, как быстро забываются сны, — если они не имеют особого значения, о чем я уже говорил вам! Итак, человек вспоминает то, что он пережил в состоянии бодрствования. Но о чем-то ином он здесь на Земле уже не вспоминает. Имеется в виду то, что он переживает в состоянии сна. В состоянии сна мы переживаем несравненно больше, чем переживаем мы в состоянии бодрствования, однако человек своим современным сознанием еще не может охватить этих переживаний во сне. Если когда-либо такая способность будет достигнута, а она может быть достигнута человеком, тогда он узнает, что во сне переживается значительно больше. Однако, говоря вообще, человек пока не знает об этом. Когда же человек умирает, то, что он переживал в состоянии бодрствования уходит в течение двух, трех дней. С человеком происходит то, как если бы все мысли, пережитые им в бодрствующем состоянии по прошествии двух, трех дней просто уходят, отдаляются. И затем он окунается во все те вещи, которые он переживал во сне. Это занимает — как я уже это говорил вам — одну треть от всей земной жизни.3(То есть, если человек жил 90 лет, то 30 лет после смерти он переживает свои сны за прошедшие 90 лет — прим. перев.). Следовательно, того, что человек переживает совершенно внутренне, он здесь, на Земле, еще не знает. Он будет знать это, если будет все больше и больше углубляться в духовную науку.

Вот почему нам вовсе не следует удивляться, что в современной земной жизни остаются неосознанными, неузнанными те вещи, которые мы приносим сюда из прежней земной жизни. Недавно я говорил вам о том, в чем состоит разница, если я автоматически, бессознательно кладу запонку от рубашки4 — тогда утром мне, возможно, придется бегать и искать ее, — или же если я точно помню: ты положил эту запонку от рубашки в такое-то место; при этом мне не придется бегать повсюду, я сразу же пойду к цели. Дело тут в том, думает ли человек о чем-либо.

В древности люди знали, что они повторно живут на Земле, но на протяжении тысяч лет они совсем не думали об этом, как о чем-то духовном. Поэтому в нынешней земной жизни они не могут вспомнить об этом. Но наступит время, когда они будут помнить об этом, точно так же как для четырехлетнего ребенка наступает время, когда он может считать.

Дальше идет другой вопрос: у человека есть стремление двигаться по кругу, вращаться. Это замечено совершенно верно. Тут мне надо будет обратить ваше внимание на следующее. Как мы уже часто отмечали, мы, будучи ребенком, прежде всего, учимся стоять и ходить,5 мы в детстве учимся сначала двигаться в вертикальном положении и так далее. Теперь представим себе, что вы лежите в кровати и спите, и снова просыпаетесь, помня сон; во сне может случиться не только то, что вы кружитесь — во сне это, конечно, бывает вначале, — но вы далее летать можете. Сновидения, в которых человек летает, сначала, разумеется, душевно не так уж и редки. То, что человек летает во сне, происходит, как правило, вот почему: он просыпается. Он имеет привычку, находясь в состоянии бодрствования, ощущать пол или почву у себя под подошвой или ощущать сидение стула, привычку что-то иметь под собой, когда он сидит вертикально, короче — ощущать, что под ним всегда что-то есть, когда он бодрствует. Если теперь человек лежит, то лишь очень редко происходит так, что он своими подошвами упирается в кровать, подошвы обычно свободны. Он пробуждается в положении, которое для него непривычно. Ему кажется, он полагает, что он находится в воздухе и летит. Он, прежде всего, верит в это явление.