Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 35 из 63)

Неправда, что люди внутренне, бессознательно так же глупы, как они себя преподносят. Они гораздо умнее, и именно самые глупые оказываются иногда умными. Тут тоже происходит трансформация. Однако они не могут уловить свою собственную разумность. Именно в этом заключена страшная тайна, ведь именно за такими людьми часто встает то, что является их собственным душевным началом; сами же они не в состоянии уловить его.

Так вступают в духовные миры. Вы знаете, что в конце XIX века распространялось материалистическое естествознание. Еще сегодня люди бездумно вторят этому материалистическому естествознанию, безраздельно доверяют ему. Я должен сказать даже так: знакомиться с этим естествознанием в высшей степени полезно. — Это материалистическое естествознание от начала до конца предлагает нам самые что ни на есть скучнейшие положения, тезисы. Конечно, если только облизывать пальчики, восторгаясь своим разумом и, наконец, узнать, что человек произошел от обезьяны, — как это утверждают естественники, — ничего из этого не выйдет. Но если человек со всей внутренней энергией все снова и снова обдумывает эти положения, тогда он в конце концов преображает, трансформирует себя в истинно духовного человека, он замечает: человек произошел не от обезьяны, а от духовного существа.

Тут есть кое-какая разница! Однажды мальчика послали в школу. Там он впервые услышал от своего учителя, что человек произошел от обезьяны, это было очень давно, а теперь открыто. Дома он говорит своему отцу: «Папа, что я слышал сегодня, ты только представь, человек произошел от обезьяны!» — «Полно тебе», — отвечает отец возмущенно, — «ты просто глупый мальчишка. С тобой это могло случиться, но только не со мной!» — Как видите, отцу эта история показалась весьма недостоверной. Он имел в виду только душевное начало.

Из всего сказанного мною вы узнаете, что человек может реализовать себя в естествознании двояким образом. Я могу сказать вам вот что: если человек изучает естествознание не так, как это делают очень многие в XIX веке и делают до сих пор, если вы не имитируете всякую болтовню, но мыслите медитативно, мыслите снова и снова, часами, мыслите в течение часов, тогда происходит трансформация и возникает истинное духовное. Если вы надолго задумываетесь над растениями и минералами, если вы должны просто обдумывать то, что сообщают вам сегодня люди в столь материалистической манере, то тогда вы, в конце концов обретаете значение Зодиака, значение небесных тел, звездные тайны. Однако самым надежным путем является то, что исходит из таких положений, таких тезисов: «Часть больше целого», «Ни одно тело не обладает протяженностью», «Суждения имеют цвет», «Прямая является длиннейшим путем между двумя точками». Благодаря этому мы отрываемся от физического тела.

Проделав все это, вы подходите к тому, чтобы вместо своего физического тела мочь использовать свое эфирное тело. Вы тогда можете начать мыслить посредством эфирного тела, а эфирное тело должно мыслить все наоборот по отношению к физическому телу. Ведь через эфирное тело человек постепенно входит в духовный мир. Но тут он все еще застревает, останавливается и должен сначала усвоить кое-что другое.

Вы знаете, сегодня при чтении могут происходит очень странные вещи. Однажды, например, когда я был в одном южноавстрийском городе, который сегодня больше уже не австрийский, я взял в руки вечернюю газету. В этой вечерней газете была, — как это говорят, — передовица. В ней описывалась одна страшно интересная история, причем, во всех деталях, со всеми подробностями, крупная политическая история; читаешь первую колонку, вторую колонку, третью колонку — все страшно интересно. А затем в самом низу на той же самой странице маленькое примечание. Там стоит: «К сожалению мы вынуждены сообщить, что все, описанное в нашей сегодняшней передовице, основано на ошибочных сведениях и ни одно слово там не соответствует истине».

Вот видите, что может происходить сегодня. Это самый крайний случай, однако читателю современных газет приходится часто сталкиваться с тем, что на каждой прочитанной странице он встречает неправду. Тут читатель задним числом узнает, что это была неправда. Видите ли, я полагаю, что большинство людей сегодня стали страшно глухи по отношению к таким вещам; истину и ложь они мало помалу воспринимают совершенно одинаково. Если человек в этом отношении становится глухим, невосприимчивым, если он одинаковым образом принимает истину и ложь, то он не может войти в духовный мир.

В последний раз я говорил вам: «Если кто-то безумен, то больным является лишь его тело. Душа не больна, она остается в этом случае здоровой». Сегодня я говорил вам: «Если кто-то во время горячки, при высокой температуре бредит, то его мысли принимают карикатурный характер, но душа остается в норме». — Однако, если человек хочет выйти в духовный мир, для него должно стать привычным испытывать душевную боль, сталкиваясь с неправдой, а в случае правды испытывать душевную радость; он должен радоваться истине, причем так, как будто ему подарили миллион. — Я имею в виду миллион франков, а не марок! (Оживление в зале.) Он должен научиться умению радоваться, если пришлось услышать правду, и умению внутренне, душевно страдать — страдать не телом, но душой, если он где-то обнаруживает ложь; страдать так, как страдает тело в случае серьезного заболевания. Не то, чтобы душа становилась больной, но она должна уметь испытывать боль или радость, как испытывает тело болезнь или удовольствие, как переживают во внешнем мире боль или радость. Это значит, надо придти к тому, чтобы чувствовать истину так, как чувствуют радость, счастливое блаженство и удовлетворение в физической жизни: надо придти к тому, чтобы ощущать неправду столь же болезненно, испытывать от неправды внутренне в душе такую же боль как в ином случае он испытывает ее при повреждении своего тела. Это означает, что если вам наврали полный короб, вы должны были бы, причем вполне адекватно, отреагировать так: «Черт возьми! Он обкормил меня беленой!» — Это должно быть внутренне правдиво. Разумеется, если сегодня вы приглядитесь к тому, чем занята журналистика, вам придется раз за разом объедаться беленой. Вам придется постоянно душевно отплевываться, — если ваше душе суждено сохранить здоровье. Если вы хотите войти в духовный мир и в то же время не можете обойтись без газет, вы должны привыкнуть переживать скверный вкус от газеты, а от чтения чего-то порядочного, достойного, того что написано человеком искренне, переживать радость, подобную радости от чего-то очень вкусного. Для вас истина и стремление к истине должны иметь хорошие вкусовые качества, быть вкусными, тогда как обнаруженная вами ложь должна иметь горький, ядовитый вкус. Так что вы должны учиться не только тому, что «Суждения имеют цвет», вы должны научиться говорить: «Типографская краска сегодня — это белена, отрава». Но это вы должны уметь ощущать со всей честностью и справедливостью. Тогда, господа, тогда вы приблизились к тому, что называют духовным преображением.

Люди говорят о внешней алхимии и верят, что внешняя алхимия может превратить медь в золото. Конечно, сегодня шарлатаны будут говорить вам об этом и так и эдак; так долго считали суеверные люди. Но в духе подобные вещи возможны; надо только верить в истинность духа. Тут надо уметь сказать себе: типографская краска, используемая для печати в материальном смысле одинакова, если печатается правдивая книга или лживая газета. Но в одном случае типографская краска — это настоящая белена, тогда как в другом — она подобна текучему золоту. В духе те вещи, которые в физическом мире одинаковы, совершенно различны.

Однако, когда современным разумным людям говорят: типографская краска может стать или текучим золотом, или беленой, то они отвечают так: «Это ты выражаешь в образной форме, это можно понимать лишь как образ». — Да, господа, это образность, которая должна стать по-настоящему духовной; надо понять, как вещи становятся духовными.

Здесь я хочу привести вам один пример, взятый из истории социал-демократической партии. Вы, возможно, немного больше участвовали в этом деле; однако в известный момент социал-демократическая партия раскололась на две части. Одна из них подчинялась Бернштейну41 и ему подобным людям. Это были те, кто охотно заключал компромиссы с буржуазией. Другую часть составляли радикалы, во главе которых до самой своей смерти находился Бебель42. Узнать о нем вы могли бы по крайней мере из литературы. Однажды состоялось партийное собрание, — это было в Дрездене, — и Бебель прогневавшись на других, сказал, что он наведет порядок в социал-демократии. Он прочел очень мощную речь, по ходу которой высказался так: «Когда из-за этой другой партии случается то одно, то другое, у меня по печени пробегает вошь!» Каждый скажет, что это надо понимать в переносном смысле, как образ, — то, что у Бебеля по печени пробегала вошь, — так как на самом деле все же вошь у него по печени не пробегала. Но почему же он использовал такое выражение? Разумеется, Бебель использовал его не потому, что у него бегала по печени настоящая вошь; но он слышал такое выражение и употребил его для ситуации, когда человек страшно злится. (Здесь, кроме прочего, Р. Штейнер иронизирует над тоном и нравами германской социал-демократии, лидеры которой - Лассаль, Бебель, Роза Люксембург, К. Либкнехт и др. - ) были последователями, друзьями или близкими, — как Лассаль — Карла Маркса, марксистами или — как оппортунист Бернштейн — его оппонентами - примеч. перев.) Но почему выражение звучит именно так, почему человек говорит о том, что у него по печени пробегает «вошь»?